Формирование культуры информационной безопасности через профилактику компьютерной зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 03.04.2015

Статья просмотрена: 544 раза

Библиографическое описание:

Дерендяева, Н. С. Формирование культуры информационной безопасности через профилактику компьютерной зависимости / Н. С. Дерендяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 745-748. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16990/ (дата обращения: 18.12.2024).

В настоящее время компьютер и Интернет являются мощными инструментами поиска, обработки и обмена информацией, которые используются и в обучении детей школьного возраста. Однако с повышенным интересом к компьютеру, к сети Интернет растет и уровень компьютерной и интернет-зависимости. В профилактике компьютерной зависимости помочь ребенку может учитель, объединив усилия с библиотекой и с родителями, при этом их основной задачей будет формирование культуры информационной безопасности, формирование информационной культуры личности.

Многие дети проводят за компьютером практически все выходные и каникулы, по сути, становясь его "заложниками". Родители, как правило, поощряют такое поведение, ведь когда ребенок занят, они могут погрузиться в свои повседневные дела. Таким образом, у ребенка может сформироваться компьютерная и интернет-зависимости – навязчивое желание сесть за компьютер, подключиться к Интернету и болезненная неспособность прервать это общение. Компьютерная зависимость приравнивается к таким заболеваниям как алкогольная, наркотическая и никотиновая зависимость.

Обычно компьютерная зависимость становится явной проблемой у детей в возрасте, начиная с 9-10 лет.

Но принять необходимые меры по предотвращению её развития важно именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, пока ещё интерес к компьютеру не стал для ребёнка большой проблемой. Хотя, даже в дошкольном возрасте дети могут развить зависимость от компьютера, играя в игровые приставки и планшеты часами. К сожалению, реальность такова, что это происходит довольно часто.

Компьютерная зависимость можно условно разделить на два типа:

1.      Зависимость от Интернета (сетеголизм - бесконечное пребывание человека в сети):

а)     навязчивый веб-серфинг (бесцельное путешествие по Интернету, постоянный поиск какой-либо, зачастую ненужной информации);

б)     пристрастие к виртуальному общению (большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети);

в)     игровая зависимость (навязчивое увлечение интернет-играми).

2.      Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция) [3].

В большинстве случаев, именно зависимость от компьютерных игр более распространена в раннем возрасте, а зависимость от интернета — в более старшем возрасте. Если полностью запрещать ребенку пользоваться компьютером, он вряд ли будет чувствовать себя комфортно среди других детей, будет чувствовать себя «не таким, как все». Но если позволять ребёнку играть постоянно, без правил и ограничений, надеясь, что «само пройдёт», то интерес к компьютеру может перерасти в серьезную болезнь.

Основные причины появления зависимости

Начать стоит с того, что в любом возрасте человек чрезвычайно восприимчив к информации, которая нашла свое место хранения в компьютерных сетях и технологиях. Именно развитие компьютеров позволило хранить, собирать и анализировать просто невероятное количество информационных потоков, что просто не может не привлечь внимание любого человека.

Те дети, которые поддались компьютерной зависимости, страдают таким синдромом, как нарушение естественного анализа и обработки информации, доверяя все эти мыслительные процессы компьютерным технологиям. Такой ребенок не в состоянии оценить или проанализировать даже самую простую информацию, которая может быть вполне понятна даже маленьким детям.

Развитие компьютерных технологий и различного программного обеспечения позволило создать видимость альтернативной реальности, которую принято называть виртуальной. Именно в такую реальность и переносится человек, большую часть времени проводящий возле компьютера.

Такую привязанность к машине легко объяснить тем, что мозг каждого человека нуждается в решении различных задачек логического типа, которые будут приносить видимый результат такого действия. Работа за компьютером целиком и полностью состоит из решения таких задачек, что и привлекает внимание практически каждого человека.

Как определить есть у вас компьютерная зависимость, перечислим основные признаки зависимости:

-        Теряется интерес к другим занятиям, интересам, увлечениям.

-        Все свое свободное время стремитесь провести за компьютером или телевидением.

-        Все меньше стремитесь к общению с другими, общение становиться поверхностным. Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.

-        Происходит постепенная утрата контакта с родителями.

-        Ухудшается успеваемость.

-        Формально отвечают на вопросы, избегают доверительных разговоров.

-        Начинают обманывать, стремятся любыми способами заполучить желаемое.

