Старшая группа.
Цель — развитие музыкальности и творчества детей в разных видах музыкальной деятельности.
Задачи — стимулировать творческую активность, эмоциональную раскованность;
- развивать вокальные задатки ребенка;
- добиваться чистоты интонирования при сочинении собственных песенок;
- развивать творческое воображение и музыкальную память во всех видах музыкальной деятельности;
- закреплять певческие навыки;
- совершенствовать навыки внимательного слушания музыкального произведения, их образного и эмоционального восприятия.
Материал — письмо Леопольду, шкатулку, ритмические карточки, рисунки веселого и грустного клоуна, коробка с музыкальными инструментами, шапочки котов.
Музыка — попевки «Труба», «Качели», «Тик-так»;
«День рождения» — Е.Елизаровой;
«Вот какие чудеса» — А.Филиппенко;
«Чарльстон» — Ю.Верижникова;
«Клоуны» — Д.Кабалевский;
Попевки для игры на металлофоне «Скок — поскок», «Гори ясно»,
«Если добрый ты» — Б.Савельева.
За несколько дней до занятия, дети получают письмо от кота Леопольда, который приглашает их на день рождения. Воспитатель с детьми проводит беседу о том, какие поделки, рисунки дети приготовят коту Леопольду в подарок.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Звучит веселая музыка, дети входят в зал, их встречает кот Леопольд.
Леопольд — Ребята, привет!
Вы меня узнали?
Это я, ваш старый знакомый кот Леопольд, а ласково называйте меня Лепочка или Лепа. Я ужасно добрый предобрый кот. Сегодня я вас приглашаю на день моего рождения.
Дети поздравляют Леопольда, дарят ему поделки и рисунки.
Леопольд — Ребята, а что больше всего любят коты? (ответы детей).
Настоящие коты больше всего любят петь.
Музыкальный руководитель — Кот Леопольд, а ребята хотят тебя поздравить песенкой — поздравлением — «Поздравляем, поздравляем, с днем рождения тебя»; они её сочинили сами (желающие дети поют поздравлялку).
Песенка — поздравлялка (сочинение песенки на заданный текст).
Леопольд поощряет детей и дарит им красивую шкатулку — в ней разноцветные карточки с разноцветными полосками.
Музыкальный руководитель — Что это за секрет, кот Леопольд?
Леопольд — Здесь спрятаны ритмические рисунки ваших знакомых попевок, а каких? — я вас прошу помочь мне.
Дети по ритмическому рисунку на полосках узнают знакомые попевки — «Труба», «Качесли», «Тик- так» и так далее.
Музыкальный руководитель — Ребята, мы с вами чисто интонируем ч.4 вверх и ч.5 вниз.
Поют попевки, показывают рукой верхние и низкие звуки (развитие звуковысотного слуха).
Звучит музыкальное вступление, дети узнают песенку «День рождения» — музыка Е.Елизарова.
Музыкальный руководитель — А мы поем её с солистами, и только не забудьте, вторую часть каждого куплета петь все вместе, хором и чисто интонируем первые звуки — ход по Т3/5 (солисты по желанию).
Леопольд — Молодцы, вы справились с заданием и пели, как большой детский хор.
Вдруг неожиданно появляются мыши (би-ба-бо). Они начинают дразнить кота Леопольда.
Леопольд — Ох, уж, эти мыши, почему они не могут меня оставить в покое, у меня сегодня прекрасное настроение.
Музыкальный руководитель — А мышкам сегодня почему — то не очень весело, а мы их пригласим на день рождения и споем для них песенку «Вот какие чудеса» музыка А.Филиппенко. Какое настроение у этой песенки? (ответы детей). Исполняем ее легко, выразительно, четко произнося все слова (поют стоя). Мыши хвалят детей и просят спеть ее еще раз.
Музыкальный руководитель — Только мы ее споем по-другому — с усложнением: первый куплет — мальчики, второй куплет — девочки, третий куплет — все вместе, а каждый проигрыш — отхлопать ритмический рисунок.
