Определение отношения потребителей к инновациям, сопротивление инновациям, разумная инновационность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 01.04.2015

Статья просмотрена: 4304 раза

Библиографическое описание:

Егорова, М. С. Определение отношения потребителей к инновациям, сопротивление инновациям, разумная инновационность / М. С. Егорова, Элина Калинкина, Софья Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 396-398. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16926/ (дата обращения: 18.12.2024).

Представлено определение термина «Инновация». Определены факторы, играющие важную роль в инновационном развитии. Изучены типы потребителей по степени принятия ими инноваций. Обозначены внутренние и внешние факторы сопротивления инновациям. Охарактеризовано понятие разумной инновационности.

Ключевые слова:инновация, сопротивление, потребители, инновационность.

 

Инновация — это идея, деятельность или продукт, воспринимаемый как новый индивидуумом или группой [1]. Можно сказать, что новизна продукта (в области поведения потребителей) определяется восприятием рынка, а не объективной оценкой его технологического изменения.

Важнейшую роль в инновационном развитии играют следующие факторы: создание инновации и ее распространение на рынке. Долгое время считалось, что основным двигателем инновационного процесса являются организации, а потребители — лишь пассивные его участники, которые покупают предлагаемые им продукты. Однако многочисленные исследования показывают, что сегодня это утверждение безнадежно устарело, так как потребители стали мощным источником инновационных идей.

В качестве потребителей инноваций обычно рассматривают только рыночных потребителей, т. е. покупателей новинок, влияющих на их восприятие и распространение на рынке. Данное распространение имеет определенное название — диффузия инновации, то есть процесс, с помощью которого нововведения распространяется между членами социальной системы во времени. Согласно диффузной модели американского исследователя Э. Роджерса, описанной в работе «Диффузия инноваций», графики принятия инноваций членами общества поддаются нормальному распределению. Э. Роджерс дал названия каждому сегменту и примерную оценку для каждого из них.

В соответствии с данной классификацией, различают следующие типы потребителей по степени принятия ими инноваций [2]:

http://intrends.me/wp-content/uploads/rodgers_model.png

Рис. 1. График принятия инноваций членами общества

 

1.                  Новаторы — мобильны, рискованны, энергичны в процессе информатизации, обладают способностью понимания и применения технических знаний, могут схватывать абстрактные идеи, имеют контакты в различных сферах.

2.                  Ранние последователи — имеют образование и пользуются популярностью, тянутся к использованию новых технологий и стремятся повсеместно внедрить их. Они более привязаны к местной структуре, обладают лидерскими качествами.

3.                  Раннее большинство — осмотрительны и имеют много неформальных контактов. Информацию часто получают от предыдущей группы.

4.                  Позднее большинство — традиционны, предусмотрительны, скептичны, обладают низким социальным статусом, восприимчивы к стоимости товара и давления большинства оказывает на них большое влияние.

5.                  Отстающие — консервативны, подозрительно относятся к инновациям, не обладают лидерскими качествами, находятся в изоляции от общества, не являются многосторонними, Люди принимают менее рискованную позицию, пытаясь получить оценки от других групп, прежде чем принять решение. Исходя из данного графика, лишь небольшой процент способен сразу реагировать на новые идеи, треть населения готовы принять новшества чуть раньше, чем среднестатистический гражданин, остальная масса подозрительно относится к новым идеям.

На поведение потребителей могут влиять как внешние, так и внутренние факторы. Факторами внешнего влияния на потребителей являются такие основополагающие, как культура, ценности, демографическая ситуация, принадлежность к социальной группе, домохозяйства. Культура страны, или нации оказывает самое обширное и косвенное влияние на поведение покупателей. С течением времени маркетинговая деятельность и политика государства в целом увеличивает влияние на образ жизни, стиль мышления, ценности и чувства граждан. Внутренние факторы затрагивают поведение покупателя с двух сторон: с одной — как индивидуума и личность, а с другой — как члена социальной группы. Процесс принятия решения о приобретении товара является информационным процессом, то есть процедурой обработки потребителем информации. В ходе данной деятельности происходит получение стимулов, их осмысление, хранение и использование.

Можно посмотреть на данную проблему, как со стороны потребителей, так и со стороны компаний, внедряющих инновационный товар. Внедряя что-либо новое, возникают такая проблема, как сопротивление потребителей инновациям. Оно обусловлено консерватизмом и инертностью основной группы населения, существенно осложняющих восприятие новшества.

Выделяют внутренние и внешние факторы сопротивления.

