В статье исследуется проблема особенностей взаимоотношения подростков со с родителями. Экспериментальным путем доказывается, что слабый уровень взаимоотношения подростков со родителями влечет за собой низкий показатель доверия и высокий уровень тревожности.
Ключевые слова: подростки, взаимоотношения, родители, тревожность, взаимопонимание.
In article, the problem of features of relationship of teenagers with with parents is investigated. It is experimentally proved that the weak level of relationship of teenagers with parents involves a low indicator of trust and high level of uneasiness.
Keywords: teenagers, relationship, parents, uneasiness, mutual understanding.
Проблема выстраивания детско-родительских отношений подростков с родителями в период социально-экономических изменений, происходящих в стране, является актуальной темой на современном этапе. Установление позитивных взаимоотношений подростков с родителями, как утверждают психологи, сказываются на их дальнейшем развитии.
К проблеме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы: как российские (А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев, А. В. Петровский, А. С. Спиваковская, И. В. Дубровина, А. Я. Варга, И. С. Кон), так и зарубежные Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Г. Гиппенрейтер, К. Юнг, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс и др.)
Российские психологи (А. Я. Варга, Г. А. Ковалев, А. В. Петровский, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, В. И. Руденко и др.) важным для подростков является отношение родителей к ним. Эти отношения могут повлиять на благоприятное развитие личности подростков, либо привести к нежелательным последствиям как для подростка, так и для его родителей.
Российские педагогики (Н. Е. Щуркова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) затрагивают проблему о воспитании детей. Они считают, что детей необходимо воспитывать с любовью и пониманием, не лгать и не обманывать их, а также возможности расширения прав и самостоятельности подростка.
Зарубежные авторы (К. Юнг, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс, Д. Боулби, М. Эйнсворт, Р. Сирс и др.) разрабатывали новые подходы к проблеме детско-родительских отношений. Они рассматривали эти отношения как главное и важное в жизни ребенка, подчеркивая значимость и материнской, и отцовской любви.
С родителями подростка выстраиваются самые близкие взаимоотношения в детском возрасте, однако к подростковому возрасту у ребенка эта связь нарушается. Родители, в связи с этими изменениями, меняют и свое отношение к ребенку, свой стиль воспитания. Некоторые родители адекватно воспринимают такой переход ребенка к взрослой жизни и при этом помогают ему: стараются во всем поддержать ребенка, быть рядом с ним, так чтобы он чувствовал их поддержку. Другие родители, наоборот, начинают воспринимать все в штыки, недопонимать своего ребенка, стараются показать свое превосходство над ним. Задача родителей — помочь подростку повзрослеть. Однако, если семья не готова «отпустить» подростка, предоставив ему права и свободы, неминуемы проблемы из-за разных взглядов на права ребенка.
Родители общаются с ребенком всегда — когда учат и приучают, когда кормят и гуляют, наказывают и играют. От того, как проходят общение, зависят и результаты воспитания, и конечно общее благополучие ребенка, да и от родителей — говорила Ю. Г. Гиппенрейтер [1, стр.42–44].
Несмотря на стремление к самостоятельности, подростку в любой период времени необходимо теплое родительское отношение. Если подросток ощущает любовь и заботу со стороны родителей, уважение к нему, то он чувствует себя значимым, любимым, ему комфортно в семье, его самооценка становится адекватной.
Таким образом, противоречие очевидно: у родителей сохраняется отношение к подростку как к ребенку, и они не могут или не хотят что-либо менять, но подросток представляет себя уже вполне взрослым, а отсюда возникают различные претензии. Именно это противоречие лежит в основе трудностей и конфликтов между родителями и подростками [2, стр. 212].
Большинство семей не могут самостоятельно разрешить эти противоречия, приводящие к конфликтам. Это может быть связано с личностными особенностями, как подростка, так и его родителей, нежелание идти у кого-то на поводу и просто поговорить. В связи с этой проблемой родителям и подросткам необходимо оказывать психолого-педагогическую поддержку специалистами образовательных учреждений [3, стр.167].
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития детско-родительских отношений в подростковом возрасте позволил нам разработать программу экспериментального исследования.
Исследование проводилось на базе МБОУ Шатовская СОШ. Испытуемыми стали подростки 9 «А» и 9 «Б» класса, в количестве 40 человек.
Основной задачей нашего исследования было изучить взаимоотношения родителей с подростками.
В качестве испытуемых выступали 40 подростков в возрасте 13–14 лет: 10 девочек и 10 мальчиков. Число экспериментальной группы составило 20 подростков, обучающихся в 9 Б классе, из них 7 девочек и 3 мальчика. Состав контрольной группы — 20 подростков, обучающихся в 9А классе, из них 14 девочек и 6 мальчиков.
