Рассмотрены проблемы, возникающие при применении взаимных санкций странами, участвующими в таможенной войне. Приведена статистика внешнеэкономической деятельности между Россией и некоторыми странами ЕС. Предложены варианты решения проблем.
Ключевые слова: импорт, участники внешнеэкономической деятельности, таможенная война, санкции.
Вооруженный конфликт на Украине, европейские санкции, обвал рубля и финансовый кризис в России — 2014 год выдался богатым на события.
С начала Крымского кризиса позиция западного сообщества («Большая семёрка», государства-члены НАТО, Евросоюза, Совета Европы) состояла в осуждении российского вмешательства во внутренние дела Украины («российской агрессии») и поддержке территориальной целостности и суверенитета Украины. России были предъявлены требования: соблюдать нормы международного права и существующие международные обязательства, в том числе в рамках Будапештского меморандума, прекратить вмешательство во внутренние дела Украины и перейти к решению всех спорных вопросов с Украиной через политический диалог — в частности, в рамках так называемой контактной группы по Украине [1] [2].
В середине марта 2014 года, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций [3].
Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки [4].
Использование протекционистских барьеров, взаимных ответных мер, как правило, приводят государства к торговой войне, в результате которой в убытке оказываются обе стороны.
Истории известны множество торговых войн, такие как — «мясная», «банановая», «зерновая и зернобобовая», «налоговая» между Евросоюзом и США, «стальная и куриная» между Россией и США, «мясная» между Россией и Польшей, а также между Россией и Украиной, Россия вводила запрет на молдавское вино, грузинское вино, и грузинскую воду — «Боржоми», латвийские шпроты, белорусскую и литовскую молочную продукцию [5]. Сегодня «торговую войну» можно, также трактовать как «таможенная война».
6 августа Указом Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» был запрещён ввоз на территорию РФ «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению [6,7].
Конкретный перечень товаров, в отношении которых вводились ограничения, определило правительство РФ [8], в который вошли мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Суммарный годовой объём импорта, подпавшего под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США [9].
На основе данных ФТС за 2013 г., на Евросоюз приходилось 37 % российского импорта мяса, 13 % — рыб и моллюсков, 33 % — продуктов животного происхождения (молока, яиц, мёда), 30 % — овощей, 24 % — фруктов, 39 % — готовой продукции из мяса и рыбы, 25 % — напитков, на долю США — 18 % импорта масличных и прочих семян и плодов и 12 % импорта мяса.
На рисунке 1 видна динамика экспорта и импорта России со странами дальнего зарубежья [10]. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года в 2014 году наблюдается снижение внешнеторгового оборота России. По данным ФТС России в 2014 году он составил 782,9 млрд. долларов США. Экспорт составил 496,9 млрд.долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья — 433,4 млрд.долларов, в государства-участники СНГ — 63,6 млрд.долларов. Импорт составил 286,0 млрд.долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья — 253,9 млрд.долларов, из государств-участников СНГ — 32,0 млрд.долларов [11].