Внутреннее сопротивление включает в себя нежелание или полный отказ принимать участие в данном процессе со стороны руководителей фирмы и самих работников. Данный вид сопротивления может быть как осознанным, так и неосознанным и зависеть от следующих факторов [3]:

1)                                характер управления внутри фирмы (например, такие функции, как планирование и контроль);

2)                                уровень развития коммуникаций и сбора информации;

3)                                профессиональная подготовка служащих.

Внешнее сопротивление основывается на действиях других субъектов рынка и воздействиях с их стороны. Конкуренты, общественные организации, посредники, поставщики и потребители так или иначе влияют на деятельность компании. В период внедрения инноваций это влияние, как правило, переходит в давление и сопротивление вследствие того, что нововведения затрагивают всех субъектов среды. Перед руководителем ставятся цели устранить негативную ситуацию и направить его в позитивное направление еще на стадии проектирования и разработки инновационной политики. Для достижения поставленных целей компании необходимо:

1)        реально подходить к возможностям фирмы;

2)        создать хорошо отлаженную систему сбора и обработки информации;

3)        стимулировать поступление необходимой информации от всех функциональных подразделений;

4)        внедрить систему коллективного принятия решений и коллективной ответственности, с участием руководителей всех уровней и служащих;

5)        построить успешную систему мотивации для стимулирования творческого подхода и разработки идей;

6)        в инновационной деятельности ориентироваться на социально-этическую полезность нововведений для общества в целом;

7)        создавать долгосрочные связи с кредиторами, поставщиками и потребителями, а также всячески взаимодействовать с общественными группами и учреждениями на взаимовыгодной основе, привлекая их к участию в инновационном процессе.

Любая инновация всегда сопровождается сопротивлением. Внутреннее сопротивление вытекает из пристрастного отношения руководства, консерватизма рабочих, низкого уровня информатизации и степени кооперации между структурными подразделениями компаний. Повышение качества обладания информацией способствует рационализации предложений со стороны служащих, которые, в свою очередь, способны обеспечить эффективное внедрение новых проектов, а предпроектное участие может гарантировать поддержку проекта во время его реализации. Данные действия способны сделать процесс внедрения нового продукта менее болезненным.

Разумная инновационность подразумевает под собой внедрение новых технологий при меньшей затрате ресурсов, с целью наилучшего удовлетворения потребностей населения. В Российской Федерации была разработана Концепция долгосрочного инновационного развития, которая создавалась в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Данная концепция устанавливает цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Также она предусматривает направления развития для субъектов инновационной деятельности и финансирования научной сферы.

На данный момент обозначены три ключевых приоритета разумных инноваций [4]:

1.         Формирование кадрового потенциала. На сегодняшний день главным фактором успеха является наличие высококвалифицированных специалистов, в то время, как в условиях глобальной конкуренции обозначилась тенденция понижения значимости такого фактора, как доступ к природным ресурсам. Следовательно, центральное место занимает развитие потенциала кадров и человеческого капитала. Немаловажным фактором является создание благоприятных условий для развития конкуренции в сферах преподавания и управления, а также в научно-исследовательской деятельности. Также, для стимулирования притока специалистов, планируется изменения в законодательстве и упрощение миграционного режима.

2.         Существенное увеличение инновационной активности малого и среднего бизнеса, в основном за счет усовершенствования технологических процессов и создания принципиально новых продуктов, которые могли бы составить конкуренцию на мировом рынке.

Ключевой целью концепции считается повышение восприимчивости бизнеса к инновациям, в результате которого компании должны считать деятельность, связанную с внедрением инноваций основной.

Для повышения востребованности результатов исследовательской деятельности в стране необходимо более интенсивно использовать инновационную инфраструктуру в производственных предприятиях.

Во внешнеэкономической деятельности должна оказываться поддержка со стороны государства.

3.         Продвижение разумных инноваций в государственном секторе. В стране должна быть обеспечена благоприятная среда для инновационной активности, в том числе, за счет устранения существующих на данный момент ограничений и барьеров. В то же время инновации должны коснуться и самого государства.

В социальной сфере происходит активное внедрение инноваций с помощью механизмов госзакупок и государственным участием в разработке разумных инновационных программ.

Рычаги развития и содействия инновациям будут структурированы в единую цепь для обеспечения поддержки инноваций от стадии возникновения идеи до выпуска этого продукта на рынок.

Результирующая оценка данной концепции заключается во всестороннем анализе инновационного потенциала и долгосрочных гипотез его развития. Вышеизложенные положения концепции учитываются при разработке стратегии и социально-экономических программ в России на Федеральном уровне.

 

Литература:

 

1.         Алешина И. В. Поведение потребителей: учебник. — М.: Экономистъ, 2006.

2.         Баркер Дж. Парадигмы мышления. Как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

3.         Гуриева Л. К. Теория диффузии нововведений. Инновации: журнал. — СПб., 2005. — № 4.

