Рассмотрены проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этапе и положение, в котором она оказалась в результате преобразований происшедших в обществе. Исследования посвящены углубленному рассмотрению особенностей депатриотизации современной молодёжи и её самоопределения в выборе своего пути. Использован вид аналитического исследования для оценки современного молодого человека и представителем какого поколения мог бы назвать себя. Выявлены результаты депатриотизации современной молодежи, полученных в результате социологического опроса студентов факультета Экономики и управления ЗабГУ г. Чита и учащихся многопрофильного лицея г. Борзя Забайкальского края в марте 2015 года. Полученные результаты позволили выяснить причины и тенденции негативной направленности этих оценок на значение патриотического воспитания молодёжи в современных условиях. Обоснованы условия образования негативных процессов, происходящих в основных социальных институтах российского общества, оказывающих деструктивное воздействие на человека, семью, общество в ущерб сохранению и развитию традиционно — патриотических основ нашего бытия. Определены основные меры необходимые для нормального развития общества и формирования чувства долга и уважения к Отечеству. Предлагаются рекомендации по воспитанию патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию от любого вмешательства извне и любых проявлений терроризма.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, безопасность, ценности, традиции, молодежь, самосознание, тенденции, депатриотизация, экономические и социальные перемены, общество, космополитизм, вестернизация.
В настоящее время, складывающиеся и постоянно, изменяющееся под воздействием различных, в том числе не всегда прогнозируемых, мало управляемых факторов, условия и обстоятельства возвышаются над всеми социальными и государственными институтами, над самим человеком. Сложности и противоречия такой жизни, её бурное, изменяющееся течение «…ломает политические замыслы, сметает министров, премьеров и президентов, заставляет воевать ещё недавно «братские» народы, бросает в объятия друг друга вчерашних врагов… Жизнь переучивает и перевоспитывает многих академиков, профессоров и учителей — тех, кто ставит цели воспитания, учит и воспитывает» [2,с 24]. Гораздо большее воздействие, очень мощное и сильное по своей неотразимости влияние оказывает такая жизнь и сложившаяся в ней социально-педагогическая ситуация на детей и молодёжь, на их несформировавшиеся сознание, чувства и волю. «Дух общества», среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно гигантский и могучий пресс, мнут и ломают, часто уродуют взгляды и принципы людей, формируя их новый лад, зачастую помимо воли самого человека, тем более — молодого, сводя на нет усилия тех, кто пытается его воспитать — родителей, учителей и педагогов [3,с 25].
И хотя, как это представляется, молодёжь призвана использовать предоставленные ей возможности для самостоятельного самоопределения и выбора своего пути, на практике, в условиях нашей отнюдь не совершённой действительности, в этой связи возникает большая, во многом неразрешимая проблема. Современный молодой человек далеко не всегда может подняться над условиями, обстоятельствами, в которых он оказался не по своей, а нередко и вопреки своей воле и преодолеть сложности, трудности на пути к желаемой цели [4,с 81]. В этой связи весьма характерным является понимание самой молодёжью того положения, в котором она оказалась в результате преобразований, происшедших в обществе и что обуславливает её самооценку как относительно самостоятельной социальной группы нашего общества. Эта самооценка, выраженная в наиболее общем виде, выяснилась в ходе выборочного анкетного опроса студентов факультета Экономики и управления Заб ГУ г. Чита и учащихся многопрофильного лицея г. Борзя Забайкальского края в марте 2015 года. 528 респондентам был задан вопрос: «С какой из приведенных ниже оценок современного молодого человека Вы согласны?» В качестве ответа предлагались различные варианты предельно краткой характеристики молодёжи. Мнение респондентов не исчерпывалось лишь одной позицией: на один и тот же вопрос могло быть дано 2–3 варианта ответа. Сумма ответов дала следующие оценки подрастающего поколения: скептическое — 21,72 %, агрессивное — 15,32 %, циничное — 7,22 %, обманутое — 9,25 %, не пуганное — 8,16 %, прагматическое — 8,52 %, поколение надежд -12,71 %, разочарованное — 4,52 %, потерянное — 9,25 %, поколение примирения — 3,33 %. Весьма очевидной представляется общая негативная направленность этих оценок, их тревожно-обострённое звучание на Диаграмме 1. «Оценка современного молодого человека».
