Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в настоящее время возрастает популярность отдыха на природе. Это обусловлено тем, что происходит урбанизация общества. При этом, процессы урбанизации, роста городов сопровождаются снижением количества мест отдыха в них.
В связи с этим, организация досуговой деятельности в парковой зоне является выходом из данной проблемной ситуации.
Досуг часто определяется как часть нерабочего времени, остающегося после вычета временных затрат, необходимых человеку на воспроизведение жизненных функций и реализацию физиологических потребностей. Однако следует принимать во внимание, что под досугом можно понимать и саму деятельность людей по реализации свободного времени, в том числе работников культурно-досуговых учреждений и профессиональных аниматоров [1].
Культурно-досуговую деятельность характеризуют две основные особенности:
- отношение к данной деятельности не только как к профессии, но и как к внутренней потребности;
- осуществление обмена не продуктами деятельности, а самой деятельностью через общение и развлечения.
Культурно-досуговую деятельность можно рассматривать как целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности и как перцептивно-коммуникативный процесс (восприятие и общение), определяемый ее потребностями и интересами и способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга [1].
Специфической формой культурно-досуговой деятельности является анимация, сущность которой состоит в вовлечении аудитории в активные формы культурного досуга.
С начала XXI в. наблюдается тенденция увеличения объема свободного времени и роста значимости досуга как общественной ценности, так как он обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов. Культурно-досуговая деятельность призвана привлекать и приобщать человека к культуре через творчество, активный отдых, общение, развлечения [2].
Досуг и культура тесно взаимосвязаны ввиду возможности реализации в досуге культурных и социальных потребностей, которые возникают в определенных социально- культурных условиях. Формы и содержание досуга формируются в рамках культуры конкретного общества, и реализация культуросозидающего потенциала досуга требует профессионального подхода к этой сфере жизнедеятельности. Современное российское общество характеризуется рядом типичных черт, обусловливающих тенденции в сфере досуга, а так-же необходимость изучения теоретических идей и технологий практики досуговой и анимационной деятельности в других странах.
К ним относятся:
- изменение духовно-мировоззренческих оснований в организации педагогической работы в российском обществе;
- изменение экономического статуса социально-культурной деятельности, необходимость реализации потребности в развитии предпринимательства в сфере свободного времени;
- переориентация социально-культурной деятельности на многообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.
Социально-культурная деятельность — это процесс, который направлен на формирование условий для как можно более полного самоутверждения, развития и самореализации группы и личности в сфере досуга. При этом решается все многообразие проблем, связанных с организацией свободного времени: с общением, созданием и усвоением культурных ценностей.
Как известно, социально-культурная деятельность обладает своими, только ей присущими чертами. В первую очередь, она производится в досуговое (свободное) время, отличается добровольностью и свободой выбора, инициативностью различных коллективов, активностью индивидуумов.
Социально-культурная деятельность обуславливается региональными, национально-этническими традициями и особенностями. Она отличается многообразием видов, которое основывается на художественных, политических, познавательных, бытовых, профессиональных и других интересах людей разных возрастов.
Реализация осуществляется в неинституциональных и институциональных формах. Социально-культурная деятельность свободна от разного рода производственных, обучающих процессов, мотивации прибылью, бизнесом.
При выборе досугового занятия, связанного с самореализацией, саморазвитием, удовольствием, общением и оздоровлением, а так же с другими занятиями учитываются потребности и интересы человека.
Социально-культурная деятельность характеризуется глубокой индивидуальной направленностью. Это связано с тем, что она несет черты, которые определяются общественно-политической и биологической структурой личности. Следует сказать, что рассматриваемая деятельность может быть как коллективной, так и индивидуальной. Для нее характерна целенаправленность. Цель, поставленная сознательно, приводит процесс в движение.
Так, предварительная продуманность после определения задач, анализа той ситуации, в которой будет происходить действие, выбора средств и методов достижения определяют последовательность деятельности в общественно-культурной сфере. При рассмотрении основных черт данной деятельности особенным образом выделяется развивающий, гуманитарный характер. Это связано с тем, что в своей основе деятельность обладает культурными целями.
Анализ сущности рассматриваемого организационного процесса отражает взаимодействие творческих, репродуктивных, а также смешанных (репродуктивно-творческих) элементов. Формирующая деятельность считается необходимым условием в существовании и развитии человека. Репродуктивность является неизбежной и обязательной во многих формах досуговых занятий, художественной самодеятельности.
Одним из важнейших видов социально-культурной деятельности является досуговая деятельность в парковой зоне. Парковая зона — это определенное пространство в городе/или другом населенном пункте, которому присущи следующие основные черты:
- наличие деревьев и иных растительных культур
- обустройство мест отдыха
- обустройство дорожек
- наличие водных объектов
При этом, стоит отметить, что парковая зона должна быть в значительной степени освещенной в темное время суток.
Принципы организации досуговой деятельности, на взгляд автора, следующие:
1) организация мест отдыха;
2) организация программы отдыха;
3) контроль за организацией досуговой деятельности.
Таким образом, важнейшим принципом организации досуговой деятельности в парковой зоне является правильная организация мест отдыха. Кроме того, каждый обустроенный парк должен иметь детскую площадку.
Второй аспект — организация программы отдыха. К нему относятся составление различных развлекательных программ, проводимых на свежем воздухе. К примеру, проведение Масленицы, праздника 1 Мая, 9 Мая и т. д. В этом случае организацией досуговых программ занимаются специальная уполномоченная команда.
И, наконец, последним из основных принципов организации досуговой деятельности в парковой зоне, является контроль за ходом выполнения программ. Безусловно, каждая программа должна быть согласована перед тем, как ее проводить. В связи с этим, контролю принадлежат следующие критерии оценки программ:
- результативность
- количество посетителей парка, привлеченных к участию (команда организаторов)
- количество посетителей парка принявших участие в данной мероприятие.
Таким образом, организация досуговой деятельности в парковой зоне должна строится на основании трех обязательных принципов: правильная организация мест отдыха, эффективная программа для досуга гостей парка и контроль за результатами осуществления мероприятий.
Литература:
1. Аванесова Г. А. «Культурно — досуговая деятельность: Теория и практика организации». — М.: Аспект Пресс, 2013.- 236с.
2. Филатов И. «Что такое социально-культурная деятельность?»: http://fb.ru/article/65319/chto-takoe-sotsialno-kulturnaya-deyatelnost
3. Культурно-досуговая деятельность. Теоретические аспекты. http://o-dosuge.ru/teoreticheskie-osnovy-industrii-dosuga-za-rubezhom.html