Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 30.03.2015

Статья просмотрена: 1995 раз

Библиографическое описание:

Киселев, С. А. Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды / С. А. Киселев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 777-780. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16605/ (дата обращения: 18.12.2024).

Действующее природоохранительное законодательство направлено на обеспечение приоритета охраны жизни и здоровья человека, благоприятных экологических условий жизни, труда и отдыха населения, научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, реально гарантирующих право человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Конституцией Российской Федерации (от 12 декабря 1993года) закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту экологических прав граждан: гарантируют право на охрану здоровья граждан, права на информацию о факторах, влияющих на здоровье.

В полной мере все эти положения относятся и к несовершеннолетним гражданам нашего общества — школьникам. Многочисленные исследования показали, что здоровье современных школьников существенно ухудшается за время учебы.

Учащиеся проводят значительную часть своего времени в особом микросоциуме — образовательной среде, влияние которой на развитие, здоровье и воспитание ребёнка может быть различным.

Вот почему, жизненно важной становится проблема обеспечения экологической безопасности среды образовательного учреждения.

Образовательная среда представляет собой психолого-педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение [1].

Комплексную безопасность образовательного учреждения можно рассматривать как состояние защищённости образовательного учреждения от реальных и потенциальных (прогнозируемых) угроз социального, техногенного и экологического характера, обеспечивающее его безопасное функционирование, защищённость всех участников образовательного процесса.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетным является — экологическая безопасность.

Рассматривая пути обеспечения экологической безопасности, исследователи (Е. А. Алисов [1], Н. К. Смирнов [6]) выделяют два системных компонента: организационно-технический и психолого-педагогический.

Ко второму компоненту экологически безопасной образовательной среды относится система психолого-педагогических условий и влияний, обеспечивающих возможности развития личности в состоянии защищенности от негативного воздействия экологических факторов и оптимальности взаимодействия с миром природы.

Формирование экологически безопасной образовательной среды комплексный процесс различных видов педагогической деятельности, направленный на усиление образовательного влияния на субъекты образования за счет оптимизации действия значимых экологических факторов. В современных условиях обеспечение экологической безопасности среды образовательных учреждений является актуальной задачей, для решения которой необходимо применение комплексного подхода, сочетающего в себе повышение уровня технической экологической безопасности ОУ и меры по развитию экологической культуры обучающихся.

Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В формировании экологической культуры особая роль отводится образованию, суть которого заключается не только в накоплении информации и обогащении знаний, но и в самом процессе формирования мировоззрения, убеждений и взглядов, чувств и алгоритмов поведения. В системе образования экологическая культура формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и обществом.

Наиболее эффективными в развитии личности, формировании ее культуры, несомненно, являются инновационные методики и технологии. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания БЖ, относятся игровые технологии.

В настоящее время существует ряд подходов к определению «экологическая культура». По мнению Лаврова С. Б., экокультура — это «неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, способствующая здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности общества и человека» [4, с.11].

В работах других авторов экологическая культура рассматривается как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем; готовность к природоохранной деятельности [8, с.12].

И. Д. Зверев считает, что понятие экологическая культура состоит из следующих компонентов:

-        понимание специфики и сложности природных явлений, их взаимосвязи;

-        целостность знаний об окружающей среде;

-        способность мыслить в границах экологической безопасности;

-        следование законам, охраняющим природную среду;

-        способность к созданию конструктивных этических положений, регулирующих отношения человека с окружающей его природной средой;

-        готовность нести ответственность за сохранность окружающей среды [2, с.23].

В структуре понятия экологическая культура можно выделить следующие компоненты:

-        когнитивный (знаниевый) компонент — наличие информации, знания об основных экологических закономерностях, проблемах и задачах;

-        мотивационный — осознание необходимости и готовность к деятельности, направленной на поддержание экологического равновесия окружающей среды;

-        операционный — наличие умений, позволяющих действовать экологически целесообразно;

-        социально-деятельностный — навыки экологически направленной деятельности, практическое использование экологических знаний и умений в повседневной жизни [3].

Важным условием формирования экологической культуры школьников является процесс модернизации системы экологического образования и просвещения, базирующийся на деятельностном подходе и идеях личносто-ориентированного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения формирование экологической культуры школьников определено как планируемый личностный результат образования.

Развитие экологической культуры — ведущая задача экологического образования. Научные знания в области экологии и экологической безопасности делают возможным предвидение последствий воздействия человека на природную среду, позволяют ценить прогрессивный опыт, предусматривать как достоинства, так и недостатки принимаемых хозяйственных решений.

