Статья посвящена образованию потенциальных слов на базе междометий. В ней представлены наиболее распространённые типы потенциально возможных междометных словообразовательных пар и словообразовательных цепочек, а также учтены факторы, влияющие на способность междометий к образованию слов подобного типа.
Ключевые слова: потенциальное слово, междометие, словообразовательный тип, словообразовательная модель, производное слово.
«Потенциальными» в дериватологии называют «слова, которые произведены, но ещё не закреплены традицией словоупотребления или могут быть произведены по образцу слов высокопродуктивных типов». Эти слова «заключены в словообразовательных возможностях языка, но реально могут и не появляться, если в них нет нужды». По сути, потенциальные слова представляют собой «чистую реализацию возможностей словообразовательного типа» [5, с. 228; см. также: 2, с. 82; 6, с. 123; 8, с. 347; 14, с. 248].
Семантике потенциальных слов не присуща фразеологичность; их значение полностью складывается из частей, их образующих, и не обладает индивидуальным компонентом значения, присущим только ему [5, с. 228; см. также: 3, с. 57; 4, с. 55; 6, с. 124; 8, с. 347]. Отметим также, что потенциальные слова, отсутствующие в языке, при их употреблении в контексте или устной речи становятся вполне реальными [9, с. 70].
Рассмотрим потенциальные слова, которые гипотетически могут образоваться на базе междометий.
Непосредственно от междометий часто образуются глаголы при помощи суффикса -а-/-ка-: увы → увыкать, мерси → мерсикать и под. Это наиболее продуктивная словообразовательная модель. Е. Н. Лагутова считает, что образование подобных глаголов свидетельствует «о потенциальной возможности их существования почти у всех междометий» [7, с. 296–297].
О продуктивности данного словообразовательного типа свидетельствует также образование глаголов этой структуры от экспрессивных дериватов с суффиксом -оньк(и)/-еньк(и) [12, с. 116]. Приведём в качестве иллюстрации следующие примеры: агуконьки → агуконьк-а-ть, хихиканьки → хихиканьк-а-ть, агушеньки → агушеньк-а-ть, гуленьки → гуленьк-а-ть. Во всех представленных глаголах наблюдается усечение финали основы и.
Среди глаголов, образованных на базе междометий, интересно рассмотреть происхождение слов типа чертыхать и божить. И. С. Улуханов считает, что глагол чертыхать образован от глагола чертыхаться при помощи т. н. «обратного словообразования» (он образуется по модели возвратный глагол — невозвратный глагол, хотя обычно возвратные глаголы образуются от невозвратных при помощи постфикса /-ся). В данном случае «отсечение постфикса добавляет значение ‘воздействовать на кого-либо’» [13, с. 80–81].
Однако нам представляется возможным и несколько иной подход. Постфиксальные глаголы часто образованы от соответствующих им глаголов без постфиксов: обувать → обувать/-ся, бацнуть → бацнуть/-ся, расчёсывать → расчёсывать/-ся. Можно предположить, что глагол чертыхаться образован от междометия чёрт не напрямую, а опосредованно. В словообразовательной цепочке пропущено потенциально возможное слово чертыхать. Таким образом, цепочка выглядит следующим образом: чёрт (межд.) → черт(ых)-а-ть (потенц.) → чертыхать/-ся. Так как в языке слова чертыхать не существует, то считается, что глагол чертыхаться образован от междометия чёрт суффиксально-постфиксальным способом: чёрт (межд.) → черт(ых)-а-ть/-ся.
Аналогично можно представить словообразовательную цепочку междометия боже, где слово божить также будет потенциально возможным: боже (межд.) → бож-и-ть (потенц.) → божить/-ся.
На базе иноязычных междометий о’кей и чао потенциально возможно экспрессивное образование с суффиксом -шки-/-ушки-: о’кей → о’кеj-ушки, чао → чао-шки, ча-ушки.
Среди производных слов, образованных от междометия салют, также можно обнаружить потенциальные слова, к примеру, экспрессивные междометные дериваты с суффиксами -ик- и -ец-: салют-ик, салют-ец (ср. с реально существующими привет-ик и привет-ец).
Кроме того, от каждого из приведённых междометий возможны потенциальные префиксальные образования на базе глагола. Так, отмеждометный глагол салютовать потенциально может присоединить к себе приставку по-, обладающую значением ‘совершать действие, мотивированное производящим глаголом, некоторое время (обычно непродолжительное)’: салютовать → по-салютовать (ср. с приветствовать → по-приветствовать).
