В статье предоставлен анализ изменения социальной сферы сел и деревень, качества жизни сельских жителей за 1990–2013 гг. на примере Псковской области.
Ключевые слова: социальная сфера, инфраструктура, образование, культура, заработная плата, экология.
Одним из направлений аграрной политики является развитие сельской социальной инфраструктуры. Главная цель инфраструктуры — создание благоприятных условий жизнедеятельности сельского населения.
К социальной инфраструктуре относятся образование, здравоохранение, жилищные условия, культура, спорт, почта и связь, торговля, бытовое и социальное обслуживание, транспорт.
По функциональному назначению объекты инфраструктуры включают комплексы: жилищно-коммунальный, социально-культурный, торгово-бытовой, энергетики и связи, дорожно-транспортный, административный [1].
Оценка уровня развития социальной сферы проводится, как правило, методом сравнения показателей в динамике или со среднерегиональным (среднероссийским) уровнем, или с действующими нормативами, стандартами.
В 90 годы основные социальные объекты были на балансах сельхозпредприятий. В крупнотоварном аграрном секторе с ухудшением финансовых показателей стало невозможным развивать, ремонтировать и содержать имеющийся потенциал социальной инфраструктуры. Свой отпечаток наложили и негативные демографические процессы.
В результате экономических преобразований, начатых в 1992 г., проблемы социальной сферы села были переданы с федерального на местный уровень. Попытка обеспечить социальную защищенность сельского населения с помощью органов местного самоуправления за счет передачи им объектов социальной инфраструктуры оказалась малоэффективной из-за отсутствия финансовых ресурсов, особенно в слаборазвитых депрессивных регионах.
Социокультурным центром, влияющим на уклад сел, их развитие, является сельская школа. Из-за демографических и финансовых проблем повсеместно были закрыты малокомплектные школы. Общее количество сельских школ за 25 лет сократилось почти в три раза (табл.1). Естественно, что сельские жители недовольны проводимой реформой образования. На сбор и транспортировку детей до места обучения и обратно требуется два-три, а то и более часов в сутки. Это дополнительные риски для здоровья и жизни детей. Мало времени остается на домашние задания, что отражается на качестве сельского образования.
Число дошкольных образовательных учреждений также сократилось за анализируемый период в 17 раз. Посещают эти учреждения лишь 27 % детей соответствующего возраста.
Происходит свертывание сети культурно-досугового типа [2–4]. Это привело к тому, что многие сельские населенные пункты не имеют ни стационарных, ни передвижных форм культурного обслуживания. Постоянно на селе снижается количество участков почтовой связи, предприятий розничной торговли и общественного питания. Прекратила свое существование сфера бытового обслуживания.
Таблица 1
Учреждения образования, культуры и связи в сельской местности Псковской области (на конец года)
|
Годы |
|||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Число дошкольных учреждений |
673 |
244 |
98 |
64 |
43 |
42 |
43 |
39 |
В них детей в процентах от численности детей соответствующего возраста |
50,7 |
27,1 |
21,3 |
24,9 |
28,6 |
27,6 |
28,0 |
26,6 |
Число общеобразовательных дневных учреждений1) |
454 |
421 |
358 |
283 |
180 |
169 |
167 |
164 |
В них учащихся2), человек |
26536 |
30876 |
27039 |
16932 |
11177 |
10602 |
10257 |
9927 |
Число учреждений культурно-досугового типа: всего |
811 |
518 |
467 |
425 |
317 |
388 |
361 |
356 |
на 10000 человек населения |
26 |
18 |
17 |
19 |
16 |
19 |
18 |
18 |
Число общедоступных библиотек: всего |
502 |
469 |
457 |
438 |
335 |
301 |
303 |
279 |
на 10000 человек населения |
16 |
16 |
17 |
18 |
17 |
15 |
15 |
14 |
Книжный фонд общедоступных библиотек на 10000 человек населения, тыс.экз. |
184 |
171 |
170 |
181 |
165 |
150 |
145 |
132 |
Число киноустановок |
659 |
251 |
34 |
27 |
- |
- |
- |
- |
Число участков почтовой связи |
х |
1632 |
1482 |
1404 |
1262 |
1103 |
1082 |
1054 |
1) Включая филиалы.
2) На начало учебного года.
х) данных нет
Прямым следствием действия либеральной рыночной экономики стало повсеместное ухудшение социальной сферы на селе. Так, строительство образовательных учреждений, клубов и домов культуры, медицинских учреждений в сельской местности в основном прекратилось с 2000 г. (табл. 2).
