К концу XX века стало очевидно, что уровень развития научно-технической сферы — науки, образования, наукоемких отраслей, мировых рынков технологий — определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу динамичного экономического роста, является важнейшим фактором формирования центров силы. Выбор приоритетов в научно-технической сфере приобрел значение, выходящее за рамки перспектив ее собственного развития.
В тоже время, процессы глобализации и растущая взаимозависимость экономик делает задачу управления инновационными процессами все более сложной и зависимой от способности отдельного государства правильно обозначить собственные стратегические подходы к развитию инновационного потенциала.
Применение системного подхода при формировании инновационной политики в развитых странах мира приобрело первостепенное значение, особенно на фоне таких современных тенденций развития мировой экономики:
- конкуренция за качественный человеческий капитал становится важнейшей характеристикой мирового инновационного развития, растущая мобильность высококвалифицированного персонала также обеспечивает процессы распространения знаний;
- роль информационных технологий в процессе распространения знаний становится все более актуальной для дальнейшего роста инновационной активности, процессы распространения знаний вышли за пределы отдельных экономик;
- глобализация заставляет компании конкурировать на все более высоких уровнях технологий и в тоже время стимулирует процессы специализации и локализации инноваций.
Страны, реализовавшие концепцию системного подхода к проведению инновационной политики, сумели за короткий исторический период времени создать эффективные национальные инновационные системы, включающие в себя механизмы взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования и добиться увеличения общей наукоемкости ВВП [1, с. 12].
К примеру, регионами ускоренного расширения научно-технической сферы за последние годы стали страны Юго-Восточной Азии, скандинавские страны (Финляндия, Швеция). Новые индустриальные страны увеличили наукоемкость ВВП в полтора-два раза и приближаются к показателям европейских стран и США.
Новейшей тенденцией является сокращение доли госсектора в условиях стабилизации или сокращения «государственного заказа» науке из национальных бюджетов. Научные подразделения крупных корпораций, мелкие и средние наукоемкие фирмы усиливают свои позиции в национальном научно-техническом развитии, опираясь на созданную при помощи государства систему образования, инфраструктуру и некоторые льготы экономического характера.
В большинстве развитых стран внебюджетное финансирование научных исследований и разработок существенно превышает объемы бюджетных ассигнований в эту сферу. В среднем по странам — членам Организации экономического сотрудничества и развития оно возросло с 55 % в 1991 году до 65 % в начале 2000-х годов [2, с. 11].
Главный источник внебюджетных средств — предпринимательский сектор, в котором лидируют крупные национальные и транснациональные корпорации. Корпорации предпринимательского сектора в развитых странах исторически сложились как важнейшие структуры национальных инновационных систем. Именно они, одновременно финансируя исследования и воплощая в реальные продукты и технологии научные результаты и изобретения, берут на себя экономическую ответственность за основные направления научно-технического прогресса, на их долю приходится большая часть финансирования науки силами частного сектора. Предпринимательский сектор является и останется в перспективе крупнейшим исполнителем НИОКР как по объему расходуемых средств, так и по числу занятых научными исследованиями ученых и инженеров.
В 90-е годы двадцатого столетия в Казахстане произошло резкое сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технологического развития, падение престижа ученого и востребованности научных результатов, снижение инновационной активности предприятий, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, что привело к ослаблению научно-технологического потенциала, деградации наукоемких производств.
Отсутствие комплексного, системного подхода к управлению инновационными процессами сдерживает развитие инновационного потенциала страны и не позволяет правильно обозначить приоритеты его дальнейшего развития.
Можно выделить следующие основные проблемы, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала:
- незавершенность большинства научных разработок технологий и продуктов с целью их выноса на рынок для востребованности потребителями. Это резко снижает ценность предлагаемых технологий (или продуктов) в глазах потенциальных партнеров;
- отсутствие современных механизмов внедрения технологических нововведений и выведения их на рынок. В рыночных условиях механизм освоения нововведений неразрывно связан с малым инновационным бизнесом, для которого характерен высокий риск, но и высокая отдача в случае успеха. В развитых экономиках существует особый сектор народного хозяйства, обеспечивающий необходимые условия (инфраструктуру) для развития малого инновационного предпринимательства;
- отсутствие развитых инфраструктурных элементов содействия инновационным проектам, таких как технологические парки и специализированные бизнес-инкубаторы, сеть фондов рискового финансирования (венчурных фондов), специальные финансовые механизмы поддержки фирм на этапе их быстрого роста, сертифицированные оценщики фирм и интеллектуальной собственности и др.;
- отсутствие на внутреннем рынке платежеспособного спроса на передовые технологии и промышленные нововведения. Наука и научно-техническая деятельность относятся к сфере услуг и эти услуги должны быть востребованы рынком. К сожалению, отечественный рынок научных услуг и наукоемкой продукции в настоящее время очень мал. Большинство предприятий не могут позволить себе «покупать» услуги науки.
Для реализации системного подхода к формированию инновационной системы необходимо выделить и проанализировать ее основные подсистемы, где государство через прямое или косвенное участие может эффективно реализовать инновационную политику.
Инновационная система подразделяется на следующие основные подсистемы, каждая из которых включает, соответственно, такие элементы:
1. Научный потенциал, необходимый фактор для инновационного развития формируется путем создания развитой сферы прикладных исследований, осуществляющих «доводку» фундаментальных разработок до уровня коммерческого применения;
Научный потенциал включает:
— государственные научные организации — национальные научные центры, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, проектные институты;
- научные организации при национальных компаниях, лаборатории при крупных предприятиях;
- частные научно-исследовательские и проектные институты;
- малое и среднее предпринимательство, занимающееся научными исследованиями;
- научные кадры и индивидуальных изобретателей;
- материально-техническую базу.
