На современном этапе Правительством Москвы была поставлена задача повышения эффективности системы включения инвалидов в общество, в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией.
Согласно статье № 23, пункт 1, 3, Конвенции о правах ребенка, принятой и ратифицированной Россией, государства-участники ООН признают следующее:
- Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества;
- Должен иметь эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, к средствам отдыха, к вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Еще Л. С. Выготский в своих «Принципах воспитания физически дефективных детей», писал о том, что очень важно связывать педагогику дефективного детства (сурдо-, тифло-, олиго- и т. п. педагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства. Он считал, что для всякого педагога ребенок с проблемами в развитии есть в первую очередь ребенок, а во вторую, уже ребенок особенный [3].
Центр социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности «Солнышко» в городе Троицке, создан для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы, нормативными актами Правительства Москвы, полномочий города Москвы в сфере социальной защиты населения. Основной целью деятельности, которого является, удовлетворение потребности детей-инвалидов, молодых инвалидов, лиц с ограничениями жизнедеятельности и членов их семей в доступном и качественном социальном обслуживании путем предоставления услуг «комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности в полустационарной форме».
В этой статье мы хотим представить наш опыт социальной интеграции детей-инвалидов в общество, где особое место уделяется как раз важности этих мероприятий.
В рамках предложенной нами программы «Люблю тебя, мой край родной» рассматривается проблема социальной интеграции детей в общество.
Наиболее доступный и действенный метод социализации и интеграции детей с проблемами развития в общество является вовлечение их в совместную деятельность: учебную, экскурсионную, творческую.
Наша программа включает в себя два направления:
1. Культурно-развивающее.
2. Профориентационное.
Эти направления взаимно дополняют друг друга и помогают детям определиться со своими целями и задачами в жизни.
Для ее реализации были поставлены следующие задачи:
Культурно-развивающие:
- воспитывать патриотические чувства и любовь к своей Родине;
- воспитывать у детей эмоциональное отношение к родному краю;
- формировать интерес к общественной жизни города;
- расширять знания детей о Подмосковье;
- формировать представление об эстетических ценностях и красоте материального мира.
Профориентационные:
- обеспечить реализацию плана занятий в мастерских с целью выработки общих трудовых навыков и умений;
- познакомить детей с разными профессиями;
- организовать психологическую помощь детям в выборе профессий;
- формировать познавательную активность, любознательность, интерес;
- развивать самостоятельность, инициативу, творчество;
- формировать навыки личной гигиены и самообслуживания у детей с ограничениями жизнедеятельности.
Программа предполагает проведение экскурсий, бесед со специалистами в различных областях приложения квалифицированного труда, культуры, посещение музейно-исторических экспозиций, знакомство с градообразующими предприятиями и их деятельностью, посещение достопримечательных мест, памятников культуры и архитектуры в окрестностях нашего города и рассчитана на детей от 8 до 18 лет.
Любовь к Родине начинается с любви к тому месту, в котором родился человек и живет. Базовый этап формирования у детей любви к Родине — это накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений между людьми, приобщение к культуре через игру, трудовую предметную деятельность и активное общение.
Именно через знание истории родного города, знакомства с интересными людьми, историей и культурой той местности, где ты живешь, ребенок социализируется, у него формируется гражданская позиция.
Предваряя каждую экскурсию, с детьми проводилась беседа по теме, месту ее проведения, соблюдению техники безопасности, правилах поведения и этикета. Акцентировалось внимание детей вдумчиво относиться к полученной информации, с тем, чтобы после экскурсии они могли ответить на вопросы, отобразить увиденное в своих работах, рисунках, уже на занятиях в творческой мастерской.
Этапы мероприятий и практических занятий в творческой мастерской по программе «Люблю тебя, мой край родной!».
1. Подготовительная беседа.
2. Проведение экскурсионного мероприятия.
3. Практическое занятие в творческой мастерской.
4. Обсуждение полученных результатов.
5. Выставка детских работ.
Реализация программы, где запланированы многочисленные мероприятия, началась в 2013 году. Некоторые пункты программы нами были уже осуществлены.
Сначала мы посетили Центр “Бабенская деревянная игрушка”, в поселении Шишкин Лес, где был сохранен и получил дальнейшее развитие этот игрушечный промысел.
С большим удовольствием дети посмотрели работы на традиционной осенней выставке художников г. Троицка, выставке декоративно-прикладного искусства «Соломенное солнце Белоруссии», картины в Художественной галерее поселения Вороново.
Мы приглашали к себе в гости интересных людей рассказать о своих профессиях, мастеров народных промыслов, которые проводили мастер-классы: по изготовлению изделий из соломки, кукол оберегов из ткани, учили художественно плести косички — современный модный тренд парикмахерского искусства.
Знакомить детей с нашим городом мы начали с экскурсии в Городской музей, где была выставлена экспозиция, темой которой являлись отечественные войны 1812 года и 1941–1945года, непосредственно коснувшиеся наших мест.
Следующая экскурсия продолжила тему Отечественной войны 1812 года. Мы посетили новый мемориальный комплекс и памятник М. И. Кутузову, открытый в 2012 г., в окрестностях Троицка, в поселении Красная Пахра. По итогам этих экскурсий была подготовлена выставка детских работ на тему «Герои 1812 года». Часть работ была представлена на общемосковской городской выставке в Сокольниках «Гусарский бал». Дети получили не только дипломы за участие, но и моральное удовлетворение от этого мероприятия.
