Гянджа является одним из древних городов Кавказа. Родина великого Азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гяджеви (1141–1209) считается вторым крупным культурно — экономическим центром Азербайджанской Республики. В течении многих столетий в этом городе развивались разные отрасли народного ремесла. Благодаря благоприятным природным, а также геостратегическим условиям в Гяндже развитие отдельных отраслей народного ремесла стало отличаться характерными особенностями.
Кроме того, на рубеже XIX-XX столетий в городе с еще высокими темпами развивались такие отрасли как керамика (гончарное дело), деревообработка, металлообработка, каменотесное дело, ковроткачество благодаря усовершенствованию техники, а также технологии производства изделий. Нужно отметить, что в этот период развитие основных традиционных ремесленных отраслей Гянджи отличалось следующими характерными чертами:
I. Гончарное ремесло имело значимую роль в развитии города. Так как, в этот период в Гяндже существовало более 20-и мастерских, где представители данного ремесла изготавливали качественные, неоднородные глиняные изделия. Гончарные образцы Гянджи данной эпохи можно условно классифицировать в 3-х основных группах:
1. Строительная керамика.
2. Эмалированные керамические изделия.
3. Неглазурные глиняные изделия [1, c. 133; 2, c. 68].
Основными характерными особенностями гончарных изделий Гянджи являлись конструктивно-пластические формы, а также геометрические, зооморфные декоративно-орнаментальные элементы.
II. Каменотесное дело Гянджи отличалось древней историей и богатыми ремесленными традициями. На рубеже XIX-XX веков в этом древнем городе данное ремесло считалось основным рычагом развития местной архитектуры. Главные и довольно видные образцы каменотесного ремесла Гянджи данной эпохи можно проследить в нижеуказанных отраслях:
Архитектура и строительное дело
Эпиграфические памятники
Эпитафии.
Основными показателями каменотесного ремесла Гянджи в сфере архитектуры и строительного дела являются экстерьеры свыше 200 жилых домов, а также общественных зданий, которые считаются историческими памятниками местной значимости. Главными эпиграфическими образцами города данной исторической эпохи считаются каменные шебеке и каменные стелы гробницы Имамзаде и мечети Шаха Аббаса (или же Джума мечеть) [3, c. 160].
Как известно, на рубеже XIX-XX веков, особенно в период XIX века в Гяндже особенно развивалось ремесло каллиграфов-резчиков. На территории Гянджи до сих пор сохранилось довольно много образцов надгробных стел-произведений художественной резьбы по камню. Эпитафии этого древнего города являются прекрасным отражением поэтического творчества местных мастеров-поэтов-художников и каллиграфов-резчиков Мир Мехти Гянджи (или же Мирзы Мехти Наджи) и Шейха Замана [4, c. 92–94].
Данные исторические образцы каменотесного ремесла Гянджи находятся на территории кладбищ комплекса «Имамзаде» и «Себзикар». Общее число данных эпитафий, в том число уникальных склепов-гробниц насчитывается более 100 единиц.
III. Ковроткачество Гянджи данного периода, безусловно, считается очень важным историко-этнографическим источником. В период XIX-XX веков Гянджинские национальные ковры сохраняли свои главные характерные декоративно-ремесленные особенности. Важно отметить то, что Гянджинские ковры отличались некоторыми свойствами в течении веков и в связи с этим ковры Гянджа-Карабахской группы в данном периоде считались особым декоративно-ремесленным видом. Основными отличительными особенностями традиционных Гянджинских ковров XIX-XX веков от остальных групп ковров Азербайджана можно систематизировать в следующей последовательности:
1) Меньшая плотность ковра;
2) Густота ворса;
3) Более ясная композиция [5, c. 52];
4) Геометрические декоративно-орнаментальные особенности (орнаменты);
5) Использование более ярких цветов [6, c. 115].
Главными ремесленными видами Гянджинских ковров в данном периоде считались палаз, килим, шедде, чувал, хурджун и др. По статистическим данным в 1886 году на территории Гянджи (Гянджинской-Елизаветпольской губернии) было произведено более 25 тысячи пуд коврового изделия. 23 тысячи пуд данных изделий были отправлены на экспорт. В 1894 году данные показатели были в размере 28980 пуд, в 1913 году из Гянджи было экспортировано 72,2 тысячи единиц коврового изделия.
