В Послании Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол — Путь в будущее» подчеркивается необходимость сделать казахстанцев ещё более сильными в духовном плане, едиными и ещё более толерантными [1]. В свете этих задач возрастает роль и значение предмета самопознания, главная цель которого — становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова, дела.
Не случайно одной из приоритетных задач системы образования Республики Казахстан является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни.».. [2]. Однако одно дело осознавать возможности предмета «Самопознание» и другое дело — умело реализовывать их посредством раскрытия общечеловеческих ценностей в процессе преподавания.
Данный учебный предмет разработан с учетом содержания действующих в Республике программ воспитания, обучения и расчитан на формирование у подрастающего поколения целостной картины объективной реальности, пробуждения интереса к духовности и нравственности. Вместе с тем, принципиально важное значение придается общечеловеческим ценностям.
Именно через образование, как утверждает С. А. Назарбаева мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле [3]. Базируясь на общечеловеческих ценностях, оно направлено на формирование у студентов ряда ключевых и профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения высокого качества жизни. Впервые проблему общечеловеческих ценностей рассматривал сам Сократ, и сформулировал его в виде вопроса о том, что есть благо. Под ценностями принято называть предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности.
В конце 80-х — начале 90-х годов XX столетия проблема включения общечеловеческих ценностей в содержание образования рассмотрена была и в педагогике. Проблема включения ценностно — ориентированного материала в базовое содержание образования становится актуальной в связи с признанием ценностей духовно-нравственных и общечеловеческих. На сегодня актуальна классификация системы ценностей, предложенная Т. И. Петраковой. В ней особый интерес для предмета «Самопознание» имеют общечеловеческие ценности — как Истина, Праведное поведение, Внутренний покой, Ненасилие и их выявление и ведет к проявлению добродетелей.
В настоящее время по — прежнему актуально положение о том, что самопознание является необходимым базисом для саморазвития, самоактуализации компетентностно-ориентированного человека, реализации его способностей и потенциальных возможностей. Достижение цели в курсе преподавания дисциплины «Самопознание» на специальностях «Образование» мы видим в использовании различных инноваций в науке образования. В качестве иллюстрации к сказанному приводим фрагменты проведенных нами практического занятия по одной из ценностей на тему: Свобода личности через ответственность и акций на тему: «Мы за здоровый образ жизни» и Внеклассное мероприятие на тему: «Твори добро».
Практическое занятие по теме: Свобода личности через ответственность.
Ценность: Ненасилие. Качества: единство, искренность, толерантность, ответственность и дружелюбие, честность. Ресурсы:(материалы, источники)интерактивная доска. Аудиозапись — Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! (Митяев Олег), Поль Мария — История любви.
Цель: Углубление и расширение понятия ценности «ненасилие» через способность нести ответственность за свои действия.
Задачи: — раскрыть значение понятий «толерантность», «искренность», «единство», «ответственность», «дружелюбие»как качеств ценности ненасилия; — развивать способность учащихся находить взаимопонимание с людьми; — воспитывать стремление быть честным и искренним с собой и окружающими людьми.
1. Орг. момент (приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности).
2. Позитивный настрой («Свет» под музыку Поль Мария — История любви).
3. Позитивное высказывание (цитата).
«Ненасилие означает безграничную любовь, что в свою очередь означает безграничное сострадание». Махатма Ганди
- Как вы понимаете это изречение?
- Чему оно нас учит?
4. Рассказывание истории (беседа) о содержании лекции по теме ненасилие пример из жизни Аруна Ганди.
Вопросы для обсуждения: 1. Как отреагировал Арун Ганди на беспокойство отца, и какое решение он принял? 2.Какие личностные качества Аруна на тот момент были представлены в рассказе? 3.Какую роль сыграло действие отца на становлении личности доктора Аруна. 4.Какие общечеловеческие ценности заложены в тексте? 5.А в вашей жизни были такие моменты? Приведите примеры.
5. Творческая деятельность Студенты были включены в игру «Министры и вице-министры».
Студенты делятся на 3 группы (студенты по очереди произносят триаду: «Вера. Надежда. Любовь») и получают карточки с какими-либо государственными проблемами, например:
- в государстве началась эпидемия гриппа; (Вера)
- в государстве снизилась рождаемость; (Надежда)
- в государстве началась засуха. (Любовь)
В каждой группе один — министр, а остальные вице -министры. Вице-министры поочередно высказывают свое мнение по той или иной проблеме. Выслушав всех, министр должен прийти к какому-либо решению. Затем «министры» из каждой группы рассказывают о своих решениях остальным группам. Затем преподаватель обсуждает со студентами, какие решения министров были самыми ответственными и почему?
Вопросы: 1. Какое качество проявили министры, создавая свою программу? 2. Подумайте, а все ли мы обладаем этим качеством — ответственность? Почему? 3. Как мы можем воспитать в себе ответственность? 4. Чувствуете ли вы ответственность за кого-либо?
6. Групповое пение. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» (Митяев Олег).
Опыт показал, что существует потребность включать студентов в различные виды воспитательных работ (например — внеклассное мероприятие на тему: «Твори добро» (интерпретация сказки «Двенадцать месяцев» с опорой на нравственно-духовные ценности или акция фестиваль студенческих видеороликов в общеобразовательной школе), что дает им возможность осознать свое предназначение, о системы ценностей, согласующихся с общечеловеческими идеалами, общенациональной казахстанской идеей и собственной уникальностью. Реализация этой цели была возможна при решении следующих задач проекта на тему: «Мы за здоровый образ жизни».
1. Развитие глубинного понимания сущности следующих качеств: ответственность, забота;
2. Раскрытие творческого потенциала студентов, умений и навыков общения;
3. Воспитание духовно — нравственных ценностей: забота и любовь к людям, ответственность за себя и других.
Форма проведения: фестиваль
Цель: Развитие творческого потенциала студентов, развитие и углубление представлений о здоровом образе жизни, ответственности и заботе о себе и других.
Участники: Студенты Кызылординского государственного университета им.КоркытАта будут проводить по предложенному плану.
Сроки проведения: февраль — апрель 2015г.
1. Проведение цикла круглых столов по факультетам на тему: «В здоровом теле — здоровый дух» (организаторы круглых столов — студенты) — первая декада февраля
2. Объявление о проведении фестиваля студенческих видеороликов — первая декада февраля (во время проведения круглых столов).
3. Подготовка и создание видеороликов студентов по теме «Мы за здоровый образ жизни» — вторая декада марта.
4. Просмотр видеороликов и отбор лучших фильмов для реализации в период проведения акции в школе (фестиваля) — первая декада апреля
Проведение фестиваля студенческих видеороликов в общеобразовательных школах г. Кызылорды.
Таким образом, дисциплина «Самопознание» является одной из базовых в системе высшего профессионального образования, полное и качественное усвоение которого способствует самосовершенствованию будущих специалистов.
Литература:
1. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол — Путь в будущее» 11 ноября 2014 г.
2. Закон «Об образовании Республики Казахстан». Астана, 2007
3. Назарбаева С. А. Этика жизни. Алматы. 2001. — 96 с.