В данной научной статье показана значимость и стратегия поддержки малого предпринимательства на территории Чеченской республики; указаны проблемы развития малого предпринимательства и решение этих проблем, а также государственная поддержка и перспективы развития.
Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, проблемы и этапы развития малого предпринимательства, Чеченская республика, государственная поддержка.
In this scientific article shows the importance and strategy of support of small business in the territory of the Chechen Republic; the problems of development of small enterprises; addressing the major challenges of small enterprises; State support and prospects for development.
Keywords:Entrepreneurship, small business, problems and stages of development of small business, the Chechen Republic, State support.
В современной рыночной экономике процесс становления предпринимательства стал объективным и закономерным.
Существует множество определений понятия как для предпринимательства, так и для малого предпринимательства. Но смысл всех этих определений подразумевает следующее:
Итак, предпринимательство, то есть предпринимательская деятельность — вид любой человеческой и экономической деятельности, которая направлена на достижение поставленных целей и получения прибыли.
Малое предпринимательство — также является экономической деятельностью, которая направлена на достижение поставленных целей и получения прибыли.
Но между двумя этими определениями существуют отличительные признаки, которые их разъединяют.
Как нам показывает мировая практика, наиболее заметными и общими критериями, на основе которых, мы можем отнести деятельность различных организационно-правовых норм к субъектам малого предприятия:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота в условиях индивидуального предпринимательства.
Малое предпринимательство обеспечивает быстрый оборот ресурсов, решает проблемы связанные с реструктуризацией экономики, также придает рынку дополнительную стабильность и динамику роста.
Поэтому перед нами ставится задача усиления работ по активизации предпринимательства в наших районах, ибо именно малое предприятие может решать проблемы связанные с поднятием экономики и достижение повышения максимально возможного уровня благосостояния граждан нашей страны
Таблица 1
Статистика индивидуальных предпринимателей в ЧР
Индивидуальные предприниматели |
Количество |
Зарегистрированные до 01.01.2004 |
737 |
Зарегистрированные после 01.01.2004 |
21727 |
Фермерские хозяйства |
|
Зарегистрированные до вступления в силу первой части ГК РФ |
139 |
Зарегистрированные до 01.01.2004 |
45 |
Зарегистрированные после 01.01.2004 |
3629 |
В связи с принятием решения о прекращении деятельности |
64953 |
В связи со смертью |
604 |
В связи с принятием судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) |
1 |
В принудительном порядке по решению суда |
0 |
В связи с вступлением в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью |
0 |
Фермерские хозяйства |
|
В связи с аннулированием документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации |
1 |
В связи с принятием членами крестьянского (фермерского) хозяйства единогласного решения о прекращении деятельности |
8626 |
В связи с принятием судом решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства несостоятельным (банкротом) |
1 |
В связи с созданием на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества |
28 |
В принудительном порядке по решению суда |
1 |
В последние годы часто обсуждались проблемы развития малого и среднего предпринимательства, ибо многие фирмы имели неудовлетворительную финансовую характеристику. Это было связано как косвенно, так и напрямую с устаревшей техникой, были проблемы получения кредитов и обеспечением заказами. Также одной из главных проблем является слабая степень изученности реального состояния предпринимательства в мелких экономических формах хозяйствования, необходимость формирования концептуальных основ организации и совершенствования современной концепции государственной поддержки, что является немало важным для нормального функционирования и развития малого или среднего предпринимательства. Ибо именно государственная поддержка оказывает огромную поддержку в развитии предпринимательства. Поэтому изменения законодательства Чеченской республики о сборах и налогах в части введения налоговых льгот налогоплательщикам, могут способствовать увеличения числа субъектов среднего и малого предпринимательства и обеспечат расширение уровня экономического роста. В сфере малого или среднего предпринимательства государству необходимо давать реальную отдачу, обеспечивая рост бюджетных поступлений.
Таким образом, проблема связанная с увеличением вклада бюджетных средств в малый бизнес является актуальной.
На наш взгляд, существует ряд основных факторов, которые препятствуют развитию малого предпринимательства на территории Чеченской Республики.
1) отсутствие эффективных механизмов кредитования начинающих субъектов малого предпринимательства;
2) недостаточное развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
3) проблема кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства;
4) низкая социальная активность предпринимателей.