Рис. 1 Динамика экспорта и импорта России
Таблица 1
Динамика внешнеторгового оборота России (по методологии платежного баланса)
|
Внешнеторговый оборот |
В том числе |
Сальдо, млн. долларов США |
|||||||
млн. долларов США |
в % к |
экспорт |
импорт |
|||||||
соответствующему пери-оду предыдущего года |
предыдущему периоду |
млн. долларов США |
в % к |
млн. долларов США |
в % к |
|||||
соответствующему пери-оду предыдущего года |
предыдущему периоду |
соответствующему пери-оду предыдущего года |
предыдущему периоду |
|||||||
2013г. |
||||||||||
Январь |
60554 |
103,3 |
75,6 |
38836 |
98,3 |
80,6 |
21718 |
113,5 |
68,2 |
17118 |
Февраль |
68341 |
98,2 |
112,9 |
41855 |
93,3 |
107,8 |
26486 |
107,2 |
122,0 |
15369 |
Март |
72832 |
97,0 |
106,6 |
44460 |
95,3 |
106,2 |
28372 |
99,9 |
107,1 |
16088 |
I квартал |
201728 |
99,2 |
86,0 |
125151 |
95,5 |
89,4 |
76577 |
106,0 |
80,9 |
48574 |
Апрель |
74320 |
103,7 |
102,0 |
44474 |
99,0 |
100,0 |
29846 |
111,5 |
105,2 |
14628 |
Май |
67349 |
91,5 |
90,6 |
40980 |
90,1 |
92,1 |
26369 |
93,7 |
88,4 |
14611 |
Июнь |
70081 |
103,4 |
104,1 |
41836 |
102,5 |
102,1 |
28245 |
104,7 |
107,1 |
13591 |
II квартал |
211750 |
99,4 |
105,0 |
127290 |
97,0 |
101,7 |
84460 |
103,1 |
110,3 |
42830 |
I полугодие |
413478 |
99,3 |
|
252441 |
96,3 |
|
161037 |
104,5 |
|
91404 |
Июль |
73967 |
104,4 |
105,5 |
43710 |
106,2 |
104,5 |
30257 |
101,9 |
107,1 |
13453 |
Август |
70895 |
99,7 |
95,8 |
42531 |
103,4 |
97,3 |
28364 |
94,7 |
93,7 |
14167 |
Сентябрь |
73521 |
104,6 |
103,7 |
44807 |
104,4 |
105,4 |
28714 |
104,9 |
101,2 |
16093 |
III квартал |
218383 |
102,9 |
103,1 |
131048 |
104,7 |
103,0 |
87335 |
100,4 |
103,4 |
43712 |
Январь-сентябрь |
631861 |
100,5 |
|
383489 |
99,0 |
|
248372 |
103,0 |
|
135116 |
Октябрь |
74134 |
94,2 |
100,8 |
43463 |
93,4 |
97,0 |
30671 |
95,4 |
106,8 |
12792 |
Ноябрь |
76606 |
101,0 |
103,3 |
46799 |
103,4 |
107,7 |
29807 |
97,4 |
97,2 |
16992 |
Декабрь |
82011 |
102,4 |
107,1 |
49525 |
102,7 |
105,8 |
32486 |
102,0 |
109,0 |
17039 |
IV квартал |
232752 |
99,2 |
106,6 |
139787 |
99,8 |
106,7 |
92965 |
98,3 |
106,4 |
46822 |
Год |
864612 |
100,2 |
|
523275 |
99,2 |
|
341337 |
101,7 |
|
181939 |
2014г. |
||||||||||
Январь |
60522 |
99,9 |
73,8 |
39600 |
102,0 |
80,0 |
20922 |
96,3 |
64,4 |
18678 |
Февраль |
60487 |
88,5 |
99,9 |
36474 |
87,1 |
92,1 |
24013 |
90,7 |
114,8 |
12461 |
Март |
74337 |
102,1 |
122,9 |
47046 |
105,8 |
129,0 |
27291 |
96,2 |
113,7 |
19755 |
I квартал |
195346 |
96,8 |
83,9 |
123120 |
98,4 |
88,1 |
72226 |
94,3 |
77,7 |
50894 |
Апрель |
75343 |
101,4 |
101,4 |
47662 |
107,2 |
101,3 |
27681 |
92,7 |
101,4 |
19981 |
Май |
70122 |
104,1 |
93,1 |
44053 |
107,5 |
92,4 |
26069 |
98,9 |
94,2 |
17984 |
Июнь |
67377 |
96,1 |
96,1 |
40639 |
97,1 |
92,3 |
26738 |
94,7 |
102,6 |
13901 |
II квартал |
212841 |
100,5 |
109,0 |
132354 |
104,0 |
107,5 |
80487 |
95,3 |
111,4 |
51867 |
I полугодие |
408187 |
98,7 |
|
255474 |
101,2 |
|
152713 |
94,8 |
|
102761 |
Июль |
75391 |
101,9 |
111,9 |
46207 |
105,7 |
113,7 |
29184 |
96,5 |
109,1 |
17023 |
Август |
66727 |
94,1 |
88,5 |
41472 |
97,5 |
89,8 |
25255 |
89,0 |
86,5 |
16217 |
Сентябрь |
64070 |
87,1 |
96,0 |
38111 |
85,1 |
91,9 |
25959 |
90,4 |
102,8 |
12152 |
III квартал |
206188 |
94,4 |
96,9 |
