На протяжении последних лет прослеживается устойчивая тенденция снижения показателей аварийности с участием детей-пешеходов (табл. 1, рис. 1), но, несмотря на это проблема детского дорожно-транспортного травматизма имеет признаки катастрофы. [3]
Таблица 1
Показатели аварийности с участием детей-пешеходов за 6 месяцев в период 2008–2014гг.
|
ДТП |
Погибло |
Ранено |
Удельный вес ДТП с участием детей от всех ДТП |
2008 |
5150 |
167 |
5158 |
54,4 |
2009 |
4524 |
162 |
4498 |
52,7 |
2010 |
4661 |
148 |
4655 |
53,0 |
2011 |
4172 |
129 |
4176 |
50,1 |
2012 |
4212 |
133 |
4210 |
46,3 |
2013 |
4008 |
102 |
4017 |
44,1 |
2014 |
3779 |
95 |
3793 |
43,1 |
Рис. 1. Распределение аварийности по категориям участников дорожного движения с детьми и подростками за последние 5 лет на территории РФ
В темное время суток фиксируется много дорожно-транспортных происшествий, среди которых основные — это наезды транспортных средств на пешеходов, велосипедистов. В условиях недостаточной освещенности человек воспринимает только 5 % от того, что он может различить днем.
Примерно 50 % дорожно-транспортных происшествий (ДТП) связанных с наездом автотранспорта на пешеходов (детей) происходит на улицах местного значения, 22 % ДТП — на улицах общегородского значения, 20 % ДТП — на улицах районного значения.
В силу своего возраста, психофизиологических особенностей и отсутствия опыта дети не соблюдают Правила дорожного движения, не ориентируются в дорожных ситуациях. Чаще всего ребенок попадает в ДТП на знакомой территории, там, где живет и учится. В данных местах наблюдательность его падает, он может не обратить внимания на приближающийся автомобиль. Закономерно, что дети-велосипедисты и те, которые управляют мопедом, скутером, мотоциклом попадают в ДТП в период с мая по сентябрь.
При переходе улицы, проезжей части дети чаще всего становятся участниками ДТП в летний и зимний период года. Это объясняется тем, что в летнее время у детей больше свободного времени и меньше контроля со стороны взрослых. В зимнее время рост количества наездов на детей-пешеходов можно объяснить недостаточной видимостью ребенка на проезжей части, обусловленной погодными условиями и темным временем суток.
Своевременное обнаружение водителем пешехода на проезжей части в темное время суток является основной причиной совершения ДТП. Ситуация усугубляется если пешеходы одеты в темную одежду, сливающуюся с фоном дорожного полотна и окружающей обстановкой. Ограничение скорости движения не приведет к значительному снижению таких аварий, так как водитель замечает пешехода на проезжей части с расстояния, не более, чем 25–30 м, и даже при скорости движения 50 км/ч остановочный путь автомобиля превышает данную дистанцию [1, 2].
В соответствии с пунктом 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации — при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендовано иметь при себе предметы со световозращательными элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителям транспортных средств. К сожалению, не все пешеходы придерживаются данных рекомендаций.
Повысить уровень видимости и заметности пешеходов, а значит обезопасить себя в темное время суток от ДТП за счет увеличения расстояния до момента их обнаружения является главной целью использования световозвращающих элементов.
Принцип действия световозвращателя заключается в попадании света фар на специальную поверхность светоотражателя, преломления и отражения с очень высоким коэффициентом обратно в сторону автомобиля. Процесс светоотражения происходит в микропризмах, что усиливает эффект отражения.
В настоящее время существует две технологии изготовления световозвращающих материалов рис. 2а, рис. 2, б.
Рис. 2. Принцип действия светоотражения: а) на основе стеклянных шариков; б) на основе микропризм
В настоящее время ассортимент товаров из светоотражающих элементов представлен достаточно широко: фликеры (подвески, наклейки, кулоны, значки, брелки), светоотражающие нарукавные повязки, тесьма и готовая одежда с деталями из светоотражающих материалов.
Цель и задача проводимых исследований заключалась в определении эффективности отражения световозвращающих материалов и заметности пешехода в темное время суток.
Исследование проводились в темное время суток на дорогах с искусственным освещением и без освещения. В качестве оборудования использовали: контрольный автомобиль, автомобильный регистратор, измерительную рулетку и светоотражающие элементы (сигнальный жилет, специализированная рабочая одежда со светоотражающими элементами и фликеры).
Поочередно фиксировалась видимость ребенка без светоотражающего элемента и при его наличии при ближнем и дальнем свете фар автомобиля. Светоотражающие элементы были закреплены на ребенке одетого в темную одежду.
Результаты проводимых исследований представлены в табл. 2, 3 на рис. 3, 4.
Из представленных результатов становиться очевидным, что водитель автомобиля обнаруживает пешехода, оснащенного световозращающими элементами, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходом, не имеющим световозращающих элементов. Так, при движении с ближним светом фар, расстояние видимости пешехода на дороге без искусственного освещения увеличивается с 25 до 100 метров, а при дальнем свете фар с 60 до 200 метров. При движении на дороге с искусственным освещением видимость пешехода при ближнем свете фар увеличивается с 138 до 230 метров соответственно.
Таблица 2
Результаты исследования световозвращающих элементов на дороге без освещения
Видимость, м |
Оснащенность пешехода |
|||
Пешеход без световозвра-щающих элементов |
Сигнальный жилет |
Специализированная рабочая одежда с световозврающими лентами |
Световозвращающие наклейки, подвески |
|
Ближний свет фар |
26 |
225 |
151 |
106 |
Дальний свет фар |
63 |
400 |
247 |
237 |
Таблица 3
Результаты исследования световозвращающих элементов на дороге с искусственным освещением
Видимость, м |
Оснащенность пешехода |
|||
Пешеход без световозвра-щающих элементов |
Сигнальный жилет |
Специализированная рабочая одежда с световозврающими лентами |
Световозвращающие наклейки, подвески |
|
Ближний свет фар |
138 |
230 |
195 |
138 |
Дальний свет фар |
230 |
368 |
322 |
230 |
Рис. 3. Видимость пешехода со световозвращающими элементами на дороге без освещения
Рис. 4. Видимость пешехода со световозвращающими элементами на дороге с искусственным освещением
Исследования показали, что увеличение расстояния обнаружения пешеходов, использующего светоотражающий элемент, позволит снизить потенциальный риск ДТП.
В России рекомендации «при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств» введены Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767.
С 1 июля 2015 года вступят в действия изменения в Правилах дорожного движения — пешеход, передвигающийся по проезжей части вне населенных пунктов в темное время суток, должен будет носить на одежде светоотражающие элементы «фликеры».
Кроме этого следует рекомендовать или обязать родителей повысить безопасность передвижения детей при недостаточной видимости не только вне населенного пункта, но и при передвижении их по улицам города путем ношения светоотражающих элементов. Самый простой и эффективный способ повысить безопасность пешехода на проезжей части в темное время суток — использование одежды и предметов личного пользования со светоотражающими элементами. [3].
Литература:
1. Вашкевич, А. В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях / А. В. Вашкевич, Е. И. Толочко, М. М. Исхаков. Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта», 2012. — 224 с.
2. Исхаков, М. М. Некоторые аспекты обеспечения школьников на дороге / М. М. Исхаков, В. И. Рассоха, И. Е. Ильина, А. В. Вашкевич «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос.ун-т. — Оренбург: Участок оперативной полиграфии ОГУ, 2015. — С. 221–225.
3. Официальный сайт Госавтоинспекция МВД России. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gibdd.ru/