Принципы организации досуговой деятельности в парковой зоне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 01.04.2015

Статья просмотрена: 2353 раза

Библиографическое описание:

Ялхороев, А. А. Принципы организации досуговой деятельности в парковой зоне / А. А. Ялхороев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 1122-1123. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16835/ (дата обращения: 15.11.2024).

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в настоящее время возрастает популярность отдыха на природе. Это обусловлено тем, что происходит урбанизация общества. При этом, процессы урбанизации, роста городов сопровождаются снижением количества мест отдыха в них.

В связи с этим, организация досуговой деятельности в парковой зоне является выходом из данной проблемной ситуации.

Досуг часто определяется как часть нерабочего времени, остающегося после вычета временных затрат, необходимых человеку на воспроизведение жизненных функций и реализацию физиологических потребностей. Однако следует принимать во внимание, что под досугом можно понимать и саму деятельность людей по реализации свободного времени, в том числе работников культурно-досуговых учреждений и профессиональных аниматоров [1].

Культурно-досуговую деятельность характеризуют две основные особенности:

-        отношение к данной деятельности не только как к профессии, но и как к внутренней потребности;

-        осуществление обмена не продуктами деятельности, а самой деятельностью через общение и развлечения.

Культурно-досуговую деятельность можно рассматривать как целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности и как перцептивно-коммуникативный процесс (восприятие и общение), определяемый ее потребностями и интересами и способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга [1].

Специфической формой культурно-досуговой деятельности является анимация, сущность которой состоит в вовлечении аудитории в активные формы культурного досуга.

С начала XXI в. наблюдается тенденция увеличения объема свободного времени и роста значимости досуга как общественной ценности, так как он обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов. Культурно-досуговая деятельность призвана привлекать и приобщать человека к культуре через творчество, активный отдых, общение, развлечения [2].

Досуг и культура тесно взаимосвязаны ввиду возможности реализации в досуге культурных и социальных потребностей, которые возникают в определенных социально- культурных условиях. Формы и содержание досуга формируются в рамках культуры конкретного общества, и реализация культуросозидающего потенциала досуга требует профессионального подхода к этой сфере жизнедеятельности. Современное российское общество характеризуется рядом типичных черт, обусловливающих тенденции в сфере досуга, а так-же необходимость изучения теоретических идей и технологий практики досуговой и анимационной деятельности в других странах.

К ним относятся:

-        изменение духовно-мировоззренческих оснований в организации педагогической работы в российском обществе;

-        изменение экономического статуса социально-культурной деятельности, необходимость реализации потребности в развитии предпринимательства в сфере свободного времени;

-        переориентация социально-культурной деятельности на многообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.

Социально-культурная деятельность — это процесс, который направлен на формирование условий для как можно более полного самоутверждения, развития и самореализации группы и личности в сфере досуга. При этом решается все многообразие проблем, связанных с организацией свободного времени: с общением, созданием и усвоением культурных ценностей.

Как известно, социально-культурная деятельность обладает своими, только ей присущими чертами. В первую очередь, она производится в досуговое (свободное) время, отличается добровольностью и свободой выбора, инициативностью различных коллективов, активностью индивидуумов.

Социально-культурная деятельность обуславливается региональными, национально-этническими традициями и особенностями. Она отличается многообразием видов, которое основывается на художественных, политических, познавательных, бытовых, профессиональных и других интересах людей разных возрастов.

Реализация осуществляется в неинституциональных и институциональных формах. Социально-культурная деятельность свободна от разного рода производственных, обучающих процессов, мотивации прибылью, бизнесом.

При выборе досугового занятия, связанного с самореализацией, саморазвитием, удовольствием, общением и оздоровлением, а так же с другими занятиями учитываются потребности и интересы человека.

Социально-культурная деятельность характеризуется глубокой индивидуальной направленностью. Это связано с тем, что она несет черты, которые определяются общественно-политической и биологической структурой личности. Следует сказать, что рассматриваемая деятельность может быть как коллективной, так и индивидуальной. Для нее характерна целенаправленность. Цель, поставленная сознательно, приводит процесс в движение.