Перед началом исследования была проведена беседа с педагогами и классным руководителем школы. В целом учителя отзываются об учениках данных классов с положительной стороны: «ученики достаточно дисциплинированные, неплохо усваивают учебный материал, хотя некоторые из них требуют большего внимания к себе». Классный руководитель отметил, что существуют разные типы взаимоотношений между родителями и подростками, которые оказывают непосредственное влияние на развитие личности ребенка.
Подросткам экспериментальной группы классным руководителем была дана следующая характеристика. Все учащихся воспитываются в полной семье. По взаимодействию со школой модно отметить, что 7 семей можно отнести к типу здоровой семьи, которой характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами.
Контрольную группу 20 учащихся, из них 14 девочек и 6 мальчиков характеризует (из беседы с классным руководителем) более стабильнее поведение на уроках и во взаимоотношениях со старшими, но им также характеры участившиеся конфликты, как между собой, так и с учителями, родителями.
В обеих группах отмечено снижение успеваемости. Но классный руководитель отмечает, что учащиеся контрольной группы собраннее на занятиях. Родители данных учащихся идут на контакт со школой, принимают активное участие в делах школы и класса, прослеживается единство в воспитании семьи и школы, на собрании приходят почти всегда в полном составе, что нельзя сказать о родителях учащихся экспериментальной группы.
Наиболее значительные изменения личностного плана, которые происходят в подростковом возрасте, касаются взаимодействия родителей с современными подростками, поэтому нами были использованы методики для изучения взаимоотношения родителей с современными подростками.
Данные методики позволяют получить разностороннюю картину взаимоотношения родителя и ребенка и судить о том, насколько те или иные черты характера оказывают влияние на взаимоотношения родителей с подростками.
Для исследования особенностей развития детско-родительских отношений в подростковом возрасте нами были использованы следующие методики: «Изучение родительского отношения с подростками» (А. Я. Варга, В. В. Столин), «Отношение подростка с родителями» (Е. И. Рогов), «Типовое состояние семьи» (Р. В. Овчарова).
По результатам методики «Изучение родительского отношения с подростками» А Я. Варга, B. B. Столина в контрольной и экспериментальной группе можно выделить такую особенность детско-родительских отношений в подростковом возрасте, как социальная желательность (40 % и 35 %), т. е. стремление родителей к взаимопониманию с ребенком, однако в экспериментальной группе также на достаточно высоком уровне находятся такие особенности отношений родителей к подросткам, как отвержение (15 % и 15 %) и авторитарная гиперсоциализация (25 % и 15 %).
По результатам опросника «Отношение подростка с родителями» (Рогова Е. И.) можно сделать следующие выводы: в контрольной и экспериментальной группе в некоторых семьях наблюдаются хорошие взаимоотношения родителей с подростками (60 % в обеих группах), в других семьях, наоборот, отсутствует необходимый дружеский контакт между членами семьи и доверительная атмосфера (15 % и 25 %).
В контрольной группе по результатам методики «Типовое состояние семьи» у 10 % испытуемых наблюдается неудовлетворенность отношениями в семье, подростки не чувствуют себя комфортно в сложившемся психологическом климате семьи. Еще 10 % учащихся контрольной группы имеют высокий уровень нервно — психического напряжения. И 20 % испытуемых ждут негативного отношения других людей, не уверенны в себе, своем будущем, проявляют конформность в общении с окружающими.
В экспериментальной группе по методике «Типовое состояние семьи» Р. В. Овчаровой, многие подростки испытывают тревожность (15 %), напряжение (15 %) и неудовлетворенность внутрисемейными взаимоотношениями (20 %).
Таким образом, по результатам проведенных методик можно сказать, в контрольной и экспериментальной группе по таким параметрам как доверие, напряжение, испытываемое подростком в семье, степень тревожности у испытуемых наблюдаются разные результаты. В экспериментальной группе, как показали результаты исследования, взаимоотношения подростков с родителями несколько сложнее, менее доверительны, чем у испытуемых в контрольной группе. В целом, у подростков в экспериментальной группе выше уровень тревожности, наблюдается менее тесная связь со своими родителями, а также использование последними авторитарного стиля воспитания или гиперопеки.
На основании полученных результатов нами была разработана программа работы психолога по оптимизации взаимоотношений подростков с родителями.
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: Издательство «МАСС МЕДИА», 2012. -240 с.
2. Макаренко А. С. Книга для родителей. — М.: Издательство «Педагогика», 2001. — 300 с.
3. Руденко В. И. Родители и подростки: умные отношения. — Изд.2 –е.- Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2012. — 219 с.