Статья рассматривает современное состояние и проблемы развития композиционного мышления студентов в процессе обучения изобразительному искусству в высших образовательных учреждениях.
Ключевые слова: мышление, изобразительное искусство, композиция, композиционное мышление, орнамент.
Проводя анализ развития изобразительного искусства, выявляются особенности построения композиции, определяется взаимодействие между композиционным мышлением и образами представления, раскрывается дидактика изобразительной композиции.
Рассмотрим существующие проблемы развития композиционного мышления на примере орнаментального искусства. Так, образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символические образы орнаментального искусства, способное выразить эмоционально-смысловое и образное содержание. По нашему мнению, к выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции. Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня.
Круг вопросов, связанных с композицией как в плане общей теории искусства, так и в связи с методикой ее преподавания, чрезвычайно широк и сложен. Философско-психологические аспекты проблемы изобразительной репрезентации мира относятся к разряду самых дискуссионных. То же самое можно сказать и о композиции. В настоящее время существует множество определений композиции, имеющих непосредственное отношение к изобразительному искусству. Наиболее часто в литературе встречаются определения Н. Н. Волкова: «Композиция произведения изобразительного искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла». Большинство исследователей подходят к изучению художественную композиции через структуру произведения искусства. Важна и другая сторона вопроса, особенно для педагогического процесса, а именно композицию можно рассматривать как процесс работы над произведением. В плане исследования мышления процессуальный аспект особенно ценен. В этом смысле интересным и важным является определение композиции, данное В. А. Фаворским: «Стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и равномерное».
Понятия «воспринимать» и «видеть» в контексте теории композиции В. А. Фаворского тесно связаны с рядом дихотомий: двигательное и зрительное, чувствованное и абстрактные, функция и форма, предмет и пространство, конструкция и композиция. Проблемы цельности восприятия и изображения решаются В. А. Фаворским в двух формах: двигательной цельности (конструкции) и зрительной (собственно композиции). Отсюда идут рассуждения о соотношении предмета и пространства в пластических искусствах, а также о стиле, о мировоззрении. В русле данной теории композиционное мышление может пониматься как процесс отражения объективной реальности, основанный на зрительной форме цельности, предполагающий определенную долю абстрактности зрительного образа.
Постановка проблемы данного исследования предполагает определение сущности мышления как познавательного процесса с позиций общефилосоской теории познания. Анализ различных подходов к рассмотрению проблемы развития мыслительной деятельности позволяет выделить сущность и специфику композиционного мышления, занимающего центральное место в структуре художественно-творческих способностей. Исходя из положений деятельностной теории развития мышления, разработанной в отечественной психологической науке, становится возможным обосновать сущность композиционного мышления как вида художественно-образного мышления, включающего специфические интеллектуальные структуры, обусловленные предметной деятельностью в области орнаментальной композиции.
Влияние специфики изобразительной деятельности, художественного творчества на характер художественного мышления рассматривает B. C. Кузин: «...художник постоянно насыщает свой мыслительный процесс наглядными образами. Специфика практической деятельности художника, выражаясь в систематической комбинации (на холсте, бумаге, в скульптуре) образов предметов действительности, определяет в высшей степени наглядно-образный характер мышления художника». Анализ психологической природы и педагогических условий развития композиционного мышления, имеющего специфические проявления в различных видах деятельности и выступающего основой становления конкретных видов художественного мышления, приобретает большое теоретическое и практическое значение.
Мыслительная деятельность выступает как необходимая предпосылка всякой другой деятельности в качестве теоретической деятельности, опосредствующей деятельность практическую и неразрывно связанную с ней по своему происхождению и способам функционирования. Эволюционируя и развиваясь, мышление порождает производные формы интеллектуальной деятельности — процессы восприятия, представления, навыки, которые служат основой формирования развитой структуры интеллекта, способной к решению все более сложных задач.
Результаты, полученные в ходе обобщения данных анализа психолого-педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме оптимального и эффективного развития композиционного мышления, а также итоги опытно-экспериментальной работы, направленной на подтверждение гипотезы исследования и обусловленных ею научно-педагогических и методических основ художественно-технологической подготовки художника-педагога позволили подтвердить основные положения гипотезы исследования. Это дало возможность сформулировать следующие общие выводы исследования:
1.Эффективное и оптимальное развитие композиционного мышления студентов выступает как проблема обучения в теории и практике художественно-педагогической подготовки будучи тесно связано с формированием основных компонентов художественно-творческих способностей, обеспечивающих продуктивность всей творческой деятельности и качественной профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.