Среди глаголов, образованных на базе междометий, можно выделить такие потенциальные словообразовательные пары:
1) глагол + от- → финитивное образование: божиться → от-божиться, чертыхаться → от-чертыхаться, чураться → от-чураться;
2) глагол + /-ся: агукать → агукать/-ся, бисировать → бисировать/-ся,гулить → гулить/-ся, ошикивать→ ошикивать/-ся;
3) глагол + суфф. -н’j-/ -ниj-/ -ениj- → сущ.: бабахать → бабаха-н’j-е, бубнить → бубн-ениj-е, гулить → гул-ениj-е, подхихикивать→ подхихикива-н’j-е;
4) глагол + -ыва-/-ива- → имперфективные образования: прицыкнуть → прицык-ива-ть, поайкать → поайк-ива-ть, поохать→ поох-ива-ть, проойкать → проойк-ива-ть;
5) глагол → глагол, образованный приставочно-постфиксальным способом. Здесь можно выделить две словообразовательные модели:
а) вз- + /-ся с общим значением ‘постепенное нарастание или усиление действия, названного производящим глаголом’[1]: ойкать → вз-ойкать/-ся, ахать → вз-ахать/-ся и под.;
б) на- + /-ся со значением ‘вдоволь, до исступления совершать действие, названное мотивирующим глаголом’: агукать→ на-агукать/-ся, айкать → на-айкать/-ся, ахать → на-ахать/-ся, баюкать → на-баюкать/-ся.
На базе междометий возможны и потенциальные словообразовательные цепочки:
1) междометие + -ка- → глагол + за- → глагол начинательного действия: го-го → гого-ка-ть → за-гогокать, мерси → мерси-ка-ть → за-мерсикать, спасибо → спасиб-ка-ть → за-спасибкать;
2) междометие + -ка- → глагол + -н’j-/-ниj-→ сущ.: гуль-гуль → гуль-ка-ть → гулька-н’j-е;
3) междометие + -ка- → глагол + -ну- → однократный глагол: ха → ха-ка-ть → хакну-ть, хе → хе-ка-ть → хек-ну-ть;
4) междометие + -ка- → глагол + /-ся → возвр. глаг. + -ну- → однокр. глаг.: бя → бя-ка-ть → бякать/-ся → бяк-ну-ться;
5) междометие + -ск- → прил. + -иче- → прил. + -и- → нареч.: супер → супер-ск-ий (реальн.)→ супер-иче-ский → суперическ-и;
6) междометие + шки-/-ушки- → экспрессивн. межд. + -ка- → глаг.: о’кей → океj-ушки → океюш-ка-ть, чао → чао-шки/ча-ушки → чаош-ка-ть/ чауш-ка-ть.
Отдельно рассмотрим потенциальную возможность образования имён существительных на базе междометных глаголов со значением лица мужского и женского пола.
Существительные мужского рода, обладающие значением ‘лицо, совершающее действие, мотивированное производящим глаголом’[2] могут строиться по следующим словообразовательным моделям:
1) основа + -ун-: хохотать → хохот-ун (реальн.), фыркать → фырк-ун (потенц.);
2) основа +-(ль)щик-: стукать → стука(ль)-щик, тпрукать → тпрука(ль)-щик (ср. с реальными: угонять → угон-щик, лудить → луди(ль)-щик, перебегать → перебеж-чик и под.);
3) основа + -тель-: аукать → аука-тель, охать → оха-тель (ср. с реальными: учить → учи-тель, водить → води-тель);
4) основа + -ач-[3]: стучать → стук-ач (реальн.); тпрукать → тпрук-ач, понукать → понук-ач (окказион.).
Представим наши наблюдения в виде таблицы 1.
Таблица 1
Образование имён существительных со значением мужского лица
Производящий глагол |
-ун- |
-(ль)щик- |
-тель- |
-ач- |
агукать |
|
агукальщик |
агукатель |
|
аукать |
|
аукальщик |
аукатель |
|
баюкать |
|
баюкальщик |
баюкатель |
баюкач |
фырчать |
фыркун |
|
|
фыркач |
Ещё Г. О. Винокур заметил, что «всякое суффиксальное образование с значением мужского лица предполагает параллельное образование с значением женского лица» [1, с. 439]. Следовательно, от приведённых выше существительных, обозначающих лицо мужского пола, можно образовать имена существительные с общим значением ‘лицо женского пола’, которые могут быть построены по следующим словообразовательным моделям:
1) основа + -иц-/ -ниц-: лев → льв-иц-а (реальн.); ухальщик → ухальщ-иц-а, ухал-иц-а; аллилуйщик → аллилуйщ-иц-а; айкатель → айкатель-ниц-а (потенц.);
2) основа + -j-: хохотун → хохотун’-j-а (реальн); фыркун → фыркун’-j-а, гоготун → гоготун’-j-а (потенц.);
3) основа + -к-: хохотун → хохотуш-к-а, стукач → стукач-к-а (реальн.); фукач → фукач-к-а, нукач → нукач-к-а (окказиональные);
4) основа + -ø-: хохотун → хохотуш-ø-а, фыркун → фыркуш-ø-а.
Обобщим полученные данные, заполнив таблицу 2.