Направлениям развития экологизации школьного образования значительное внимание уделено в работах видных ученых, таких как: Андреева Н. Д., Верзилин Н. М., Зверев И. Д., Корсунская В. М., Пономарева И. Н.,, Соломин В. П., Суравегина И.Т и другие.

Формированию экологической культуры школьников, несомненно, будет способствовать целенаправленная деятельность по усилению экологической составляющей образования.

В современной школе экологические вопросы находят отражение в учебных программах различных предметов — физике, химии, литературе, математике, русском языке, музыке, технологии и других. Однако, более системно экологическая тематика изучается в курсах естествознания.

На формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, в том числе и экологической безопасности, способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях ориентирован учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время, следует отметить, что, при имеющемся многообразии программ курса «ОБЖ», вопросы экологической безопасности представлены недостаточно. Экологические темы рассматриваются в 5, 8 и 9 классах.

В образовательном стандарте второго поколения по Основам безопасности жизнедеятельности ставятся задачи формирования экологической культуры, усиления экологической составляющей содержания курса. В спектре личностных результатов обучения ОБЖ в основной школе выделяется воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды.

Формирование экологической культуры должно стать одной из важных задач образования в области безопасности жизнедеятельности. Необходимо искать эффективные формы и новое содержание, отвечающее требованиям времени и интересам обучающихся. Нам представляется перспективным организация исследовательской работы школьников по изучению экологической безопасности среды образовательного учреждения. Данное направление успешно развивается на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена в подготовке магистерских диссертаций. Результатом таких исследований явились разработки факультатива и кружка по экологической безопасности с реализацией в школах на педагогической практике [5, 7]..

Учебно-исследовательская деятельность школьников была организована как индивидуально, так и в малых группах. При этом педагогической практика показала предпочтительность групповых форм организации исследовательской работы учащихся. Результаты такой работы и конкретные рекомендации по улучшению состояния территории школы были представлены на ученической конференции. Исключительно значимым для школьников явилось ознакомление администрации образовательного учреждения с результатами проведенных исследований.

Организация самостоятельной исследовательской работы школьников, представление результатов администрации школы, на наш взгляд имеют большое значение для развития активной общественной позиции в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, расширение сферы практического участия в сохранении и защите благоприятной окружающей среды, обеспечении экологической безопасности образовательной среды.

Таким образом, проблемы экологизации образования, направленного на развитие экологической культуры и сохранение экологической безопасности образовательной среды должны решаться путем совершенствования содержания и методов не только учебной работы, но и внеурочной деятельности.

 

Литература:

 

1.      Алисов, Е. А. Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды: Автореферат дис.... д.п.н. / Е. А. Алисов. — М., 2011. — 40 с.

2.      Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. — М., 2008.- 78 с.

3.      Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании знаний по экологической безопасности школьников/Вестник Орловского государственного университета. 2013. № 5 С.97–101

4.      Лавров С. Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. — СПб.: СПбГУПМ, 2008. — 72 с.

5.      Попова Р. И., Елизарова И. С. Особенности методической подготовки магистров педагогического образования вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности Высшее образование сегодня. 2011. № 4. С. 83–86.

6.      Смирнов, Н. К. Здоровьеберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. — М.: АРКТИ, 2005. — 320 с.

7.      Соломин В. П., Станкевич П. В. Формирование содержания специализированных магистерских программ в области экологической безопасности. — Вестник Международной Академии наук (Русская секция), 2009. Специальный выпуск.

8.      Яншин А. Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. // Экология и жизнь. — 2009. № 3

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, экологическая безопасность, окружающая среда, образовательное учреждение, образовательная среда, благоприятная окружающая среда, природная среда, экологическая безопасность среды, экологическая культура школьников, Российская Федерация.


Похожие статьи

Изучение психологической безопасности образовательной среды для субъектов

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения профессиональной деятельности

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования

Педагогические основы развития социально-активной личности

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Экологические аспекты взаимоотношений животноводства и окружающей среды

Проблемы оценки социально-экономических условий и качества экологической среды в системе пенитенциарных учреждений

Похожие статьи

Изучение психологической безопасности образовательной среды для субъектов

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном процессе

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения профессиональной деятельности

Психолого-педагогические аспекты профессиональной мотивации старшеклассников

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования

Педагогические основы развития социально-активной личности

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Экологические аспекты взаимоотношений животноводства и окружающей среды

Проблемы оценки социально-экономических условий и качества экологической среды в системе пенитенциарных учреждений

Задать вопрос