Институт мировых судей является не новым в зарубежной юстиции и действует на территории многих государств, таких как США, Греция, Англия, Италия и других. Введение института мирового судейства в начале XX века поставило Россию в один ряд с цивилизованными странами с развитой разветвленной судебной системой.
В настоящее время роль мировых судов увеличивается, о чем свидетельствует количество рассматриваемых дел мировыми судьями.
Особенности организации деятельности мировой юстиции связаны с тем, что, с одной стороны, данные суды составляют одно из звеньев судебной системы Российской Федерации, как суды общей юрисдикции. С другой стороны, они характеризуются как суды субъектов Российской Федерации. Данный факт предопределяет особенности организации их деятельности.
Правильная организация работы судов ведет к высокому качеству осуществления правосудия и выполнению задачи по защите прав и свобод граждан.
Организация деятельности судов, в том числе мировых судов, должна включать анализ следующих аспектов их деятельности:
1) организацию делопроизводства;
2) организацию рассмотрения дел в различных инстанциях;
3) организацию работы по подготовке дел к судебному разбирательству;
4) организацию работы по обращению к исполнению судебных решений;
5) организацию судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;
6) организацию работы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан;
7) организационное обеспечение судов;
8) организацию работы аппарата судов.
Таким образом, можно дать условное определение, что организация деятельности судов — это планомерное и продуманное устройство работы судов [4, с. 26].
Ряд правоведов весьма справедливо выделяют следующие особенности организации деятельности мировых судей, которые отличают ее от организации деятельности других звеньев судебной системы.
1. Осуществление мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков.
2. Неурегулированность федеральным законодательством полномочий мировых судей как должностных лиц.
3. Необходимость замещения мирового судьи в случае его отсутствия [2, с. 42].
В соответствии с нормами ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, следовательно, по своей структуре мировые судьи сходны с ранее существовавшими односоставными районными судами, в которых один штатный судья выполнял в то же время обязанности председателя суда.
Так как Законом «О мировых судьях в Российской Федерации» установлены только процессуальные полномочия мировых судей, то остальные полномочия мировых судей в части организации их работы регулируются законами субъектов РФ и значительно отличаются как между собой, так и от полномочий председателей судов.
Так, например, согласно ст. 11 Закона Воронежской области от 13 декабря 2000 г. «О мировых судьях Воронежской области» мировой судья: председательствует в судебных заседаниях; организует работу аппарата мирового судьи и обслуживающего персонала; ведет личный прием, рассматривает предложения, заявления и жалобы; руководит ведением судебной статистики; осуществляет иные функции согласно действующему законодательству. В Законе Хабаровского края от 27.05.2009 № 244 «О мировых судьях в Хабаровском крае» организационные полномочия мировых судей вообще не указаны.
Таким образом, неурегулированность данного вопроса федеральным законодательством создают предпосылки для распределения обязанностей между работниками аппарата ненадлежащим образом, повышение квалификации аппарата мировым судьей проводится беспланово, от случая к случаю. Между тем, ненадлежащее оформление протокола судебного заседания в обязательном порядке влечет отмену решения, даже в том случае, если оно обоснованное и законное. Ошибка в делопроизводстве также может повлечь для сторон неблагоприятные последствия.
Тем самым, в целях обеспечения прав граждан на справедливую судебную защиту представляется целесообразным дополнить Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» статьей с указанием должностных обязанностей мирового судьи [6, с. 120].
Осуществление мировым судьей деятельности в пределах судебного участка имеет целью приближения суда к населению. Данной цели возможно достигнуть в случае, если мировой судья будет располагаться на территории судебного участка, которых на территории района должно быть несколько, и населению будет легче обратиться к мировому судье прежде всего в силу территориальной близости.
Переходя к проблеме осуществления мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков, следует отметить, что согласно ч. 4 ст. 4 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» установлено создание судебных участков из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.
Однако, на практике складывается ситуация, отсутствует возможность раздельного размещения мировых судей на территории вверенных судебных участков, им предоставляют помещение либо в зданиях районных судов, либо хотя и не в них, но все равно всем вместе в районном центре. Такая ситуация наиболее характерна для крупных городов, что отрицательно сказывается на доступности мировой юстиции для граждан, поскольку преимущество получают только граждане, место жительство которых ближе расположено к районному центру и месту нахождения помещения мировых судей.
Принцип осуществление деятельности в пределах судебных участков на практике привел к неравномерности распределения между мировыми судьями нагрузки по рассмотрению дел. Так, согласно сведениям о работе мировых судей Хабаровского края за 12 месяцев 2013 г. мировым судьей судебного участка Комсомольского района Хабаровского края № 54 рассмотрено 64 уголовных дела, 832 гражданских, 1018 дел об административных правонарушениях, общая нагрузка составила 190 дел, в то время как мировым судьей судебного участка № 33 Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре рассмотрено 81 уголовных дел, 2606 гражданских и 941 дел об административных правонарушениях. Общая нагрузка данного судьи составила 346 дел. То есть нагрузка, исходя из числа дел, различается почти в 2 раза [8].
Большая загруженность ведет к более длительному рассмотрению дел, при этом падает качество рассмотрения. Это нарушает право граждан на доступное правосудие.
Как показывают статистические данные, загруженность мировых судов определяется не количеством жителей на участке, а уровнем хозяйственного оборота, степенью концентрации объектов производства, уровнем преступности и другими особенностями местности.
Исходя из указанной проблемы, представляется целесообразным внести изменения в Закон «О мировых судьях в Российской Федерации», расширив территориальные показатели для создания судебных участков из расчета численности от 10 до 40 тысяч человек. В данных рамках у субъектов РФ будет больше возможности решения проблемы повышенной нагрузки путем изменения границ судебных участков.
