Вступление мирового сообщества на новый этап развития, предусматривает преобразование фундаментальной науки и образования в основные отрасли хозяйства, осуществление социальных и интеллектуальных факторов экономического роста, установление совершенного качества жизни населения, преимущество высокотехнологичных отраслей [1].
В настоящее время социальная сфера является важным фактором изменения структуры экономики, усовершенствования традиционных производств, измерителем оптимальной структуры экономики, в том числе отраслевой и воспроизводственной. Реализация целей и обеспечение безопасности национального экономического развития становятся невозможными из-за ухудшения уровня жизни российского населения, а именно рост преступности, неблагоприятные тенденции в сфере образования, ухудшения общего состояния здоровья граждан, рост числа пенсионеров и сокращение населения работоспособного возраста. Все эти факторы оказывают негативное воздействие на социальные индикаторы и качество жизни населения. Темпы экономического роста в России тормозятся из-за того, что социализация факторов экономического развития учитывается недостаточно. В экономическую политику Российской Федерации был внедрен опыт развитых стран, но отсутствие соответствующих условий не дало ожидаемого результата и не было принято обществом [2].
Совокупность признаков, с помощью которых оценивается динамика и социально-экономическое развитие общества, а также его результативность называются критериями качества жизни населения, проживающего на определенной территории. В определение состава критериев качества жизни принято включать интегральный и частный подходы для оценки рассматриваемых категорий. Интегральный подход заключается в осуществлении двух типов оценок: объективной (на основе статистических данных официальных организаций) и субъективной (на основе опросов населения и общественного мнения, а так же с использованием обобщающей информации).
Несмотря на сосуществование в одной системе двух видов критериев (объективных и субъективных), дополняющих друг друга, они с разных сторон выражают объективные условия жизни и субъективное ощущение удовлетворенности человека условиями его жизни. Причина актуальности интегрального подхода заключается в неизмеримости составных элементов качества жизни количественно. К таким не измеряемым элементам можно отнести индивидуальные привязанности и предпочтения, удовлетворенность качеством жизни, степень свободы, контроль и уверенность человека в любой жизненной ситуации и т. п.
Частный подход осуществляется при помощи интегральных индикаторов и обобщающей оценки качества жизни и направлен на более тщательное и глубокое исследование отдельных составляющих качества жизни населения. Ими являются показатели состояния здоровья, жилищные условия, образование, формы досуга и отдыха. Научное обеспечение включает в себя две группы критериев, которые осуществляют анализ и мониторинг качества жизни людей. Первая группа состоит из оценок, сформулированных на основе статистической информации. Вторую группу составляют оценки, основанные на социологических опросах. На основе сущности основных элементов качества и уровня жизни производится подбор социальных и статистических показателей.
В 1978 г. принята международная статистика уровня жизни, которая учитывает 12 основных социальных групп показателей:
1. Демографические показатели, характеризующие население: смертность, рождаемость.
2. Условия жизни с точки зрения санитарии и гигиены.
3. Показатели, характеризующие потребление продовольственных товаров.
4. Характеристика жилищных условий.
5. Уровень развития образования и культуры.
6. Показатели, характеризующие условия труда и занятость населения.
7. Динамика роста доходов и расходов населения.
8. Уровень потребительских цен и стоимость жизни.
9. Количество транспортных средств.
10. Организация досуга и отдыха.
11. Социальное обеспечение.
12. Степень свободы человека и его права.
Центром экономической конъюнктуры и прогнозирования, существовавшем раннем Министерстве экономики РФ (1993 г.), была создана система оценки уровня жизни, которая состоит из 7 разделов и 39 показателей. Самыми значимыми из перечисленных 39 показателей являются 12 показателей, которые входят в систему показателей для оценки процесса экономической реформы в России:
1. Средняя заработная плата труда работников.
2. Средняя зарплата, средняя пенсия и покупательная способность населения.
3. Основные социально-демографические группы населения и их прожиточный минимум.
4. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.
5. Часть населения, имеющая среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета.
6. Показатели распределения населения по социально-демографическим группам.
7. Структура потребления продуктов питания в семьях с различным уровнем среднедушевого дохода.
8. Размер денежных доходов и расходов различных социально-демографических групп населения.
9. Соотношение среднедушевых доходов населения наименее 10 % и 10 % наиболее обеспеченного населения.
10. Потребительские расходы социально-демографических групп населения и их структура.
11. Коэффициент Джини.
12. Выделение групп населения по размеру среднедушевого дохода.
В 1998 г. Госкомстат России разработал и утвердил «Унифицированную систему показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования». Применение этой системы показателей позволяет давать характеристику социально-экономического положения муниципального образования. Анализ социальных показателей муниципальных образований и его характеристику можно проводить по 25 направлениям, с использованием 300 показателей. Основными являются разделы, отражающие основные аспекты уровня жизни населения и его качества.
