В статье рассматривается современное состояние российского туризма. Автор изучает проблемы в секторе внутреннего туризма, причины ее неразвитости, анализирует состояние выездного туризма, прогнозирует изменения в структуре туризма России на 2015 год.
Ключевые слова: туризм, экономические функции, политические конфликты.
Одним из важных источников пополнения казны любой страны является туризм. С развитием общества социально-экономическая значимость этой отрасли повышается. Туризм имеет огромное влияние на экономику страны, на социальные и гуманитарные основы, от статистики туризма зависит деятельность многих фирм. Можно выделить несколько важных экономических функций этой сферы: функция создание дохода, производственная функция, функция обеспечения занятости населения, функция сглаживания региональной специализации, влияет на формирование ВВП.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года подчеркивается, что туризм является экономически выгодной и экологически безопасной отраслью национальной экономики, существенным звеном инновационного развития страны [6].
Россия обладает множеством культурных, исторических ценностей и достопримечательностей, имеются возможности развивать разные виды внутреннего и въездного туризма: научный, религиозный, спортивный, экскурсионный и т. д. Природные богатства страны находятся на 4-ом месте, а объекты всемирного культурного наследия — на 13-ом. По результатам данных, опубликованных Всемирным экономическим форумом, в 2008 г. Россия заняла 64 место среди 124 участников, в 2009 г. она заняла 53 место среди 133 государств, в 2011 г. — 59 среди 139 стран, а в 2013 Россия оказалась на 64 месте среди 140 участников [1]. Таким образом, с 2008 г. до 2013 г. сектор российского туризма остался на прежнем уровне без видимых скачков. Это объясняется тем, что, несмотря на наличие всего необходимого для развития внутреннего и въездного туризма, выездной туризм в России преобладает над въездным. Туристические фирмы получают прибыль за счет инфраструктуры и ресурсов других стран, соответственно деньги текут за границу. Ежегодно Россия может принимать у себя около 70 млн. туристов, но на сегодняшний день данный потенциал используется лишь на 30 %.
Путешествия за границу стали неотъемлемой частью жизни граждан России. Еще с 90-х годов выезд граждан РФ за рубеж постепенно увеличивался. Так, в 1993 г. выезд преобладал над въездом в 1,6 раз, в 1994 г. — в 2,2 раза, в 1995 — в 2,1 раз. Только в 1996 г. въезд преобладал на выездом в 1,3 раз, в 1997 г. — в,6 раз, в 1998 г. — в 1,4 раз. Рассмотрим статистику выезда и въезда граждан с 2000 по 2013 г.
Рис.1 Динамика выездного и въездного потока с целью туризма за период с 2000 по 2013 гг., млн.чел. [составлено автором].
Динамика въездного потока нестабильна, она, то растет, то падает. В целом, количество въехавших из-за рубежа с целью туризма в 2000 г. осталось на том же уровне, что и в 2014 г. Лишь в 2003 г. наблюдался рост числа людей, въехавших в Россию с целью туризма, составив 3,152 млн.человек. В 2009 году число иностранных граждан, въехавших в Россию, достигла своего минимума, составив 2,1 млн. человек.
С 2000 по 2008 гг. выездной поток стабильно рос. Но в 2009 году в связи с финансовым кризисом 2008 года количество граждан, выехавших из России с целью туризма, снизилось с 11,31 млн. человек до 9,54 млн.человек.. В 2010 году выездной поток стремительно вырос и составил 132 %.
За тринадцать лет, с 2000 г. по 2013 г. количество выехавших граждан за границу с целью туризма выросло в 4,07 раз, с 4,48 млн. человек до 18,29 млн. человек.
Уровень въездного потока с целью туризма намного меньше выездного потока. Темпы роста въездного потока невелики. Как мы видим, в 2010 г. количество въехавших в Россию туристов составило 2,133 млн. человек, что в 5,9 раз меньше числа граждан РФ выехавших за рубеж. В 2011 г. этот коэффициент вырос до 6,2.