Проблема временного увеличения нагрузки вполне может быть разрешена путем привлечения к осуществлению правосудия в качестве мирового судьи, судьи, находящегося в отставке.
Представляется целесообразным дополнить Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» положениями, регламентирующими положение добавочных мировых судей, которые бы отличались от участковых мировых судей только отсутствием конкретного судебного участка, а их назначение на участок осуществлялось бы председателем суда уровня субъекта РФ.
Институт добавочных судей уже знаком судебной системе России. Так, согласно ст. 45.1 Уголовного судебного уложения с 1886 г. вводились добавочные мировые судьи, которые назначались постановлением съезда мировых судей для исполнения обязанностей участковых мировых судей в случае их устранения, отсутствия, болезни, смерти, а также для облегчения тех, которые чрезмерно обременены участковыми делами [5, с. 59].
Таким образом, организация работы мировых судей в настоящее время из-за специфики данного звена судебной системы имеет ряд существенных отличий от организации работы в других звеньях судебной системы, что в ряде случаев ведет к нарушению конституционных прав граждан на судебную защиту и противоречит целям возрождения мировых судей.
В связи с этим представляется целесообразным закрепить в федеральном законодательстве с целью обеспечения на всем правовом поле России равного права граждан на судебную защиту:
1) полномочия мировых судей как должностных лиц, установив их равными полномочиям председателей судов;
2) уменьшение нижней и увеличение верхней границы количества населения на один судебный участок;
3) создание не менее двух судебных участков в судебном районе;
4) размещение мирового судьи непосредственно на территории судебного участка;
5) введение добавочных мировых судей для привлечения к отправлению правосудия в случае временного увеличения нагрузки мировых судей;
6) установить, что в случае отсутствия мирового судьи исполнение его обязанностей может быть не только возложено председателем районного суда на мирового судью ближайшего судебного участка либо, если это невозможно по каким-либо причинам (в районе — один судебный участок и т. п.), председателем суда соответствующего субъекта РФ на мирового судью ближайшего судебного участка другого района, но и на судью в отставке.
Предлагаемые изменения в законодательстве, направленные на эффективную организацию деятельности мировых судей при осуществлении ими судебной власти, приведут к повышению уровня защиты прав граждан в Российской Федерации.
Особенностями организационного обеспечения деятельности мировых судей, отличающие его от организационного обеспечения деятельности других звеньев судебной системы, являются:
1. Отсутствие законодательного закрепления функций по организационному обеспечению деятельности мировых судей.
2. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей за счет средств бюджета субъектов РФ.
3. Количество работников аппарата мирового судьи и порядок их назначения.
Организационное обеспечение деятельности мировых судей в части их финансирования осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение деятельности осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Финансирование судов из федерального бюджета направлено на повышение их самостоятельности и независимости. В связи с этим положения законодательства, устанавливающие материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, повышение их квалификации, возмещение процессуальных издержек за счет средств бюджета субъектов РФ, прямо противоречат ст. 124 Конституции РФ, устанавливающей финансирование судов только из федерального бюджета с тем, чтобы обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
В научной литературе уже указывалось, что недопустимо расчленять конституционное понятие «финансирование судов» на «собственно финансирование» и «материально-техническое обеспечение», так как это прямо направлено на обход конституционных принципов финансирования и снижение гарантий независимости судебной власти [7, с. 47].
Вопрос о соответствии Конституции РФ Закона «О судебной системе Российской Федерации» в части возложения материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и работников их аппаратов на органы власти субъектов РФ до настоящего времени остается открытым.
Таким образом, организационное обеспечение деятельности мировых судей в настоящее время из-за специфики данного звена судебной системы имеет ряд существенных отличий от организационного обеспечения деятельности других звеньев судебной системы, что в ряде случаев ведет к нарушению конституционных прав граждан на судебную защиту и противоречит целям возрождения мировых судей.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным закрепить в федеральном законодательстве с целью обеспечения на всем правовом поле России равного права граждан на судебную защиту.
1. Обеспечение равного материально-технического обеспечения мировых судей в РФ, либо из федерального бюджета, либо из бюджета субъектов РФ с установлением единых федеральных нормативов.
2. Возложение обязанности по организационному обеспечению мировых судей на управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ.
3. Количество работников аппарата мировых судей — не менее трех человек, предоставив мировому судье право назначения на должность и освобождения от должности работников аппарата.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. — 1993. — 25 дек.
2. Анохина, В. Ю. Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей. — [Текст] / В. Ю. Анохина // Российская юстиция. — 2006. — № 11. — С. 40–48.
3. Гарифуллина, А. Р. Некоторые аспекты организационного обеспечения деятельности мировых судей.- [Текст] / А. Р. Гарифуллина // Российский судья. — 2012. — № 6. — С. 5–10.
4. Даниелян, Д. Р. Об основных направлениях развития судебной системы. — [Текст] / Д. Р. Даниелян // Мировой судья. — 2013. — № 6. — С. 26–28.
5. Дорошков, В. В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. — [Текст] / В. В. Дорошков. — М.: НОРМА, 2009. — 320 с.
6. Колоколов, Н.А., Павликов, С. Г. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и организации судебной деятельности в федеративном государстве [Текст] / Н. А. Колоколов, С. Г. Павликов. — М.: Юрлитинформ, 2007. — 250 с.
7. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации [Текст] / Отв. ред. д-р юрид. наук В. П. Кашепов. — М.: Юриспруденция, 2011. — 102с.
8. Сведения о среднемесячной нагрузке по рассмотрению дел судебными участками мировых судей за 12 месяцев 2013 года // http://usd.hbr.sudrf.ru