Нужно иметь в виду тот факт, что начиная со второй половины XIV века разные качественные ковры и ковровые изделия Гянджи были показаны на международных выставках неоднократно. Примерами могут служить данные факты:
В 1850, 1852, 1912 годах в Тбилиси [7, c. 101]
В 1896 году в Нижнем Новгороде
В 1900 в Париже
В 1911 году в Турине [8, c. 6–8].
IV. Металлообрабатывающее ремесло является одним из основных отраслей народного ремесла Гянджи. В период второй половины XIX и начала XX веков металлообрабатывание развивалось с особой скоростью и ускорялось квалифицирование в этой сфере.
Благодаря развитию рытья, декоративно-орнаментальных особенностей, техническому снабжению и технологическому мастерству сразу наблюдалось усовершенствование ремесленных отраслей и в ювелирном деле, и в занятии медников, а также в сфере гравировки. В связи с этим изделия данного ремесла использовались как в быту, так и как оружия. Кроме того, в Гяндже развивалось художественное металлообрабатывание.
Одним из главных доказательств развития этой отрасли в Гяндже считается долговременное существование отдельных историко-этнографических единиц градостроительства-приходов, то есть местных кварталов мастеров. Эти приходы в течении веков назывались именами отдельных отраслей данного ремесла. Среди местных жителей данные приходы назывались «мехелле» и носили имена такие как «Кузнецы» (демирчилер), «Медники» (мискерлер), «Ювелиры» (зергерлер) [9, c. 62].
На территории данных приходов-кварталов жыли и работали семьи представителей именно вышеуказанных ремесленных отраслей. Они имели крупные мастерские и здесь изготавливались высококачественные изделия. Они использовались не только местными жителями, но и продавали покупателям других регионов. Иностранцы платили огромные суммы за изысканные изделия этого древнего ремесла Гянджи. Основными образцами данных отраслей Гянджи в период XIX-XX веков являлись котел, жбан, поднос (особенно-«меджмеи»-крупный медный поднос), сини (медный поднос средней меры), нимче (художественная медная тарелка), разные виды оружий и ювелирных изделий [10, c. 400].
Кроме вышеуказанных ремесленных отраслей в Гяндже на рубеже XIX-XX веков развивались такие традиционные народные профессии как деревообработка, ткачество, шапочное дело, занятия войлочников, шорников и др. Данные ремесленные отрасли считаются важными историко-этнографическими источниками исследования прошлого Гянджи и ее развития.
Литература:
1. Кулиева Н. М., Гасанов Э. Л. О развитии художественной керамики в древней Гяндже / Материалы международной заочной научно-практической конференции-Вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. Новосибирск: Априори, 2011. — С. 132–135.
2. Azərbaycan incəsənəti. VIII cild, Bakı: Elm, 1959, 276 S.
3. Həsənov E. L. Azərbaycan ziyarətgahları: Gəncə İmamzadə türbəsi (tarixi-etnoqrafik tədqiqat). Bakı: Elm və təhsil, 2012, 268 S.
4. Nemət M. S. Azərbaycanda pirlər. Bakı: Azərnəşr, 1992, 104 S.
5. Алиева А. С. Ворсовые ковры Азербайджана XIX — нач. XX веков. Баку: Элм, 1973 — С. 21–55.
6. Эвлия Челеби. Книга путешествия. вып. III, М., 1983. — С. 114–120.
7. Salamzadə Ə.R. və b. Azərbaycan incəsənəti. Bakı: Maarif, 1977. — 240 S.
8. The dawn of Art. Leningrad: Aurora Art Publishers, 1974. — 196 P.
9. Əhmədov F. M. Gəncə şəhərinin yerdəyişmələri / Gəncə tarixinin aktual problemləri. II elmi-praktik konfransın materialları. Gəncə: Elm, 2010. — S. 53–63.
10. Azərbaycan etnoqrafiyası: 3 cilddə, I c., Bakı: Şərq-Qərb, 2007. — 544 S.