125789 |
96,0 |
95,0 |
80399 |
92,1 |
99,9 |
45391 |
Январь-сентябрь |
614375 |
97,2 |
|
381263 |
99,4 |
|
233112 |
93,9 |
|
148152 |
Октябрь |
68052 |
91,8 |
106,2 |
41137 |
94,6 |
107,9 |
26915 |
87,8 |
103,7 |
14222 |
Ноябрь |
59951 |
78,3 |
88,1 |
36655 |
78,3 |
89,1 |
23296 |
78,2 |
86,6 |
13359 |
Декабрь |
62283 |
75,9 |
103,9 |
37605 |
75,9 |
102,6 |
24678 |
76,0 |
105,9 |
12927 |
IV квартал |
190286 |
81,8 |
92,3 |
115397 |
82,6 |
91,7 |
74889 |
80,6 |
93,1 |
40508 |
Год |
804661 |
93,1 |
|
496660 |
94,9 |
|
308001 |
90,2 |
|
188660 |
Из таблицы 1 видно, что по состоянию на декабрь 2014 года экспорт снизился на 5,1 %, импорт на 9,8 % по отношению к декабрю 2013 года.
От введённого Россией продовольственного эмбарго в первую очередь понесли потери Польша, Литва, Нидерланды, Германия и Испания [12].
Импорт из этих стран, по данным ФТС России, по состоянию на декабрь 2014 года составил:
Таблица 2
Импорт некоторых стран Европы
Страна |
Импорт в 2013, всего, руб. |
Импорт в 2014, всего, руб. |
Польша |
8325599237,50 |
7074757308 |
Германия |
37916684812 |
32962532747 |
Литва |
1118419612 |
1006791434 |
Нидерланды |
5837158212 |
5248217949 |
Испания |
4914629607 |
4343693947 |
Из таблицы видно, что импорт из Польши в Россию снизился до 84,97595 %, из Германии — 86,93411, из Литвы — 90,01911, из Нидерландов -89,9105, из Испании — 88,38294, что на 15 %, 13 %, 9,9 %, 10 % и 11,61 % соответственно меньше.
Российский запрет на импорт продовольствия из стран, которые ввели санкции против России президент Белоруссии поддержать отказался, как и второй партнер России по Таможенному союзу — Казахстан, заявив, что — «это (запрет на импорт сельхозпродукции) односторонняя мера России, она не предполагает вовлечения других стран — членов Таможенного союза и единого экономического пространства (ЕЭП)» [13]. В связи с чем, возникла проблема контроля ввозимых товаров через Белоруссию, следующие транзитом через Россию. Белоруссия предлагает России сопровождать через свою территорию грузовики с продукцией, попавшей под российское продовольственное эмбарго, следующие в Казахстан [14].
Из-за участившихся случаев нелегального ввоза в Россию европейских овощей и фруктов, решением Россельхознадзора транзит растительной продукции через Россию в третьи страны, в том числе в Казахстан, осуществляется только через пункты пропуска, расположенные на российском участке внешней границы Таможенного союза. Несмотря на принятые меры, продолжаются попытки ввоза санкционной продукции из Европы через Белоруссию [15].
C 30 ноября 2014 г. Россельхознадзор также запретил транзит продуктов из Белоруссии через Россию в третьи страны без досмотра на российских пунктах пропуска. По данным Россельхознадзора, фуры под видом транзита в Казахстан через Белоруссию и Россию на самом деле разгружаются на российской территории [16].
Так, из-за введенного режима стопроцентного таможенного досмотра грузов из Литвы, теперь, чтобы пересечь границу, автомобилям приходится проводить в очереди не один день. Сложившаяся ситуация больно бьет по всем участникам логистической цепи — теряют деньги грузополучатели, которые несут обязательства перед своими клиентами. Товар приходит позже назначенного срока, и происходят срывы отгрузок. Есть убытки и у перевозчиков [17].
