В статье автор попытался ответить на вопрос, как захватить и удержать внимание обучающихся на своем предмете и на уроках в частности, как укрепить в сознании детей важность и полезность полученной информации.
Ключевые слова: ученики, урок, внимание.
Перед каждым учителем стоит важная задача увлечь своим предметом каждого ребенка, но современные дети эмоционально не готовы к обучению. И этому способствует множество факторов. К этим факторам можно отнести: современные гаджеты, желание постоянно развлекаться, снижение социальных навыков, возможность быстро получить ответ на любой вопрос с помощью интернета, и непонимание «зачем мне это надо учить и где я смогу это применить».
Обучение, в свою очередь, это неотъемлемая часть познания окружающего мира и в условиях информационной перегрузки оно должно быть ёмким и эффективным [3].
Современные образовательные стандарты в организации учебной деятельности делают акцент на активной позиции обучающегося. Но учитель чаще выступает в роли ретранслятора знаний, что переводит обучающегося в позицию пассивного участника образовательного процесса.
Ключевой задачей педагога создать такие условия, при которых познавательная деятельность обучающихся будет направлена на изучаемый предмет. И здесь важно сделать особенным каждый урок в частности, что впоследствии будет влиять на понимание обучения в целом. Так как же сделать урок особенным и увлекательным?
Захватить внимание учащегося нужно с первой минуты урока. Рассказать легенду, притчу, анекдот, факт из биографии ученого. Но такую информацию, чтобы она или удивила, или заинтриговала учащихся.
Продемонстрировав учащимся, что изучаемый ученый был обычным человеком со своими интересами часто помогает создать эмоциональный подтекст. А это в свою очередь способствует заинтересованности.
Или рассказать притчу, которая заставить подумать и поискать смысл. Фрагмент известной сказки, рассказа или фильма с переносом на текущий предмет. Например, Алиса (из «Алиса в стране чудес») то уменьшается, то увеличивается в размере. Как называются такие приемы в литературе с преуменьшением и преувеличением значения? Литота и гипербола. Или как расплавить золотое кольцо из фильма «Властелин колец»? Температура плавления золота 1064°C.
Доказать детям, что это им это пригодится в жизни.
Рассказать для каких профессий изучаемый предмет играет важную роль. Продемонстрировать метапредметность с интересующими темами. Можно сделать подборку «Актуальные профессии будущего» и показать место вашего предмета в достижении профессионализма. Предлагаю пример такой формы работы в таблице 1.
Таблица 1
Профессии будущего и необходимые предметы
Профессия |
Предметы, по которым необходимы знания |
Разработчик образовательной траектории |
Обществознание, информатика (программирование), проектная деятельность |
Трендвотчер |
Экономика, обществознание, политика |
Инженер в области синтетической биологии |
Математика, биология, химия, информатика |
Биоэтик |
Биология, обществознание, информатика |
Инженер систем жизнеобеспечения |
Биология, химия, информатика, география |
Развивать творческую мыслительную деятельность учащихся.
Необходимо развивать у учащихся способность видеть новые взаимосвязи между вещами и концепциями, умение находить новые нетривиальные решения для любых ситуаций.
Интеллект-карты — это инструмент визуального отображения информации, который строится на основе ассоциаций и копирует древовидную структуру нейрона.
Линейный формат конспектов в современных условиях обучения не всегда является эффективным. Сегодня очевидны признаки смещения от доминирующей вербальной формы коммуникации в сторону визуального мышления (примером служит растущая популярность эмодзи и смайлов) [1].
Поэтому при изучении нового учебного материала данная технология поможет провести всесторонний аналитический разбор по заданной теме. Ведь иногда уделяется слишком много времени сосредоточению на деталях, но при этом необходимо увидеть масштабную картину и обеспечить перспективу.
Активировать межличностное общение, взаимодействие между учениками, что позволит оживить занятия.
По итогам изучения темы учащимся рекомендовано совместно создать «продукт» (газета, статья, блок вопросов, викторина, игра и т. д.). В ходе создания которого будет реализовано эффективное взаимодействие, где преподаватель занимает место наблюдателя и рецензента.
Примером результата совместной работы может служить создание инфографики. Она позволяет организовать большие объемы информации и сделать соотношение объектов и фактов более ясным во времени и пространстве. Создание инфографики поможет развить информационную грамотность, поскольку дети в настоящее время ищут информацию в различных источниках: они сканируют, загружают из Интернета и систематизируют, создают диаграммы и графики.
Еще один пример, это создание видеоролика. Форма выполнения зависит от специфики предмета, поэтому будет это интервью или решение ситуационной задачи выбирать педагогу и обучающимся.
Показать разницу в умениях до изучения темы и после.
Что-то непонятное часто отталкивает нас от дальнейшего обучения и мы, люди, стараемся избегать негативную информацию. Подрастающее поколение хуже учится на плохих новостях. И поэтому позитивное подкрепление позволит создать благоприятную атмосферу в дальнейшем изучении проблемы, ведь появляется мотивация изучать дальше.
Одним из эффективных методов можно считать проведение тестирования вначале изучения темы, а затем после дать учащимся прорешать такие же задания. Затем раздать первый вариант решения тестирования и каждый сможет увидеть прогресс. Своеобразный мониторинг прогресса сосредотачивает внимание на повышении эффективности.
В течение урока задавать интересные вопросы, но такие на которые сложно найти ответ в интернете.
Важно понимать, что вопрос — это важнейший инструмент познания. В поле научного исследования вопрошание профессионализируется. Спрашивающий действует ответственно. Вопрос заинтересованного «заточен» на добычу нового знания (вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», не плодотворны). Правильно заданный вопрос обеспечивает высокий процент успеха в получении ответа. Вопрос, который становится предметом дальнейшего обсуждения, самый достоверный признак заинтересованности в изучаемом предмете.
Использование в учебном процессе уроки — исследования, где ученики будут «переоткрывать» уже известное проводя опыты,
Придерживайтесь плана.
План — необходимая часть урока, а структурированность — залог хорошего результата в учебе. Поэтапно подготовленный урок позволит захватить полное внимание вашего ученика, а это в свою очередь приведет к быстрому и эффективному усвоению материала. В то же время преподаватель должен уметь адаптировать план под ход занятия. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, привлечь внимание обучающихся. Поэтому желательно иметь в запасе необычные загадки или вопросы. Смена темы или пауза позволит активизировать внимание.
Таким образом, для того, чтобы привлечь и удержать внимание учащихся на протяжении урока и обучения в целом, нужно стараться затрагивать как эмоциональную, так и разумную стороны. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, что являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений.
Привлечь, это начало, а дальше нужно удержать внимание, именно это и требует наибольших усилий от современного педагога.
Литература:
- Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 208 с.
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.:Просвещение, 2011. — 223с.
- Дирксен Дж. Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным. — М., Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 276с.
- А. С. Макаренко. Наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. — Н.Новгород: НГПИ, 2006. — 165с.
- В. А. Сухомлинский. Сто советов учителю. — Киев: Рад.шк., 1984. — 254с.