За последние десятилетия в результате усилий государств и межгосударственных организаций, сложилась потенциально эффективная система международно-правовых гарантий, как форм и средств контроля деятельности государств по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Главным условием функционирования системы международно-правовых гарантий является принятие государствами обязательств через подписание и ратификацию соответствующих международно-правовых актов. Государства свободны в выборе международных договоров. Их желание или нежелание подписать или присоединиться к международным договорам или конвенциям зависит от многих факторов, в том числе и от экономического положения, и от политической воли руководителя государства. Однако, взяв на себя международные договорные обязательства, государства должны их добросовестно выполнять в соответствии с основополагающим началом всех правовых систем — принципом pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться). Этот общепризнанный принцип международного права является одновременно и основным условием действенности всего международного механизма обеспечения соблюдения государствами своих обязательств в области социальных прав [1].
Как справедливо отмечает В. В. Гаврилов, действенность международных правовых норм во многом зависит от эффективности международного контрольного механизма за их осуществлением. Выступая в качестве средства обеспечения исполнения международных норм, контроль заключается в действиях субъектов международного права по установлению фактического положения и его оценки с точки зрения соответствия нормативным предписаниям, разрабатываемым на международном уровне. [2]
Центральное место в системе международных форм и средств контроля занимает ООН. Ее функции и полномочия весьма разнообразны. ООН организует и проводит исследования, составляет доклады, представляет государствам рекомендации, выносит решения, готовит проекты конвенций и созывает международные конференции для принятия разработанных нормативно-правовых актов. Нормативные правовые акты ООН сформулировали пакет основных прав человека, в том числе и социальных, которые должны содержаться в законодательстве любого государства, претендующего на статус цивилизованного.
Акты ООН отличаются по юридической силе. Всеобщая декларация прав человека одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в виде резолюции, это в большей мере программный политический документ, однако его авторитет достаточно велик, потому что это первый международный документ, который стал результатом осмысления человечеством последствий Второй мировой войны.
Во Всеобщей декларации прав человека выделен и сформулирован пакет основных неотъемлемых и неотчуждаемых трудовых прав человека:
1) право на труд;
2) право на свободный выбор работы;
3) право на защиту от безработицы;
4) право на справедливые и благоприятные условия труда;
5) право на равную плату за равный труд без какой-либо дискриминации;
6) право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения;
7) право создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов;
8) право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего времени и на оплачиваемый периодический отпуск, а также прав в сфере социального обеспечения:
1) право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи;
2) право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства; наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам;
3) право на особое попечение и помощь матерям и младенцам;
4) право детей на социальную защиту;
5) право на образование. [3]
Для того чтобы самореализоваться, удовлетворять свои естественные потребности, человек как биологическое существо и как социальная личность должен выполнять определенную интеллектуальную и физическую работу для создания материальных и нематериальных благ, которые нужны для удовлетворения разнообразных потребностей его самого и общества. Поэтому труд есть социальное право, социальная необходимость и социальная обязанность человека, как члена общества. Именно поэтому международные нормативные акты так настойчиво и подробно регламентируют обязанность государств по созданию внутригосударственного механизма реализации этого права человека. В социальном государстве должны быть созданы условия для его реализации.
Напрашивается естественный вопрос, почему правам «второго поколения» международные организации придают такое значение? Потому что, человек не может пользоваться свободой, если не живет в достоинстве — то есть, хотя бы в минимальном социальном достатке. В конструкции «права человека» вторая часть — «человек» выпадает, если он голоден, нищ, болен, не имеет жилища, не образован и не может реализовать себя через свободный труд. Отсюда проистекает много раз проговоренная неделимость, взаимосвязанность и взаимозависимость двух категорий прав. [4]
Роль международного контроля как средства юридической гарантии социального государства постоянно возрастает, однако, работа органов ООН в этой сфере все же малоэффективна.. В числе причин, влияющих на эффективность работы ООН можно указать следующие: сессионный характер деятельности; отсутствие достаточных полномочий для принятия результативных решений, так как главное средство работы — это диалог; длительный, а иногда и бесконечный поиск компромисса; возражение многих государств против усиления контрольных функций международных организаций в целом и ООН в частности.
Многие государства (в том числе и Россия) не своевременно присылают доклады и ответы на запросы о дополнительной информации, формально подходят к изложению фактов по реализации своих обязательств, что также влияет на аналитическую работу ООН и Комитетов.
Важную роль в международном контрольном механизме стали играть международные суды. Особенно эффективно работает Европейский суд по правам человека, который призван рассматривать дела о толковании и применении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в целях обеспечения выполнения государствами-участниками вытекающих из нее обязательств. Суд осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе поданных на его имя жалоб отдельных физических лиц или неправительственных организаций на нарушение государством прав человека, закрепленных в конкретной норме конкретной статьи Конвенции. Жалоба на нарушение Конвенции может быть подана также и самим государством-участником Конвенции на другое государство-участника.
Таким образом, на международном уровне установлен международно-правовой контроль, который является одной из юридических гарантий социального государства и он выражается в:
- рассмотрении периодических докладов государств;
- рассмотрении споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;
- рассмотрении индивидуальных и коллективных петиций административными или конвенционными органами;
- рассмотрение жалоб международными судебными органами.
Очевидно, что международное сообщество уже выработало и использует определенный механизм функционирования международных контрольных и судебных органов, призванный содействовать осуществлению государством принятых на себя обязательств по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что, безусловно, способствует поднятию авторитета государственной власти. Что касается российского государства, то международные юридические гарантии способствуют тому, чтобы элементы Европейской модели социального государства были восприняты и способствовали развитию и совершенствованию российского социального государства.
Литература:
1. Иваненко В. А., Иваненко B. C. Международное право как гарантия реализации прав человека. — М.: Наука, 2011. — С. 88.
2. Гаврилов В. В. ООН и права человека: механизмы создания и осуществления нормативных актов6Автореф. дис…канд. юрид. наук. — Владивосток, 2011. — С. 23.
3. Трошкин Ю. В. Права человека. — М.: Юрид. лит., 1997. С. 45.
4. Джибладзе Ю. Социальные и экономические права: действительно ли они являются правами человека и как их можно защищать? //Социальные науки. 2003. № 1. — С. 52.