Из-за возникшей ситуации появился ряд проблем:
- участники внешнеэкономической деятельности (участники ВЭД) всячески пытаются перевезти санкционный товар через границу таможенного союза;
- усложнился контроль за ввозимой продукцией таможенными службами России;
- на потребительском рынке ощущается повышение конечной стоимости товаров;
- увеличилось время прохождения таможенного досмотра;
- происходит отток западного капитала.
Для решения проблем
· участникам ВЭД требуется:
- ориентироваться на импортозамещение;
- переориентировать потоки грузов, особенно тем, кто использовал автомобильные перевозки;
- использовать электронное декларирование;
· государству:
- выстраивать приоритеты внутри государственных программ;
- распределять антикризисный фонд по направлениям, которые вошли в антикризисный план;
- вести переговоры о предварительном информировании членами таможенного союза о предстоящем транзите через территорию России;
- оптимизировать процедуру досмотра грузов на границе Российской Федерации.
Таким образом станет возможным избежать задержек на границе, и, следовательно, издержек, что приведет к снижению конечной стоимости продукции на потребительском рынке.
Еще одна проблема возникает из-за геополитической неопределенности во взаимоотношениях России и Запада. В связи с выводом кредиторами своих денег с территории Российской Федерации, необходимо искать замену западному рынку капитала. Можно попытаться заменить его восточным, но российские компании пока не очень известны на азиатских рынках. Азиатские инвесторы не имеют достаточного опыта работы с ними. Сам процесс освоения азиатского финансового ранка займет существенное время и не позволит российским эмитентам в полном объеме заместить возможную потерю европейских и американских инвесторов в краткосрочном периоде. Однако, если европейские и американские санкции окажутся продолжительными, российские эмитенты будут вынуждены проводить такую работу [18].
Есть еще вариант замены внешнего рынка внутренним — кредитором может стать государство или же население (депозиты). Однако он тоже не надежен.
Учитывая вышесказанное правительство приняло антикризисный план России на 2015 год, который включает следующие пункты:
- Организация поддержки импортозамещения и экспорта в различных отраслях несырьевых продуктов, в том числе и технологий;
- Поддержка государством малого и среднего предпринимателя, снижая налоги и другие финансовые издержки [19].
Работа в данном направлении позволит в дальнейшем избежать подобных ситуаций на границе и на рынке, и результаты таможенной войны между Россией и другими странами будет менее ощутимы для конечного потребителя.
Литература:
1. http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1030123, 01.02.2015 г.;
2. http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1031712, 01.02.2015 г.;
3. http://professionali.ru/Soobschestva/biznes-klub/posledstvija-sanktsij-protiv-rossii/, 01.02.2015 г.;
4. http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/03/140317_eu_sanctions_russia.shtml, 01.02.2015 г.;
5. Пешкова Г. Ю., Основы внешнеэкономической деятельности: учебное пособие, Санкт-Петербург, изд-во СПбГУАП, 2005, 126 с.;
6. Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации от 06 августа 2014 года;
7. http://top.rbc.ru/politics/06/08/2014/941409.shtml, 01.02.2015 г.;
8. http://government.ru/media/files/41d4f8cdfeeb731522d2.pdf, 06.02.2015 г.;
9. http://tass.ru/ekonomika/1367515, 06.02.2015 г.;
10. gks.ru –Госкомстат России;
11. Customs.ru –ФТС России;
12. http://expert.ru/2014/08/8/evropa-schitaet-ubyitki/, 06.02.2015 г.;
13. http://www.vedomosti.ru/politics/news/32013971/soyuz-lomitsya-ot-edy, 06.02.2015 г.;
14. http://ria.ru/world/20150202/1045504420.html, 06.02.2015 г.;
15. http://www.russianskz.info/lentanews/6353-belorussiya-predlagaet-soprovozhdat-do-kazahstana-sankcionnuyu-produkciyu.html, 23.02.2015 г.;
16. http://radiovesti.ru/article/show/article_id/155020, 23.02.2015 г.;
17. Рехетин М., Менять грузопотоки?, Транспорт и логистика, 2014, декабрь, стр. 10–11;
18. Зотин А., Рублевый занавес, Коммерсант Деньги, 2014, август, стр. 13–16;
19. http://24smi.org/article/22123-pravitelstvo-rf-opublikovalo-perechen_spect.html.