Для того, чтобы оценить качество жизни населения, необходимо использовать систему статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования. Основной проблемой является отсутствие институтов, занимающихся информационно-аналитической работой, или разветвленной сети учреждений муниципальной статистики, которые могли бы проводить мониторинг качества жизни на территории муниципального образования.
В России и за рубежом действует множество критериев качества жизни. Их анализ показывает, что качество жизни дополняется и характеризуется показателями, которые определяют не только уровень, но и условия жизни:
- показатели, характеризующие макроэкономическое состояние национальной экономики (уровень инфляции, уровень заработной платы занятого населения, динамика промышленного производства).
- состояние здоровья населения.
- обеспеченность жильем и его доступность, социальная инфраструктура.
- состояние окружающей среды.
- социальные отклонения в обществе (преступность, наркомания и т. д.).
Определение уровня удовлетворенности населения скоростью социально-экономических изменений в муниципальном образовании (качеством медицинской помощи, возможностью трудовой деятельности, гражданской и экологической безопасностью, и др.). Во время проведения социологических опросов граждане часто предлагают новые социальные индикаторы для оценки уровня жизни и ее качества. Их необходимо использовать наряду с официальной системой статистических показателей при управлении качеством жизни населения на территории муниципального образования и страны в целом.
В сравнении с системой статистической оценки уровня и условий жизни подсистема социальных индикаторов более гибко характеризует происходящие явления и процессы, она отражает первостепенные направления оценки качества жизни и применяется во время разработки и реализации концепции социально-экономического развития муниципального образования.
Для комплексного анализа качества жизни нужно использовать интегративные показатели оценки условий жизнедеятельности граждан на обобщенном уровне. Для этого показатели проходят процедуру агрегирования, а качество жизни рассматривается как целостное явление, состоящее из многочисленных первичных признаков. Но всякий процесс укрупнения исходных данных неизбежно приводит к снижению информативности и конкретной содержательности показателей. Поэтому разработанные интегративные показатели, характеризующие качество и уровень жизни населения, должны отражать все важнейшие свойства объекта исследования, его тенденции и закономерности развития.
В настоящее время в России уровень прожиточного минимума является границей бедности. На основании положений Федерального закона от 03 декабря 2012 года № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ» производится расчет величины прожиточного минимума [4].
Из таблицы № 1 можно увидеть, что с 2012 года за каждый квартал величина прожиточного минимума возрастала (кроме IV квартала 2013 года).
Регулярно увеличиваются нормативы потребительской корзины в части продовольствия, объемов потребления товаров первой необходимости, лекарств и санитарно-гигиенических товаров для детей и пенсионеров. Так же для пенсионеров включены расходы на оплату транспортных услуг. Услуги учреждений культуры предусмотрены отдельной статьей расходов.
Таблица 1
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации [3]
Период, за который исчислена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации |
Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (в руб.) |
|||
на душу населения |
для трудоспособного населения |
для пенсионеров |
для детей |
|
за II квартал 2014 года |
8192 |
8834 |
6717 |
7920 |
за I квартал 2014 года |
7688 |
8283 |
6308 |
7452 |
за IV квартал 2013 года |
7326 |
7896 |
6023 |
7021 |
за III квартал 2013 года |
7429 |
8014 |
6097 |
7105 |
за II квартал 2013 года |
7372 |
7941 |
6043 |
7104 |
за I квартал 2013 года |
7095 |
7633 |
5828 |
6859 |
за IV квартал 2012 года |
6705 |
7263 |
5281 |
6432 |
за III квартал 2012 года |
6643 |
7191 |
5229 |
6387 |
за II квартал 2012 года |
6385 |
6913 |
5020 |
6146 |
за I квартал 2012 года |
6307 |
6827 |
4963 |
6070 |
Динамика прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации представлена на рисунке 1 [3].
Рис. 1. Динамика прожиточного минимума
Государственными органами постоянно ведется работа по разработке наиболее эффективных методик выявления граждан и бедных семей, нуждающихся в оказании адресной социальной помощи. Программы помощи нуждающимся имеют многостороннее значение, так как учитывают сочетание материальной помощи малообеспеченным гражданам с мерами по социальной адаптации и повышению их востребованности на рынке труда. Для улучшения качества жизни необходимо реализовать меры, принятые на государственном уровне, они могут дополняться и изменяться в субъектах Российской Федерации, имеющих право увеличивать размеры социальной помощи нуждающимся гражданам, разрабатывать и применять собственные механизмы адресной материальной помощи за счет имеющихся у них финансовых возможностей, предусматривать оказание социальной помощи гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Для оказания помощи малоимущему населению, вместе с бюджетными средствами необходимо задействовать иные источники финансирования. С этой целью необходимо развитие партнерства государства и частных благотворителей, которые в силах помочь в сложившейся ситуации. Помощь негосударственных организаций стала бы очень весомой благодаря разработке и исполнения задач по улучшению благосостояния малообеспеченных категорий населения на основаниях социальных грантов по инициативе государственных органов управления. В перспективах государства планируется продолжить работу по усовершенствованию законодательства и реализации мер по преобразованию натуральных льгот в денежные выплаты, а так же осуществление увеличения размеров ежемесячных выплат определенным категориям граждан с учетом ежегодной индексации.