Учитывая малую эффективность государственных вливаний, частные инвестиции считаем более полезными, потому что в этом случае обе стороны заинтересованы в успехе и потому, что временно свободные денежные средства включаются в оборот, что благоприятно влияет на денежную систему. Бизнес-центры могли бы выступать в качестве инвестиционных площадок, где уже успешные бизнесмены вкладывали бы в начинающих предпринимателей.
Также не менее важной составляющей является налоговая политика в отношении малых предприятий. Которая в свою очередь требует изменений и совершенствования.
Существует три основных системы налогообложения:
Общая система налогообложения — НДС. В полном объеме ведется бухгалтерский учет, уплачиваются все общие налоги (НДС, НДФЛ).
Общепринятая система налогообложения, при которой малые предприятия являются плательщиками тех же налогов и сборов, что и любые другие коммерческие предприятия, будь оно крупное или среднее.
УСН, упрощенная система налогообложения, (упрощенка) (уплачивается 6 % от доходов или 15 % от доходов за вычетом расходов), страховые взносы.
Упрощенная (упрощенка) система налогообложения непосредственно предусмотрена для субъектов малого предпринимательства. Малые предприятия, при такой системе, уплачивают единый налог с совокупного дохода или с валовой выручки.
Единый налог на вмененный доход (вмененка), ЕНВД. Уплачивается собственно ЕНВД, страховые взносы, НДФЛ.
Налогообложение единым налогом на вмененный доход — режим, при котором налогоплательщику устанавливается (вменяется) фиксированная базовая доходность, исходя из которой рассчитывается вмененный доход и налог на него.
Под эту систему подпадают только определенные виды деятельности, такие, как розничная торговля и услуги общественного питания; автотранспортные услуги; ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспорта, хранение автотранспорта на платных стоянках; бытовые услуги.
Основные проблемы налоговой системы по отношению к малому бизнесу:
1. неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов;
2. постоянно изменяющееся налоговое законодательство;
3. сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения;
4. большие размеры взимаемых налогов;
5. неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.
К недостатку упрощенной системы налогообложения(упрощенки) можно отнести легкость утраты права по её применению. Для этого достаточно выйти за лимит годового дохода в 20 млн. руб. или иметь остаточную стоимость ОС более, чем в 100 млн. руб. (п.4 ст.346.13 НК РФ).
Вполне оправдано было бы увеличение суммы этого лимита, для того чтобы более широкий круг предпринимателей смогли воспользоваться данной системой, а налогоплательщики уже использующие ее, не испытывали неудобств, связанных с переходом на новый, общий режим налогообложения при незначительном превышении лимита.
Из выше изложенного следует подчеркнуть основные моменты необходимые для успешного развития малого предпринимательства Чеченской Республики:
- Предприятиям начинающим осуществлять свою деятельность предоставляются «налоговые каникулы» сроком на год;
- Средства программ поддержки напрямую доходят до предприятий и индивидуальных предпринимателей;
- Ежегодно организуются «Ярмарки проектов», на которых успешные предприниматели вкладывают в начинающих;
- Предпринимателям, вкладывающим в развитие региона, предоставляются налоговые льготы.
Здесь может встать вопрос об экономической целесообразности подобных налоговых льгот и «каникул». Однако при снижении налогового бремени в будущем произойдет увеличение количества малых предприятий реально осуществляющих свою деятельность, что повлечет за собой резкий скачок поступлений в бюджет по окончанию этих льгот и каникул. Считаю, государство обязано реабилитировать рынок и малое предпринимательство в частности. И при в основном дотационном бюджете, руководство республики может позволить себе развивать социальную сторону малого предпринимательства, не оказывая давления на экономическую.
Таким образом, стабильное развитие малого предпринимательства положительным образом скажется на развитии конкуренции. При этом концентрация усилий федеральных, региональных и местных органов власти должна в первую очередь быть направлена на формирование благоприятной среды для бизнеса, так как без государственной поддержки, развитию малого и среднего предпринимательства невозможно обеспечить диверсификацию экономики и динамичное развитие наиболее важных секторов.
Данные рекомендации могли бы оказать значимую поддержку соответствующим органам власти при разработке действенных программ и его поддержания.
Литература:
1. «Малое предпринимательство» М. Г. Лапуста 2010 г.
5. Школа бизнеса: Лечтер Шарон: 2011 г.
6. Экономика и организация малого бизнеса- Балашевич М. И., Быкова Т. П.: 2012 г.
7. Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы. Теребова С. В., Подолякин О. В., Усков В. С., Егорихина С. Ю.; 2011 год
8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. «Эксмо» 2015 г.