4.         Эндрю Брег, Мэри Брег. Новые идеи, которые разрушают шаблоны/ Под ред. Дудникова В. М. — М.: Дело и Сервис, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): инновация, внутреннее сопротивление, график принятия инноваций, идея, инновационное развитие, потребитель, сопротивление, социальная группа, тип потребителей, член общества.


Ключевые слова

инновация, инновационность, сопротивление, потребители, инновационность.

Похожие статьи

Теоретические основы выявления и регулирования экологической компоненты инновационного потенциала региона в условиях эколого-ориентированного инновационного развития

В статье привлечено внимание к воздействию экологического фактора на инновационный потенциал. Предложена структура инновационного потенциала и комплексная система показателей оценки инновационного потенциала для регулирования экологической компоненты...

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.

Психологическая готовность персонала к изменениям как определяющий фактор успешности реализации организационно-управленческих инноваций

В настоящей статье рассмотрена сущность такого психологического явления, как готовность персонала к внедрению организационно-управленческих инноваций. Обосновывается роль персонала организации, как барьера для внедрения организационно-управленческих ...

Переход к инновационной экономике: инновационная деятельность предприятий и инновационный менеджмент

В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, который затрагивает и тесно связывает инновационную сферу и неотъемлемое участие государства в инновационных процессах, протекающих внутри предприятия. Использование нововведений играет огромну...

Барьеры на пути инновационного развития России

В статье представлены траектории инновационного развития экономики страны, выдвинутые ведущими экономистами страны, рассмотрена инновационная инфраструктура, способствующая росту инновационного потенциала. Названы барьеры препятствующие инновациям.

Инвестиционно-инновационный потенциал как основа развития экономики региона

В данной работе на основе информационного поиска раскрывается теоретическая основа понятия инновации. Проведен краткий анализ понятий «инвестиционный потенциал» и «инновационный потенциал», сформулировано понятие «инвестиционно-инновационный потенциа...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Анализ эколого-экономических аспектов взаимодействия участников инновационной деятельности

В статье рассматривается классификация участников, вовлечённых в инновационную деятельность; приводится схема взаимоотношений участников инновационной деятельности в ходе обеспечения её экологической безопасности, проводится анализ интересов участник...

Фазовая структура процесса образовательных изменений

Данная статья описывает процесс образовательных изменений, опираясь на идею о поэтапной природе процесса изменений, проходящего фазу инициации, реализации и институализации. Рассмотрены факторы, влияющие на реализацию и сохранение эф-фекта изменений.

Похожие статьи

Теоретические основы выявления и регулирования экологической компоненты инновационного потенциала региона в условиях эколого-ориентированного инновационного развития

В статье привлечено внимание к воздействию экологического фактора на инновационный потенциал. Предложена структура инновационного потенциала и комплексная система показателей оценки инновационного потенциала для регулирования экологической компоненты...

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.

Психологическая готовность персонала к изменениям как определяющий фактор успешности реализации организационно-управленческих инноваций

В настоящей статье рассмотрена сущность такого психологического явления, как готовность персонала к внедрению организационно-управленческих инноваций. Обосновывается роль персонала организации, как барьера для внедрения организационно-управленческих ...

Переход к инновационной экономике: инновационная деятельность предприятий и инновационный менеджмент

В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, который затрагивает и тесно связывает инновационную сферу и неотъемлемое участие государства в инновационных процессах, протекающих внутри предприятия. Использование нововведений играет огромну...

Барьеры на пути инновационного развития России

В статье представлены траектории инновационного развития экономики страны, выдвинутые ведущими экономистами страны, рассмотрена инновационная инфраструктура, способствующая росту инновационного потенциала. Названы барьеры препятствующие инновациям.

Инвестиционно-инновационный потенциал как основа развития экономики региона

В данной работе на основе информационного поиска раскрывается теоретическая основа понятия инновации. Проведен краткий анализ понятий «инвестиционный потенциал» и «инновационный потенциал», сформулировано понятие «инвестиционно-инновационный потенциа...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Анализ эколого-экономических аспектов взаимодействия участников инновационной деятельности

В статье рассматривается классификация участников, вовлечённых в инновационную деятельность; приводится схема взаимоотношений участников инновационной деятельности в ходе обеспечения её экологической безопасности, проводится анализ интересов участник...

Фазовая структура процесса образовательных изменений

Данная статья описывает процесс образовательных изменений, опираясь на идею о поэтапной природе процесса изменений, проходящего фазу инициации, реализации и институализации. Рассмотрены факторы, влияющие на реализацию и сохранение эф-фекта изменений.

Задать вопрос