Таблица 2
Образование имён существительных со значением женского лица
Существительное со значением мужского лица |
-иц-/ -ниц- |
-j- |
-к- |
-ø- |
агукальщик |
агукальщица |
|
|
|
агукатель |
агукательница |
|
|
|
аукальщик |
аукальщица |
|
|
|
аукатель |
аукательница |
|
|
|
баюкальщик |
баюкальщица |
|
|
|
баюкатель |
баюкательница |
|
|
|
баюкач |
|
|
баюкачка |
|
тпрукальщик |
тпрукальщица |
|
|
|
тпрукач |
|
|
тпрукачка |
|
фыркальщик |
фыркальщица |
|
|
|
фыркач |
|
|
фыркачка |
|
фыркун |
|
фыркунья |
|
фыркуша |
Из приведённых данных можно выявить следующие закономерности в образовании существительных со значением женского лица:
1) субстантивные дериваты-существительные с суффиксами -иц-, -ниц- образованы от существительных с суффиксами -(ль)щик- и -тель- соответственно;
2) производные с суффиксами -j- и -ø- образованы от существительных с суффиксом -ун-;
3) слова с суффиксом -к- образованы от существительных с суффиксом -ач-. Заметим здесь, что дериваты, обозначающие женское лицо, образованны при помощи нулевой суффиксации, также могут образовывать дублетные языковые явления (термин И. Г. Милославского) при помощи суффикса -к-: гоготуша → гоготуш-к-а, фыркуша → фыркуш-к-а, уськуша → уськуш-к-а.
Наиболее часто потенциальные междометные дериваты образуются от глагола. В сравнительно редких случаях производное междометие является производящей основой для некоторых потенциально возможных глаголов, впоследствии образующих свои подгнёзда. В основном это касается экспрессивных образований, например: агушеньки → агушеньк-а-ть, гуленьки → гуленьк-а-ть и т. п.
Однако отметим, что не все междометия способны к образованию потенциальных слов. Это обусловлено следующими факторами:
1) Происхождением: заимствованные междометия не всегда «деривационно активны», т. к. их значения недостаточно освоены носителями русского языка. Например: амба, атанде, виват, эврика и т. п.
2) Фонетическими условиями: от некоторых междометий гипотетически можно было бы образовать производные, но у говорящих при произнесении этих слов возникали бы определённые трудности. Это такие междометия, как: псст, чш-ш, кхм, тсс и др.
3) Малоупотребительностью в речи наряду с однозначностью. Приведём в качестве примера такие междометия: аминь, баста, люлю и т. п.
4) Фактом производности: на базе многих производных междометий образование дериватов невозможно.
В результате исследования междометных потенциальных слов мы установили, что среди них встречаются словообразовательные пары и словообразовательные цепочки, образованные по наиболее продуктивным образцам. На базе междометных глаголов возможно также образование имён существительных со значением лица. Таким образом, междометия обладают достаточно богатым словообразовательным потенциалом.
Литература:
1. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 419–442.
2. Гимпелевич В. С. Заметки об окказиональном и потенциальном словообразовании // Актуальные проблемы русского словообразования. — Ташкент, 1975. — С. 79–84.
3. Ермакова О. П. Фразеологичность семантики производных слов различных словообразовательных структур // Актуальные проблемы русского словообразования. — Ташкент, 1975. — С. 57–63.
4. Земская Е. А. Как делаются слова. — М., 1963.
5. Земская Е. А. Об одной модели в русском словообразовании (может ли приставка подчинять себе аффиксы?) // Динамические модели. Слово. Предложение. Текст: Сб. статей в честь Е. В. Падучевой. — М.: Языки славянских культур, 2008. — С. 348–351.
6. Калниязов М. У. Членимость окказиональных и потенциальных слов // Актуальные проблемы русского словообразования. — Ташкент, 1975. — С. 118–125.
7. Лагутова Е. Н. Словообразование на базе междометий и звукоподражаний в современном русском языке // Актуальные проблемы русского словообразования. — Ташкент, 1976. — С. 293–297.
8. Лопатин В. В., Милославский И. Г., Шелякин М. А. Современный русский язык: Теоретический курс (Словообразование. Морфология). — М.: Русский язык, 1989.
9. Лопатин В. В. Рождение слова. неологизмы и окказиональные образования. — М.: Наука, 1973.
10. Милославский И. Г. Вопросы словообразовательного синтеза. — М.: Изд-во Московского университета, 1980.
11. Новейший большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт; М.: Рипол классик, 2008.
12. Улуханов И. С. Единицы словообразовательной системы и их лексическая реализация. — М., 1996.
13. Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её описания. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ» / URSS, 2012.
14. Ханпира Эр. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования на материале современного русского языка: Сб. статей. — М.: Наука, 1972. — С. 245–317.
[1] Данное словообразовательное значение встречается и среди реально существующих глаголов, образованных по модели рас-/раз- + /-ся: разахаться, разохаться, расхохотаться и под.
[2] Схематично это значение можно представить следующим образом: ‘тот, кто <мотивирующий глагол>’. Например, хохотун – это ‘тот, кто (любит) хохотать’ [11, с. 1454].
[3] Данная словообразовательная модель является малопродуктивной. Поэтому здесь возможны различные окказионализмы со сниженной стилистической окраской.