В 2014 г. въездной туризм значительно пострадал от политической напряженности. Спад турпотока, по подсчетам туроператоров, составил 30–40 % от прошлогоднего показателя. Однако вырос турпоток в Россию из Китая и Турции, в то время как многие европейцы отказались от путешествия в Россию [7].
С каждым годом число граждан России, выезжающих за рубеж, растет. Так, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. число выехавших граждан выросло на 2,96 млн.человек. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. число выехавших выросло на 0,84 млн. человек. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. — на 1,89 млн. человек.
Однако, 2014 год стал непростым для российской туристической отрасли. Ослабление курса рубля, падение цен на нефть и политические конфликты сыграли свою роль. Многие россияне отказались от заграничных поездок. В 2014 г. число выехавших за границу граждан сократилось на 2,39 млн. человек по сравнению с 2013 г. Турпоток в Россию в 2014 г. также снизился с 2,664 млн.человек в 2013 г. до 2,125 млн. человек.
Около 96 % рынка выездного туризма занимает 20 государств. Среди них европейские страны, Израиль, Китай, Таиланд. Экзотические направления западного полушария пользуются пока небольшим спросом [4].
Составим Топ-10 стран, пользовавшихся большим спросом у российских туристов за последний, 2014 г.
Рис. 2. Топ-10 стран, популярных среди граждан РФ в 2014 г., млн.чел. (составлено автором)
По данным аналитиков АТОР, российский турпоток в Европу снизился на 25–30 %. Из европейских стран только Кипр и Венгрия остались в плюсе [7].
В 2015 году ожидается, что такие популярные у российских туристов места, как Турция и Египет останутся на прежнем уровне. Эти страны идут на многие уступки в виде снижения цен на пребывание в отеле, чтобы не потерять российских туристов.
По прогнозам экспертов, в 2015 году ожидается рост внутреннего турпотока. Лидером среди российских мест отдыха станет Сочи, который может составить конкуренцию многим зарубежным курортам. Летом более посещаемы будут курорты Краснодарского края и Крыма, но это будет в случае взвешенной ценовой политики российских объектов размещения. Также ожидается увеличение туристического потока в Крым на уровне 20 %.
Неразвитости въездного и внутреннего туризма в России способствует множество факторов, среди которых рост цен на услуги, предназначенные туристам; недостаточная реклама за рубежом туристических возможностей России; ограниченное количество гостиниц туркласса в регионах и в столице страны; неразвитость индустрии развлечений. Также нужно отметить, сложный и долгий процесс оформления виз и их высокая стоимость, что является немаловажным препятствием на пути туристов, желающих посетить Россию.
Многие регионы России участвуют в создании патриотического и познавательного туризма в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне.
К примеру, на территории Орловской области находится свыше 800 объектов военной истории, здесь же начиналась история знаменитого полка «Нормандия — Неман». В Смоленске предлагаются патриотические программы, связанные с военной историей Старой Смоленской дороги и боев на Соловьевой переправе. Волгоград реализует инициативу по приему в городе юных туристов «Поезда Победы», а в Курской области разработан образовательный экскурсионный маршрут «Огненная Дуга — Маршруты Победы» [4].
Таким образом, события 2014 года приведут к развитию внутреннего туризма, что, несомненно, сыграет положительную роль в экономике страны в целом.
Литература:
1. Королева Н. В., Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации, 2012
2. Некипелов А. Д., Зорин И. В. Глобальная экономика и туризм в России // Вестник РМАТ, 2012. № 1.
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main.
4. События и тенденции 2015 года, способные повлиять на туризм в России//РИА Новости от 26.01.2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http://ria.ru/tourism/20150126/1044314948.html.
5. Новости выездного туризма России // Travel Russians News [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.trn-news.ru/outbound-tourism.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (проект основных положений концепции) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intelros.ru/subject/ross_rasput/2026-koncepcija-dolgosrochnogo-socialno.html.
7. Ассоциация туроператоров России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.atorus.ru.
8. Кузьмина И. Г., Цыпин А. П. Статистический анализ структуры и динамики основных показателей состояния и развития розничной торговли в России за период 1990–2012 гг // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5–2. С. 234–239.