Таблица 2
Строительство объектов социально-культурной сферы в сельской местности Псковской области
|
Годы |
|||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Построено в сельской местности: общеобразовательных учреждений, ученических мест |
1190 |
360 |
328 |
- |
- |
- |
- |
- |
дошкольных образовательных учреждений, мест |
673 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
учреждений культуры клубного типа, мест |
400 |
- |
50 |
- |
- |
- |
- |
- |
амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену |
90 |
95 |
- |
- |
12 |
28 |
- |
- |
жилых домов — всего, тыс. м2 общей площади |
118,1 |
29,1 |
21,6 |
24,8 |
64,3 |
52 |
73,9 |
79,0 |
в том числе населением за счет собственных и заемных средств |
12,3 |
17,6 |
19,0 |
24,8 |
33,4 |
28,1 |
40,6 |
56,5 |
После 2008 г. набирает темпы жилищное строительство в сельской местности. В основном это дачные застройки за счет собственных средств граждан.
Опросы специалистов сельских муниципальных образований показали, что значительная часть сельского жилищного фонда находится в ветхом и аварийном состоянии. Жилье жителей деревень по коммунальным удобствам значительно хуже городского. Сельские дома оборудованы водопроводом на 30 %, центральным отоплением менее чем наполовину, на 27 % — канализацией, на 14 % горячим водоснабжением, на 50 % — газом.
Коммуникации по водообеспечению и водоотведению в сельской местности практически не вводятся. Однако имеются положительные сдвиги в реализации программ по газификации и телефонизации сельского населения (табл. 3), рис. 1.
Таблица 3
Ввод в действие коммуникационной инфраструктуры Псковских деревень
|
Годы |
|||||||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Ввод в действие в сельской местности: водопроводных сетей, км |
34 |
3,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2,3 |
- |
- |
3,2 |
канализационных сетей, км |
6,9 |
1,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
газовых сетей, км |
6,2 |
2,2 |
- |
2,70 |
- |
- |
- |
26,45 |
4,5 |
21,1 |
18,7 |
48,3 |
АТС, тыс. номеров |
- |
1,5 |
- |
- |
- |
1,18 |
0,30 |
- |
- |
- |
- |
31,8 |
линий электропередач напряжением, км 0,4 кВт |
191,9 |
22,9 |
0,24 |
61,65 |
41,13 |
19,63 |
8,90 |
- |
1,3 |
- |
- |
- |
6–20 кВт |
249,8 |
6,8 |
6,82 |
80,60 |
1,88 |
13,22 |
4,05 |
43,93 |
1,2 |
- |
- |
- |
Значительное количество отдельных поселений не имеют подъездных дорог с твердым покрытием и не связаны с сетью путей сообщения. Строительство внутрихозяйственных автомобильных дорог на селе почти прекращено.
Рис. 1. Развитие сельской телефонной связи Псковской области
Плачевно положение сельского здравоохранения. Ежегодное сокращение фельдшерско-акушерских пунктов оставляет большинство населения деревень без медицинской помощи, поэтому смертность здесь выше в 2,3 раза по сравнению с городским населением.
Неудовлетворительное финансовое состояние большинства сельхозпредприятий привело к самой низкой из всех отраслей экономики заработной плате. Еще А. Смит писал: «Заработная плата, выплачиваемая поденщикам и работникам всякого рода, должна быть такой, чтобы они могли продолжить род поденщиков и работников на том уровне, какой потребуется возрастающим, уменьшающимся или стационарным спросом общества» [5, с.202].
Одним из показателей устойчивости социально-экономического положения населения является уровень безработицы. Число незанятых и зарегистрированных безработных согласно статотчетности в административных районах области постоянно снижается. Однако данные по сельской безработице отсутствуют. Опросы сельских жителей свидетельствуют об обратной тенденции.
Индикатором устойчивого развития территорий является состояние экологии. Если с 1990 г. до 2005 г. наблюдалось улучшение экологических показателей, то после 2005 г. они ухудшились в 14 административных районах по выбросу загрязняющих веществ в воздух от стационарных источников, особенно в Красногородском, Псковском, Печорском, Островском, Великолукском и Невельском районах. По сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы лидируют Островский, Псковский, Порховский, Стругокрасненский, Невельский, Печорский районы. Значительное ухудшение экологии наблюдается там, где функционируют мега-фермы.
Из всего вышесказанного следует, что социальная сфера села находится в критичном состоянии, не отвечает современным запросам сельских жителей. Тенденции, наблюдаемые в социальной сфере Псковских сел, характерны для большинства регионов России. Преломление ситуации вымирания сельских поселений возможно при повышении качества жизни сельских жителей. А это требует изменения механизма формирования муниципальных бюджетов.
Литература:
1. Большакова Ю. А. Обеспечение устойчивого развития социальной инфраструктуры сельских территорий // Диссертация на соискание ученой степени к. э.н. — 2014. — 195 с.
2. Псковский статистический ежегодник. Статистический сборник в двух томах. /Псковобкомстат.- 2003.-Iт.-186с.
3. Псковский статистический ежегодник. 2014: Cтат. сб./ П86 Псковстат. — П.- 2014. — 340 с.
4. Псковская область в цифрах. 2014: Крат.стат.сб. (к 70-летию П86 образования Псковской области)/ Псковстат. — П.- 2014. — 149 с.
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I-III)- М. Наука,1992. — 572 с.