В таблице 2 представлен общий объем социальных выплат на основании данных годовых расчетов показателей денежных доходов и расходов населения.
Динамика объемов социальных выплат по их видам изображена на рисунке 2.
По сравнению со странами близкого уровня развития в области формирования человеческого потенциала, Россия обладает некоторыми преимуществами: системы образования и культуры находятся на лидирующих позициях. Однако установившееся недофинансирование систем образования и культуры, деградация фундаментальных наук, являющихся двигателем развития этих систем, способны отнять у России эти преимущества. С целью обеспечения экономического роста и стабильности социальной политики, важнейшей стратегией развития России является задача по восстановлению и закреплению преимуществ в областях культуры и образования.
Таблица 2
Общий объем социальных выплат1) (по утвержденным данным годовых расчетов показателей денежных доходов и расходов населения) [3]
Виды социальных выплат |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Социальные выплаты, млрд. руб. |
2477,7 |
3333,3 |
4247,7 |
5761,8 |
6514,0 |
7319,3 |
из них: пенсии |
|
|
|
|
|
|
1669,7 |
2282,3 |
2825,8 |
3987,2 |
4415,5 |
5078,7 |
|
пособия |
639,5 |
830,0 |
1167,9 |
1522,7 |
1831,4 |
1935,9 |
стипендии |
26,4 |
35,7 |
39,8 |
41,0 |
51,6 |
59,2 |
Удельный вес социальных выплат, процентов: |
|
|
|
|
|
|
в ВВП |
7,5 |
8,1 |
10,9 |
12,4 |
11,7 |
11,8 |
в объеме денежных доходов населения |
11,6 |
13,2 |
14,8 |
17,7 |
18,3 |
18,5 |
Изменение социальных выплат2), в процентах к предыдущему году |
109,3 |
117,9 |
114,1 |
126,9 |
104,3 |
106,9 |
1) С 2010 г. — включая данные по Чеченской Республике.
2) С корректировкой на индекс потребительских цен.
Рис. 2. Динамика объемов социальных выплат по их видам [3]
Главная особенность социальной политики это необходимость самостоятельной деятельности профессиональных сообществ, которые являются гарантом качества социальных и государственных услуг, а так же демонстрируют профессиональный уровень развития в различных сферах экономики. Такими специалистами могут быть инженера, ученые, юристы, врачи, учителя и другие. Одной из важнейших задач Правительства Российской Федерации являются помощь в формировании профессиональных сообществ, предоставление им в руководство многих контрольно-надзорных полномочий, оценка качества, а так же участие в разработке и оценке политики.
Кроме реализации своих традиционных задач, направленных на улучшение качества жизни наиболее незащищенных групп населения, социальная политика должна учитывать и интересы таких слоев общества, которые могут реализовать возможности и потенциал инновационного развития. С экономической точки зрения это могут быть представители среднего класса, социальные установки и доходы которых позволяют им выбирать виды трудового поведения и потребления. С культурной же точки зрения это люди, имеющие высшее образование, которые относятся к научно-исследовательскому классу или являются потенциальными его представителями. Этот метод не характеризуется отказом от борьбы с бедностью, являющейся вызовом для социального равновесия, но позволяет сбалансировать это направление действиями, связанными с целями развития [5].
Таким образом, понятие «качество жизни» является динамичным показателем экономического развития страны, и успевать за его изменениями очень сложно. Показатель качества жизни населения должен корректироваться в соответствии со структурными сдвигами микро и макроэкономики (инфляция, снижение платежеспособного спроса населения и др.).
Литература:
1. Гасанов М. А., Егорова М. С. Приоритеты преодоления структурной десоциализации и формирование социального благополучия в России. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований № 10 (часть 2),2014, стр. 58–61
2. Егорова М. С., Барышева Г. А. Проблемы измерения экономического благополучия человека в условиях экологизации экономики// Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 12–3. — С. 135–139
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#. Дата обращения (10.30.2015)
4. Федеральный закон от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (03 декабря 2012 г.).
5. Global Trends of «Green» Economy Development as a Factor for Improvement of Economical and Social Prosperity [Electronic resource]/ M. S. Egorova, M. V. Pluzhnik, P. Glik//Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. — Vol. 166: Proceedings of The International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences 2014 (RPTSS-2014), 16–18 October 2014, Tomsk, Russia. — [P. 194–198]