Леопольд — Молодцы!
Леопольд напевает небольшой отрывок танца «Чарльстон». Дети узнают мелодию танца с голоса и называют его.
Леопольд — Этот танец очень хорошо танцевала моя бабушка. Ребята, научите меня его танцевать.
Музыкальный руководитель — Ребята, встанем в круг, делаем движения четко, ритмично, да, помните — если правая нога идет вперед на носок, то правая рука — отходит назад, и, также — левая нога идет вперед на носок, то левая рука — отходит назад. Исходное положение — о.с. — правая нога вперед на носок, назад, вперед на носок и исходное положение — руки — противоходом, тоже с левой ноги.
Дети учат Леопольда движениям «Чарльстона» — Ю.Верижникова.
Леопольд — А вы умеете танцевать этот танец в парах?
Дети перестраиваются в пары.
Музыкальный руководитель — А в парах, кот Леопольд, тебя ребята научат другому движению «Чарльстона». Руки — лодочкой — на месте поднимаемся на носочки, поворот вокруг себя с хлопком, затем то же самое и идем в исходное положение — следим за координацией движений, и самостоятельно переходим от одних движений к другим.
Леопольд благодарит детей, что они его познакомили с движениями танца «Чарльстон».
Леопольд — Ребята, настоящие коты не только любят петь и танцевать, но и слушать музыку. Я знаю, что в подарок, вы, мне принесли рисунки двух симпатичных клоунов.
Музыкальный руководитель — Мы сейчас присядем на коврик и будем говорить о музыке, о языке чувств. А чтобы лучше понять музыку, нужно ее услышать (слушаем второе занятие). «Клоуны» — Д.Кабалевский.
Музыкальный руководитель — Вам нравится эта музыка? Какое настроение вы услышали в музыке? (радостное, живое, грустное, печальное). Сколько частей в произведении? (3 части). Куда движется мелодия веселого клоуна? (вверх — мажорная, громкая), а у грустного (вниз — минорная, тихая). У веселого клоуна получаются все фокусы, а у грустного — нет. Попробуем движениями изобразить веселого и грустного клоуна.
Танцевальное творчество (дети сами придумывают движения соответственно характеру произведения).
Леопольд — Ребята, мой друг кот Мурлыка прислал мне на день рождения большую коробку, а в ней музыкальные инструменты — металлофоны и шумовые инструменты. Я хотел поиграть на них, но у меня ничего не получается.
Музыкальный руководитель — Не расстраивайся, Леопольд, наши ребята научат тебя, как правильно держать молоточек и играть на металлофоне.
Попевки: «Скок — поскок», «Гори ясно». По желанию ребят включаем в игру и шумовые инструменты — ложки, трещотки, коробочки. С детьми выкладываем ритмическими полосками мелодию попевки. Играем подгруппами — первая группа — на металлофоне, вторая группа — на шумовых инструментах, а третья группа — пропевают попевку. Затем меняемся ролями.
Раздается телефонный звонок. Это опять мыши дразнят кота. Леопольд начинает плакать.
Музыкальный руководитель — Леопольд, у тебя одна беда, ты никак не можешь рассердиться. Дети предлагают ему витаминки, он «глотает» и становится сердитым котом — «тигром».
Музыкальный руководитель — Ребята, надевайте шапочки котов и потанцуем с Леопольдом.
Танец на творчество «Зову мышей на бой».
Музыкальный руководитель — Напоминаю, что у каждого — свой образ сердитого кота.
В танцевально-игровых движениях каждый ребенок передает свой характер сердитого кота.
Леопольд — Ну, конечно, я не могу долго быть сердитым, потому что я очень добрый кот и у меня сегодня день рождения, где собрались мои друзья. Сколько веселых песен и танцев мы сегодня и пели и танцевали и сочиняли. Ребята, давайте жить дружно.
Музыкальный руководитель — А мы встанем парами по кругу и станцуем наш любимый танец. «Если добрый ты» — Б.Савельева.
Леопольд благодарит детей, прощается. Дети уходят в группу.