Рис. 1. Оценка современного молодого человека.
Пессимистическое начало, скептицизм, катастрофичность самосознания и даже самоуничижение представителей молодёжи еще в большей мере проявились в формулировках собственных оценок, которые были дописаны респондентами в анкетах. Среди этих оценок можно выделить следующее: «Поколение трезвого взгляда с некоторой творческой потенцией», «Поколение, которое ещё ни чего не сделало», «Поколение с отсутствием надежд», «Поколение прагматиков и рационалистов», «Новое поколение, «Вымирающее поколение», «Уезжающее поколение», «Жертвенное поколение и некоторые другие». Примечательно, что среди многообразия этих оценок не оказалось формулировок типа: «Молодёжь — будущее России», «Молодёжь-наследница славы и величия России», «Молодёжь — цвет общества». И совершенно исключались такие оценки, как «Молодёжь — преемница лучших российских традиций и патриотизма».
Следующий вопрос анкеты: «Представителями какого поколения Вы могли бы назвать себя?» Считают себя представителями поколения надежд -23,64 %, разочарованного — 14,32 %, скептического –14,39 %, агрессивного -12,88 %, циничного-11,79 %, обманутого-9,85 %, не пуганного -5,89 %, прагматического -3,53 %, потерянного –1,82 %, поколения примирения -1,89 %.
Результаты анкетирования в целом не могут не вызвать озабоченности. Большая часть молодых людей, испытав горесть первых неудач и поражений в столкновении с самой жизнью, потеряла веру в возможность разумного, оптимального, успешного решения возникших перед ним проблем. Во всяком случае, многие молодые люди уже не рассчитывают на предоставление им условий для нормальной и полноценной жизни в столь сложный и противоречивый период. Как показывают результаты исследования, каждое новое поколение российской молодёжи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к труду, отчуждения от общества, государства, политики, здоровой экономики, это показано на Диаграмме 2, что вызывает беспокойство за будущее России [5,с 81].
Рис. 2. К представителям какого поколения относят себя
В молодёжной среде, как и во всём обществе, сегодня очевидным является преобладание воздействия последствий разрушительных процессов, прошлых 90-годов над созидательной работой и положительными переменами, происходящими в последнее время [6,с 82]. Одной из главных причин негативных процессов, происходящих в основных социальных институтах российского общества, оказывающих деструктивное воздействие на человека, семью, общество, является их депатриотизация, то есть превознесение и насаждение либерально-рыночных, «общечеловеческих» ценностей в ущерб сохранению и развитию традиционно–патриотических основ нашего бытия это проявляется в следующем.
1. В информационной сфере господствует насаждение, целенаправленное внедрение в общественное сознание, особенно в отношении подрастающего поколения прозападных либерально–рыночных ценностей, норм, образцов и стереотипов поведения, развращающих духовность и нравственность, позитивные идеалы, ориентиры и ценности. Патриотический компонент занимает в современном российском информационном пространстве лишь незначительное место, проявляется эпизодически–конъюнктурно, подвергается неослабевающему негативному воздействию и изощренно трансформируется. Большинство средств массовой информации являются проводниками космополитизма и вестернизации и антипатриотичны.
2. В научной сфере многие важнейшие проблемы патриотизма и патриотического воспитания не решены и не решаются. Системного подхода к этой деятельности нет. Научный потенциал соответствующих научных и образовательных учреждений, особенно гуманитарных, в абсолютном большинстве не реализуется. В результате все более утрачивается их истинный смысл. Вместо патриотизма утверждается лжепатриотизм в различных разновидностях. Соответственно современному патриотическому воспитанию присущи размытость, односторонность, фрагментарность и другие негативные проявления.
3. В связи с отсутствием Закона о патриотизме и попыток инициировать его разработку и принятие на всех уровнях деятельности субъектов, участвующих в патриотическом воспитании, имеется множество нерешенных вопросов организационно–правового характера. Очень слабой является правовая основа для организации и проведения важнейших, в том числе традиционных форм патриотического и военно-патриотического воспитания («Зарница», «Орленок», «Движение Постов № 1», поисковое движение, ОСОЛ и др.).
4. В культурной сфере продолжается разрушение и вытеснение подлинной высокой культуры посредством тотального и агрессивного насаждения поп– и масскультуры в кино, театре, музыке, живописи, моде и т. д. Образцы традиционной духовной культуры, подменяются вульгарными псевдоценностями, не оставляющими место патриотическим нравственным основам.