На сегодняшний день научный потенциал страны представлен научными организациями Министерства образования и науки, отраслевых министерств, частных научно-исследовательских организаций, центрами исследований по направлениям научных исследований на правах хозяйственного ведения, координирующих деятельность институтов соответствующего профиля, а также научно-исследовательских институтов, находящихся в ведении национальных компаний.
2. Инновационное предпринимательство, предусматривающее развитие связующей (посреднической) роли между научно-технической и производственной сферами. Конечной целью инновационного предпринимательства является развитие предприятий, способных оперативно реагировать на текущую конъюнктурную ситуацию рынка и налаживать серийные производства конкурентоспособной наукоемкой продукции нового поколения и повышенного спроса на уровне мировых стандартов;
Инновационное предпринимательство включает:
- бизнес-ангелов;
- предприятия;
- инновационных менеджеров;
- многоуровневая инновационная инфраструктура, определяющая комплекс взаимосвязанных производственных, консалтинговых, образовательных и информационных структур, обслуживающих и обеспечивающих условия для реализации инновационной деятельности;
Инновационная инфраструктура состоит из следующих элементов:
- национальные технологические парки;
- региональные технологические парки;
- технологические бизнес — инкубаторы;
- наукограды.
Финансовая инфраструктура, обеспечивающая комплексное финансирование научно-производственных и образовательных процессов в сфере инновационно-технологического развития, основанная на сочетании различных механизмов прямой и косвенной государственной поддержки инновационного предпринимательства и инфраструктуры.
Финансовая инфраструктура состоит из следующих элементов:
- государственные институты развития;
- венчурные фонды;
- предприятия;
- индивидуальные предприниматели;
- банки второго уровня;
- и другие.
Одной из основных задач Министерства образования и науки является активизация инновационной деятельности в образовательных учреждениях, а также научно-технологическое сопровождение инновационной деятельности.
Поэтому для развития экономики республики в условиях глобализации и подготовки к вступлению в ВТО необходимо принять государственную политику, ориентированную на признание приоритетности инновационной деятельности в повышении конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечении экономического развития и безопасности страны, повышении уровня жизни населения. Основными принципами государственной инновационной политики должны стать финансовое обеспечение инновационных программ и проектов, направленных на решение важнейших социально-экономических задач, формирование инновационной инфраструктуры и подготовка кадров для инновационной сферы [3,с.29].
1. Переход экономики республики на инновационный путь развития невозможен без формирования нормативной правовой базы, благоприятствующей развитию инновационной деятельности, основой которой должен стать Закон «Об инновационной деятельности».
2. В Казахстане научно-техническая сфера до настоящего времени не стала базовым элементом социально-экономического развития общества.
С целью реализации стратегических направлений научно-технологического развития необходимо откорректировать приоритетные направления развития отечественной науки и техники, выявить причины и факторы, сдерживающие их развитие, определить реальные механизмы по их разрешению.
3. По сравнению с экономически развитыми странами условия для развития инновационной деятельности в Казахстане имеют принципиальные отличия. В частности, в республике инновационная деятельность в основном осуществляется на основе привлечения прямых иностранных инвестиций.
4. Наряду с прямыми инвестициями в страну приходят новые технологии, новый менеджмент. Для большинства предприятий приобретение иностранных технологий и лицензий является большим стимулом, так как это позволяет им выйти на мировой рынок.
Вместе с тем, неконтролируемый поток иностранных технологий может привести к подавлению развития национального научно-производственного комплекса, что создает реальную опасность возникновения технологической зависимости отечественной промышленности от зарубежных разработок.
5. В Казахстане в условиях ограниченных возможностей государственного бюджета (ежегодные расходы на науку из республиканского бюджета не превышают 0,2 % от ВВП) из средств, выделяемых на фундаментальные и прикладные научные исследования, практически невозможно выделить долю непосредственно на доведение результатов научных исследований (разработок) до серийного производства. В связи с этим необходимо предусмотреть в республиканском бюджете увеличение ежегодных ассигнований на научно-технологическое развитие и доведение его до 2 % от ВВП.
Кроме того, с целью завершения и продвижения на рынок наиболее перспективных разработок, необходимо сформировать сеть государственных и негосударственных региональных инновационных фондов и центров, шире привлекать для этих целей внебюджетные средства.
6. В республике не налажена система подготовки кадров для инновационной сферы.
Основными причинами этого являются — значительное ослабление связи системы высшего образования с прикладной наукой и производством, отсутствие отечественных учебных программ, учебников и учебных пособий по инноватике, соответствующих государственных стандартов образования.
В связи с этим, необходима государственная поддержка и приоритетная подготовка научных кадров для отраслей наук, имеющих первостепенное значение для преодоления технологического отставания и структурной перестройки казахстанской экономики.
Необходимо создать реальные условия для интеграции вузов страны с научно-исследовательскими институтами и научными центрами с учетом кадрового потенциала, материально-технической базы, потребностей инновационного развития и создание, на ее основе, научно-образовательных комплексов по приоритетным направлениям научных исследований.
Литература:
1. . Инновационная модель развития национальной экономики. // Panorama, 2009, № 4–5, с.12.
2. Арзамасцев Н. В., Бочаров А. В. Государственная инновационная политика 2002, с.11.
3. Наука Казахстана за годы независимости. Краткий сборник основных показателей научного потенциала за 1992–2012 годы. КазгосИНТИ, Алматы, 2012, с.29.