Так, предварительная продуманность после определения задач, анализа той ситуации, в которой будет происходить действие, выбора средств и методов достижения определяют последовательность деятельности в общественно-культурной сфере. При рассмотрении основных черт данной деятельности особенным образом выделяется развивающий, гуманитарный характер. Это связано с тем, что в своей основе деятельность обладает культурными целями.

Анализ сущности рассматриваемого организационного процесса отражает взаимодействие творческих, репродуктивных, а также смешанных (репродуктивно-творческих) элементов. Формирующая деятельность считается необходимым условием в существовании и развитии человека. Репродуктивность является неизбежной и обязательной во многих формах досуговых занятий, художественной самодеятельности.

Одним из важнейших видов социально-культурной деятельности является досуговая деятельность в парковой зоне. Парковая зона — это определенное пространство в городе/или другом населенном пункте, которому присущи следующие основные черты:

-        наличие деревьев и иных растительных культур

-        обустройство мест отдыха

-        обустройство дорожек

-        наличие водных объектов

При этом, стоит отметить, что парковая зона должна быть в значительной степени освещенной в темное время суток.

Принципы организации досуговой деятельности, на взгляд автора, следующие:

1)      организация мест отдыха;

2)      организация программы отдыха;

3)      контроль за организацией досуговой деятельности.

Таким образом, важнейшим принципом организации досуговой деятельности в парковой зоне является правильная организация мест отдыха. Кроме того, каждый обустроенный парк должен иметь детскую площадку.

Второй аспект — организация программы отдыха. К нему относятся составление различных развлекательных программ, проводимых на свежем воздухе. К примеру, проведение Масленицы, праздника 1 Мая, 9 Мая и т. д. В этом случае организацией досуговых программ занимаются специальная уполномоченная команда.

И, наконец, последним из основных принципов организации досуговой деятельности в парковой зоне, является контроль за ходом выполнения программ. Безусловно, каждая программа должна быть согласована перед тем, как ее проводить. В связи с этим, контролю принадлежат следующие критерии оценки программ:

-        результативность

-        количество посетителей парка, привлеченных к участию (команда организаторов)

-        количество посетителей парка принявших участие в данной мероприятие.

Таким образом, организация досуговой деятельности в парковой зоне должна строится на основании трех обязательных принципов: правильная организация мест отдыха, эффективная программа для досуга гостей парка и контроль за результатами осуществления мероприятий.

 

Литература:

 

1.      Аванесова Г. А. «Культурно — досуговая деятельность: Теория и практика организации». — М.: Аспект Пресс, 2013.- 236с.

2.      Филатов И. «Что такое социально-культурная деятельность?»: http://fb.ru/article/65319/chto-takoe-sotsialno-kulturnaya-deyatelnost

3.      Культурно-досуговая деятельность. Теоретические аспекты. http://o-dosuge.ru/teoreticheskie-osnovy-industrii-dosuga-za-rubezhom.html

 

Основные термины (генерируются автоматически): социально-культурная деятельность, парковая зона, деятельность, свободное время, сфера досуга, общение, организация программы отдыха, посетитель парка, правильная организация мест отдыха, принцип организации.


Похожие статьи

Роль организации активных досуговых процессов в современной парковой зоне

Опыт организации проектной деятельности учащихся в условиях школьного логопункта

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду

Принципы и особенности организации внеурочной деятельности по робототехнике в Оренбургском президентском кадетском училище

Психологические приемы эффективного обучения огневой подготовке

Способы оценки эффективности управления проектами в маркетинговой сфере

Использование элементов театрализованной деятельности в работе с детьми

Современные механизмы управления инвестиционной деятельностью на территории муниципального образования

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ

Похожие статьи

Роль организации активных досуговых процессов в современной парковой зоне

Опыт организации проектной деятельности учащихся в условиях школьного логопункта

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду

Принципы и особенности организации внеурочной деятельности по робототехнике в Оренбургском президентском кадетском училище

Психологические приемы эффективного обучения огневой подготовке

Способы оценки эффективности управления проектами в маркетинговой сфере

Использование элементов театрализованной деятельности в работе с детьми

Современные механизмы управления инвестиционной деятельностью на территории муниципального образования

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ

Задать вопрос