5. В сфере программно-реализационной деятельности Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010–2014 гг». и разработанные на ее основе программы в некоторых министерствах, ведомствах, а также регионах характеризуются слабой системностью, неопределенностью в отношении главных приоритетов и целей, низкой эффективностью механизма реализации. Соответствующие министерства и ведомства — главные исполнители Государственной программы — реализуют лишь незначительную часть своего потенциала в качестве субъектов патриотического воспитания даже в ее рамках [7, с 48].
Сложным или очень сложным является положение дел с реализацией программ патриотического воспитания во многих регионах: отсутствие системного подхода, односторонность и ситуативность проводимых мероприятий, их слабая эффективность, низкий процент охвата населения и другие причины. Многие программы и проекты характеризуются слабой проработанностью, что предопределяет низкую эффективность осуществляемой в соответствующих министерствах, ведомствах, органах, организациях и регионах деятельности по патриотическому воспитанию граждан. Определенные усилия по обеспечению координации и управлению деятельности исполнителей Государственной программы в рамках ее реализации осуществляют Российский военный центр (в отношении некоторых министерств, ведомств, органов, организаций и регионов в большей или меньшей степени), а также отдельные министерства и ведомства (Министерство обороны, Федеральное агентство образования) и некоторые регионы. Однако системного, постоянного, эффективного механизма координации и управления этой деятельностью нет, особенно на горизонтальном уровне — между министерствами, ведомствами, органами и организациями, даже ветеранскими; между регионами (субъектами РФ), между объединениями (клубами) патриотической направленности не только на федеральном, но и на региональном, в том числе и на местном (органы местного самоуправления) уровне (за небольшим исключением). Отсутствует единый орган координации и управления патриотическим воспитанием, который был бы способен осуществлять взаимодействие между основными субъектами патриотического воспитания, как по вертикали, так и по горизонтали. Вследствие крайней недостаточности такого взаимодействия крайне сложно говорить о системе патриотического воспитания во всероссийском масштабе. Финансирование патриотического воспитания является не только недостаточным, но и просто мизерным. Причина — в негативном отношении к этой деятельности в Правительстве РФ и прежде всего в Министерстве финансов. На пятилетнюю Государственную программу этим ведомством выделено менее 400 млн руб. из федерального бюджета [8,с 105}.
Естественно, таких средств явно недостаточно не только для развития, но и хотя бы для продолжения деятельности по патриотическому воспитанию на минимальном уровне. В большинстве субъектов РФ, которые являются дотационными, финансирование патриотического воспитания является недопустимо низким, а в ряде из них отсутствует вообще. Внебюджетные источники, спонсорская помощь имеют очень слабое распространение.
Использование учебно-материальной базы и соответствующих средств Минобороны, МВД, МЧС, РОСТО, как правило, затруднено и обусловлено многочисленными ограничениями. В отсутствие системного и централизованного обеспечения данная проблема давно стала проблемой самовыживания для тех, кто непосредственно осуществляет работу по патриотическому воспитанию, особенно на местах. Уровень методического обеспечения патриотического воспитания на всех ступенях его осуществления с основными категориями граждан, особенно с учащейся молодежью, является очень низким. Данное направление патриотического воспитания давно прекратило свое существование в деятельности абсолютного большинства научных и образовательных учреждений, потенциал которых используется совершенно для других, не связанных не только с патриотическим воспитанием, но и просто с воспитанием целей. Характерно, что именно в высшей школе (за очень редким исключением) отсутствуют основы методики патриотического воспитания студентов. Методическое обеспечение общеобразовательной школы, дошкольных образовательных учреждений, семьи — удел, как правило, очень немногих энтузиастов.
Отсутствие системы планирования подготовки и повышение квалификации кадров в области патриотического воспитания не соответствует либо лишь частично соответствует их специальности. Чтобы противопоставить этим разрушительным центробежным процессам, ослабляющим общество из внутри необходимо, прежде всего, изменить систему высших ценностей, курс развития, внутреннюю политику в важнейших сферах нашей жизни и деятельности. Совсем другой, патриотически направленной, должна стать молодежная политика, до сих пор лишенная сколь ни будь вразумительной стратегии. Она должна быть национально–ориентированной, направленной на создание условий для самореализации молодежи во благо общества и государства во всех областях. При этом должна быть восстановлена тесная, неразрывная связь между старшим и подрастающим поколениями на всех уровнях государственной и общественной жизни, и прежде всего в семье.
