Теоретические аспекты формирования общения детей и подростков разновозрастной группы реабилитационного центра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 02.04.2015

Статья просмотрена: 939 раз

Библиографическое описание:

Бовина, А. О. Теоретические аспекты формирования общения детей и подростков разновозрастной группы реабилитационного центра / А. О. Бовина, Т. Г. Бобченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 737-739. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16956/ (дата обращения: 18.12.2024).

Сложившаяся в нашей стране система социальной поддержки детей имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия, оказание помощи детям и семьям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, на социальную защиту тех, кто относится к социально уязвимым группам населения. В число таких мер входят социальные услуги, которые предоставляют социозащитные учреждения с учетом специфики положения различных категорий населения.

В современной России сохраняется тенденция к увеличению числа детей, оставшихся без попечения родителей. В общей системе профилактики социального сиротства и детской безнадзорности важную роль играют специализированные учреждения для несовершеннолетних, в число таких учреждений входят социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Попадая в данное учреждение, ребенок сталкивается с различными проблемами, в том числе с проблемой общения с детьми разного возраста. Как правило, разновозрастную группу в реабилитационных учреждениях составляют дети от 3 до 18 лет. На формирование взаимоотношений в разновозрастных группах влияют возраст, время пребывания и причины поступления ребенка или подростка в социально-реабилитационное учреждение, а также личностные качества детей [8, с.5].

Разновозрастная группа является одной из наиболее эффективных форм воспитания детей и подростков в условиях интернатного учреждения. Общение в разновозрастных группах благоприятно влияет на формирование личности и индивидуальности учащихся и воспитанников. Оно формирует опыт разносторонних отношений, а также создает предпосылки для развития важнейших качеств, таких как нравственность, инициирует процесс освоения культурных ценностей [6, с. 258].

В работах отечественных педагогов и психологов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. И. Божович, Л. И. Новиковой, Л. В. Байбородовой, В. Г. Крысько, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, обращено внимание на организацию и общение детей и подростков в разновозрастной группе, в которой педагогическое взаимодействие выступает интегрирующим фактором всех отношений.

В решение проблемы организации разновозрастного взаимодействия в детском коллективе внес большой вклад А. С. Макаренко — отечественный педагог. Его теоретические и практические разработки представляются ценными в современной педагогике. Разновозрастная организация даёт хороший воспитательный результат, она создает наиболее узкое взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений. Младшие дети получают разнообразные сведения, они усваивают привычки, отражают поведение, приучаются уважать старших и равняться на их авторитет. У старших ребят проявляется забота о младших и ответственность, воспитываются внимание к человеку, великодушие и требовательность, а также, качества будущего семьянина. Весьма важным является его примечание о том, что создание первичных разновозрастных коллективов сообразно лишь в тех учреждениях, где создан верный дисциплинированный тон и есть качественно организованный педагогический коллектив [4, с.225].

В. А. Сухомлинский большую часть внимания уделял взаимодействию между воспитанниками старшего и младшего возраста, выявляя в них школу гражданской ответственности «человек — за — человека» [7, с.98]. Педагог подчеркивал, что устройство отношений между учениками разного возраста обязано включать в себя основные посылы идейно-воспитательной работы в школе. Совместная трудовая практика является наиболее эффективной стратегией построения межвозрастного взаимодействия, в условиях которой более старшие дети транслируют своим младшим товарищам трудовые умения и навыки, а у младших наблюдаются значительный рост самостоятельности и активное расширение кругозора. Важность постоянной деятельности ребенка с детьми разных возрастов по мнению советского психолога Л. И. Божович, заключается в том, что оно зарождает у него опыт многообразных отношений: младшему он должен уступить, защитить его, проявить заботу о нем; старшему он должен подчиниться, он может подражать его поступкам, учиться у него ответственности, организованности [1, с.220].

Отечественный педагог В. А. Караковский выделяет межвозрастное общение, как одну из ведущих форм человеческого общения. Межвозрастные контакты, по его мнению, могут и должны компенсировать однообразие внутриколлективных отношений, свойственных коллективу класса. Педагог выделяет положительные моменты межвозрастного общения детей. Во-первых, это возникновение широких возможностей для взаимообмена информацией, передачи жизненного опыта, познания явлений окружающей среды. Во-вторых, в разновозрастном коллективе существенно меняется роль взрослого: с одной стороны ослабевают функции надзора и администрирования, а с другой усиливаются функции дружеской поддержки и педагогического содействия. Именно поэтому В.А Караковский видит будущее школьного коллектива в коллективе — общине. И при этом коллектив — община объединяет детей разных возрастов. Младшие в ней становятся объектом особой заботы, удовлетворяя для многих нереализованную потребность в младшем брате или сестре. В общину входят не только дети, но и взрослые, что позволяет передавать свой жизненный опыт, традиции, ценности. Однако, необходимо не просто свести все возрасты вместе, а добиться их активного взаимодействия, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. Такой подход кажется не совсем верным, так как в этом случае младшим предоставляется весьма пассивная роль, и они становятся объектом деятельности не только взрослых педагогов, но и своих старших товарищей [2, с. 156].