Наш Центр поддерживает тесную связь с городской библиотекой им. Михайловых. В одно из первых посещений, сотрудники городской библиотеки, познакомили нас со своим творческим коллективом, профессией библиотекаря, богатым книжным фондом, который заинтересовал как родителей, так и их детей. Многие из них изъявили желание записаться в библиотеку и быть активными читателями. Кроме того, по нашей просьбе, детей познакомили с художественными образцами книжной графики и профессией художника-иллюстратора на примере творчества В. Сутеева и В. Конашевича. В конце беседы дети посмотрели на большом экране мультфильм, выполненный по мотивам и рисункам В. Сутеева.
По итогам нашей встречи дети рисовали свои «иллюстрации» к русской народной сказке «Курочка Ряба».
Библиотека устраивает не только книжные, но и художественные выставки, которые посещает довольно большое количество любителей литературы.Силами родителей нашей воспитанницы и талантливого педагога О. С. Смирновой в стенах библиотеки была организована выставка работ Кати В. Дети и педагоги нашего Центра посетили открытие ее вернисажа. Таким образом, этот двенадцатилетний ребенок с серьезными нарушениями жизнедеятельности активно участвовал в художественной жизни города, радовал себя и окружающих своим творчеством, повышал свою самооценку, а в целом, делал людей толерантней и добрей.
До 1 июля 2012 года Троицк являлся городом областного подчинения Московской области, а с 1 июля2012 года был включен в состав города Москвы. Город Троицк является наукоградом. В нем находятся 9 институтов РАН.
Поэтому, естественно, мы организовали посещение Музея «Физическая кунсткамера» Дома Ученых Троицкого Научного Центра РАН. Он был создан командой Троицких энтузиастов в 2007 г., при поддержке фонда «Династия» и был одним из первых в России.
Девиз этого музея звучит таким образом: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я пойму» (Конфуций).
Этот интерактивный музей занимательной науки предлагает в забавных экспериментах и через самостоятельные действия познакомиться с основными законами природы. Одна из задач проекта «Физическая кунсткамера» — показать, что физика — очень увлекательная наука.
После посещения Физической кунсткамеры мы пригласили троицких школьников -победителей Московских робототехнических фестивалей, и участников Всемирной Олимпиады роботов в Казани. Наши дети с большим интересом наблюдали за работой необычного робота «Пионер», который может решать серьезные задачи: поиск и сбор металла, как на открытых местах, так и в городских условиях.
Дети, впечатленные увиденным на занятиях в творческой мастерской, с большим энтузиазмом, придумывали и рисовали своих роботов.
По итогам этих встреч была организована выставка «Такие разные роботы».
Стиль нашего подхода наглядно можно представить на примере посещения Троицкой камвольной фабрики.
Троицкая камвольная фабрика — старейшее градообразующее предприятие Троицка, существует с 1751 года. Развитие фабрики привело к росту фабричного поселка. Уже 1828году он был преобразован в рабочий поселок Троицкий с населением 1500 человек. Сейчас же в Троицке проживает 49200 человек.
На предварительной беседе и проведенной экскурсии по этому предприятию дети познакомились с полным производственным циклом изготовления шерстяной пряжи, а также с такими профессиями как: оператор чесальной машины, оператор красильного цеха, упаковщик готовой продукции. Дети проявили большой интерес к рабочим специальностям.
После этой экскурсии, уже в творческой мастерской Центра, на групповых и индивидуальных занятиях, дети работали с шерстью нашей родной фабрики. Работы, выполненные на занятиях, позже были представлены на различных выставках и фестивалях.
На наши занятия мы приглашаем психологов, которые продолжают беседы о профессиях, проводят тренинги, тестирования, что заставляет детей задумываться о своем будущем, ориентирует и направляет их дальнейшую деятельность.
В результате проведенных мероприятий у детей сформировались следующие показатели: повысилась самооценка, произошла коррекция эмоционального состояния, расширился кругозор, расширились границы восприятия себя и других, увеличился спектр поведенческих реакций, усовершенствовались навыки общения и принятия решений, навыки самопрезентации и уверенного поведения, сформировались общие трудовые навыки и умения, как необходимые элементы культуры труда.
Получение исчерпывающей информации, расширение общего кругозора и первичной профессиональной ориентированности, позволяет детям с интересом взглянуть на перспективы получения рабочей специальности и, возможно, продолжить в будущем свое профессиональное обучение. Переориентация детей на позитивные ценности способствует успешной адаптации в социуме и интеграции в общественные структуры.
Литература:
1. Конвенция ООН «О правах инвалидов», ратифицированная Государственной думой Российской Федерации от 25.04.2012г.
2. 442-ФЗ от 28.12.2013г. " Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
3. Л. С. Выготский «Принципы воспитания физически дефективных детей». Народное просвещение, 1925. № 1. С.112–120.
4. «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях ДОУ. Программно-методическое пособие. М.,БАЛАСС, 2004г. под редакцией Т. Г. Неретиной.
5. М. Н. Туро «Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников»: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М.,1998г
6. Т. С. Комарова, А. И. Савенков «Коллективное творчество детей. Учебное пособие». М., 1998г.