В настоящее время всё ощутимее проявляются тенденции возрастания интереса молодёжи как далёкому, так и к недавнему прошлому нашего Отечества, к духовно-нравственным и социально-философским проблемам. Это означает, что в молодёжной среде идёт поиск жизненных духовных ориентиров. Следовательно, возрождение патриотизма подрастающего поколения не только на макроуровне, но и в семье является одной из первостепенных и неотложных задач. В этой связи следует наращивать усилия по созданию качественно новой системы патриотического воспитания детей и молодежи на базе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». В качестве обобщенных оценочных показателей реализации Программы нравственно-духовными ориентирами первые два места занимают:
1) повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;
2) упрочение единства и дружбы народов.
Одной из концептуальных общегосударственных задач сегодня является разработка методологии и теории воспитания российского патриотизма и дружбы народов, значительное повышение роли социальных институтов воспитания, в том числе учебных заведений, семьи и т. д. Воспитание молодого поколения должно стать общенародным делом. Ведь российская молодежь сегодня — это 38 млн граждан в возрасте 14… 30 лет, составляющих 27 % населения страны. В недалеком будущем — это основной трудовой ресурс страны, от гражданской позиции, духовно-нравственных установок и социальной ответственности которого зависит будущее всей России, ее устойчивое развитие. Поэтому особое значение приобретает выстраивание системы работы с молодежью, обеспечение взаимодействия государства, общественных и религиозных институтов в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодого поколения, стимулирование творческой, инновационной активности молодежи, сохранение физического и духовного здоровья, профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде [1].
В настоящее время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию от любого вмешательства извне и любых проявлений терроризма. Исходя из вышеперечисленного, можно предположить принятие ряда мер, необходимых для нормального развития общества и формирования чувства долга и уважения к Отечеству, а именно:
поднять на должный уровень современного государства производственную и социальную инфраструктуру;
для молодых ученых и талантливых личностей создать условия для научной и творческой работы, чтобы не было «утечки мозгов» за границу;
создать новую эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у населения любви к Отечеству, готовности к укреплению основ общества и государства, достойному и честному выполнению обязанности гражданина и патриота Отечества, осуществлять мероприятия по активизации патриотического воспитания на всех его уровнях;
формировать у молодежи уважительное отношение к военной истории Отечества, участникам войн и военных конфликтов, готовность служить обществу и государству;
активизировать борьбу с негативными и чуждыми проявлениями в молодежной среде — преступностью, наркоманией, проституцией и т. д.;
формировать и культивировать как основу патриотизма идеи духовного единства и сотрудничества, дружбы народов, межнационального согласия.
Таким образом, анализ проблем современной молодежи свидетельствует о наличии большого числа негативных тенденций в ее социальном становлении и развитии. Хотелось бы отметить, что то, каким будет подрастающее поколение, во многом зависит от отношения к молодежи со стороны общества. Изменение этого отношения позволит сформировать более позитивное отношение молодежи к самой себе и даст ей возможность создать новый поведенческий стереотип, соответствующий социальным требованиям и нормам, принятым в нашем обществе. Решение этих требований служит сильная государственная политика, составной частью которой является государственная молодежная политика.
Литература:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»
2. Лутовинов В. И. Молодёжь: будущее России. М.: ИМ, 1995. — 24 с.
3. Лутовинов В. И. Молодёжь: будущее России. М.: ИМ, 1995. — 25 с.
4. Лисовский В. Т. Социология молодёжи. Кн.1. М.: ИМ, 1995. — 81 с.
5. Лисовский В. Т. Социология молодёжи. Кн.1.-М.: ИМ, 1995. — 81 с.
6. Лисовский В. Т. Социология молодёжи. Кн.1.-М.: ИМ, 1995. — 82 с.
7. Медведев Ю. В. О проявлении депатриотизации в современной России. Материалы российской научно-практической конференции. Уфа: 2008.- 48 с
8. Фролов В. Ф. Проблемы развития личности в современном российском обществе. М.: ИМ, 1996. — 105 с.