Л. В. Байбородова выделяет характеристики разновозрастного взаимодействия учащихся, используя в качестве теоретического основания анализа системно-ролевую теорию создания личности, разработанную Н. М. Таланчуком. Согласно данной теории любой человек, входя в разные общности людей, объединения, социумы, проецирует на себя определенные общественные роли, которые объективно обусловлены системой ценностей данного социума. Обосновывая системно-ролевую гипотезу произрастания личности, Н. М. Таланчук показывает, что при обычном развитии индивидуум, независимо от возраста достигает своей гармонии в разрезе меры освоения и качества выполнения им социальных ролей. Социальные роли проявляются и преобразовываются с происхождением развития общности, объединения людей. Понятие «старшего» при взаимодействии имеет ценностное, социально-статусное наполнение, определяет некое неравенство, асимметрию позволенного и обязанностей. Понятие «младший» указывает на зависимый, подчиняющийся статус. На характер взаимодействия в разновозрастной группе, существенным образом, влияет: расслоение по возрасту, стандарты, проецирование свойств и возможностей индивидов того или иного возраста [3, с.87].

Л. И. Новикова выделяет в учреждениях для детей сирот организованное межвозрастное взаимодействие. Одним из главных обстоятельств, ввиду которого следует проявлять существенную осторожность, применяя воспитательный потенциал разновозрастного сообщества в процессе работы педагога является риск возникновения негативных отношений между воспитанниками разного возраста, что может провоцировать проявление «силы», исходящей от более взрослых; страх и трепет у младших. Предупредить или прекратить такие отношения можно посредством чуткого воспитательного руководства и практики совместных дел и досуга старших и младших. Наиболее важным в этой связке следует считать понимание разновозрастного взаимодействия как течения одновременного взаимного влияния субъекта и в деятельности и в общении при условии, что эмоциональный контакт положителен, происходит реализация личностных потребностей детей разного возраста и объективных социальных потребностей [5, с.135].

Таким образом, анализ работ отечественных педагогов и психологов показал, что общение в разновозрастных группах благоприятно влияет на формирование личности и индивидуальности воспитанников. Оно формирует опыт разносторонних отношений, а также создает предпосылки для развития важнейших качеств, таких как нравственность, культурные ценности.

Специально организованное общение детей в разновозрастной группе имеет воспитательное значение, оно расширяет общий кругозор, влияет на развитие эмоциональной сферы, воли, умения оценивать себя и других, способствует развитию психических образований. В результате взаимодействия детей в разновозрастной группе в процессе общения возникают устойчивые отношения: отношения друг к другу, отношения к окружающей действительности, отношения к событиям и фактам. Эти отношения могут существенно повлиять на способы взаимодействия детей, совершенствуя их. По этой причине можно считать, что общение может выступать как способ организации совместной деятельности детей.

Организуя совместную деятельность старших и младших детей, воспитатель в первую очередь должен стремиться вызвать у тех и других положительный эмоциональный отклик. Младшие должны получать удовольствие от совместной деятельности со старшими, т. к. они сильнее, многое умеют, могут прийти на помощь. Старшие же испытывают чувство удовлетворения от того, что уже многое умеют, могут помочь малышам, побыть в роли воспитателя.

 

Литература:

 

1.      Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1968., 464с.

2.      Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива. — М., 1978

3.      Куракин А. Т. Педагогические проблемы общения в воспитательном коллективе. — Тарту, 1974.

4.      Макаренко А. С. Сочинения в 7 томах. Изд. 2-е. Изд. АПН РС, 1957–58. — Т.5.

5.      Новикова Л. И. Коллектив и личность. — М.: «Знание», 1974.

6.      Склярова Т. В. Возрастная психология для социальных педагогов. -М.: «Православный Свято — Тихоновский гуманитарный университет» - 2009- 336с. ISBN: 978–5–7429–0566

7.      Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. — М.: “Молодая гвардия”, —1975.

8.      Сборник методических материалов подготовлен коллективом авторов в составе: Савин Г. И., Кисина Т. С., Жаворонкова Т. Н., Мухин В. Д., Потапова Э. О., Белоусова О. Ю. и др. г. Рыбинск, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»: 2006. - 71 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): разновозрастная группа, возраст, отношение, ребенок, жизненный опыт, общение, общение детей, отечественный педагог, разновозрастное взаимодействие, формирование личности.


Похожие статьи

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Практико-ориентированный подход формирования мотивации научной деятельности студенческой молодежи (региональный аспект)

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Похожие статьи

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Практико-ориентированный подход формирования мотивации научной деятельности студенческой молодежи (региональный аспект)

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Задать вопрос