2. Специфика композиционного мышления в ходе художественного творчества средствами орнаментальной композиции особенно ярко проявляется на этапе поиска оригинального воплощения замысла работы. Практическая деятельность в орнаментальной композиции связана с постановкой и решением задач построения орнамента, возникающих в процессе индивидуальной работы, которые могут влиять на характер выразительности композиционного решения. Поэтому развитие композиционного мышления тесно связано с практическим изучением конструктивных средств построения орнамента.
3. Процесс освоения возможностей орнаментальной композиции обеспечивает оптимальную активность аналитико-синтетической мыслительной деятельности и способствует успешному развитию композиционного мышления, поскольку орнаментальное искусство предоставляет широкий диапазон направлений для творческого поиска.
Орнамент обнаруживает и знакомит студентов, с одной стороны, с элементами, с другой — с глобальными принципами устройства мироздания. Такое знакомство протекает на теоретическом уровне, так как студентам предоставлена возможность, создавая различные виды орнамента, исследовать структурные связи мира, получать первые понятия об эстетике.
Приобщения студента к культуре орнамента является своевременным и крайне необходимым элементом формирования развитой личности современного человека, важнейшим условием профессионально-художественной подготовки.
Освоение широких возможностей орнаментальной композиции предоставляет уникальный по гибкости и разнообразию диапазон структур, фактур, текстур и цвета, что обеспечивает практически неисчерпаемый арсенал изобразительных возможностей.
Орнаментальная композиция по своей художественной природе обладает ярко выраженной синтетичностью, возможностями вовлечения в единую образную структуру элементов локальных областей изобразительного творчества (элементы объемных, плоскостных и пространственных решений, живописных, графических подходов к трактовке декоративного искусства).
Условиями развития композиционного мышления в ходе занятий орнаментальной композицией являются методические установки:
- активное использование элементов орнамента и симметрии в процессе работы;
- оригинальность композиционного решения, активизирующего мыслительную деятельность, стимулирующей самостоятельность в постановке композиционных задач в процессе работы;
- формирование у студентов университетов знаний создания орнаментальной композиции и особенностей различных способов стилизованного изображения элементов;
- изучение возможностей орнамента в процессе освоения практических умений и навыков выполнения индивидуальной орнаментально-композиционной работы.
Проведенный нами эксперимент в рамках учебных дисциплин кафедры «Методика начального образования и изобразительное искусство» Ферганского государственного университета подтвердил эффективность используемых нами методов и приемов для достижения более высоких результатов развития композиционного мышления в ходе обучения орнаментальной композиции.
По нашему мнению, орнамент был и остается самым регламентированным видом художественной практики, где идеальный рационализм художественной формы сочетается с орнаментальным набором методов создания творческой композиции. Результат же труда не уступает станковым видам изобразительного искусства, которые давно уже оперируют орнаментальными формами.
Наблюдается корреляция успешного овладения умением выполнять орнаментальную композицию и продуктивного усвоения знаний, умений и навыков в рисовании и живописи с натуры. Таким образом, успешно развивается композиционное мышление в процессе выполнения работ по орнаментальной композиций, а в дальнейшем — творческие способности при выполнении рисунков и живописных работ с натуры, тематических композиций, а также в целом развивается творческий потенциал студентов.
Основные положения орнаментальной композиции, установленные автором, реализованы в экспериментальной разработке на основе принципа спирального построения. Другими словами, одно и то же задание, где основным знаком является какой-то базовый элемент, может бесконечно усложняться в системе творческого решения поставленной проблемы.
Данное исследование позволило сделать вывод, что применение разработанной методической системы и соблюдение методических условий обучения орнаментальной композиции способствуют успешному развитию композиционного мышления студентов и повышают уровень художественного и творческого потенциала будущих художников-педагогов.
Все это свидетельствует о целесообразности использования апробированных нами методов обучения, направленных на развитие композиционного мышления, в процессе занятий орнаментальным искусством.
Литература:
1. Волков Н. Н. Цвет в живописи //М.: Искусство. — 1984. — Т. 1. — №. 1.
2. Лопасова Е. В. Педагогические условия развития композиционного мышления учащихся в системе дополнительного образования (актуальность проблемы исследования) //Теория и практика общественного развития. — 2012. — №. 8.
3. Павлова О. В. Изобразительное искусство. — Волгоград: Учитель, 2006.
4. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. — М.: Просвещение, 2006.
5. Успенский Б. А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы. — 1995.
6. Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. — Книга, 1986.
7. Фаворский В. А. О композиции //Искусство. — 1983. — №. 1–2. — С. 5.