-        Теряется контроль над временем, проведенным за экраном. Скрывается время, проведенное за компьютером или телевизором.

-        На любые ограничения, связанные с компьютером, телевидением, планшетом или телефоном реагируют нервно, сильно переживают, злятся, грубят, могут плакать.

-        Начинают кушать возле компьютера.

-        Уже с утра начинают просить мультфильмы или компьютер.

-        Приходя со школы, первым делом садятся к телевидению или включают компьютер.

-        Испытывают психические и физические недомогания (утомляемость, усталость, бледность, психические расстройства, боли в глазах, спине, руках, ногах и т.д.).

Если замечаете какие-то из этих признаков, значит, есть компьютерная зависимость, нужно обязательно обратить на это внимание и принять меры как можно быстрее. А лучше всего не ждать появления всех этих признаков и симптомов, а заранее изучить всё, что связано с темой компьютерной и экранной зависимости и развить здоровое отношение к компьютеру и телевидению.

Поэтому крайне важно формировать культуру информационной безопасности, формировать информационную культуру личности, которая проявляется в умении адекватно формулировать свою информационную потребность, работать с информацией: находить ее (вести поиск), критическое мышление, критический анализ информации, перерабатывать ее, отбирать, оценивать, создавать качественно новую.

Можно выделить несколько направлений развития культуры информационной безопасности ребенка:

-        Когнитивный (знаниевый) компонент - потребности в дополнительной информации для пополнения своих знаний.

-        Компонент информационной культуры личности (умения работать с источниками информации, адекватное восприятие и оценка информации, поиск информации, умения конструктивного преобразования информации, информационная и компьютерная грамотности, умения ориентироваться в информационных потоках, умения выявлять и нейтрализовать информационную угрозу, информационную опасность, умения выделять в информации недостоверные и сомнительные элементы, умения использовать информацию для построения умозаключений и принятия решений в различных жизненных ситуациях).

-        Деятельностный компонент - умения применять культуру информационной безопасности в своей практической деятельности.

-        Коммуникативный компонент - знания, умения и навыки по культуре общения. Передаче полученных знаний другим лицам.

-        Компонент информационной защиты - защита от информации, защита от негативного информационного воздействия, психологическая самозащита, защита информации.

-        Компонент аддиктивного поведения – информация по компьютерной и интернет зависимостях с целью их предотвращения.

Как избавиться от компьютерной зависимости

o   Проанализировать причину зависимости. Чтобы начать бороться с зависимостью человека необходимо установить, что является объектом этой зависимости: игры, интернет или вообще все, что связано с компьютером.

-        Если это игры, то какой их жанр? Если это спорт, то причина зависимости может скрываться в собственной нереализованности в этом виде спорта. Если это стрелялки – то возможно, что у зависимого человека есть скрытая злоба и таким образом он её выплёскивает наружу. Одним словом, жанр игр поможет более детально изучить корень проблемы.

-        Если же причиной зависимости является интернет, то чем именно он затягивает. Очень часто причиной Интернет-зависимости становятся социальные сети. Возможно, что зависимому человеку не хватает общения в жизни и он его компенсирует с помощью социальных сетей. Иногда же в социальных сетях человек ведёт двойную жизнь, выдавая себя за совершенно другого человека. Как правило, в двойной жизни он воплощает все свои нереализованности и мечты.

-        Что касается именно компьютерной зависимости то в это понятие входит как зависимость от интернета и от игр, но иногда бывает так, что причиной зависимости может стать само пребывание за компьютером, а не интернет и не игры. В этом случае причину установить очень трудно, может быть, таким способом зависимый человек в компьютере видит свой мир и старается в нём скрыться от проблем.

-        В любом случае чтобы проанализировать ситуацию будет необходима помощь психолога, а в сложных ситуациях и помощь психиатра. Специалист поможет разобраться в причине и расскажет, как необходимо лечить зависимого человека дальше.

-         Признание и осознание проблемы. Первым шагом на пути лечения проблемы компьютерной зависимости является признание и осознание её. Конечно же, зависимый человек в большинстве случаев не признает своей зависимости и будет находить массу оправданий и говорить, что может вообще не пользоваться компьютером, но конкретных действий от него не поступит. Главное найти правильный подход и помочь ему всё-таки осознать, что проблема существует.

-         Отвлеките зависимого человека от компьютера. Отметим, что запрещать или ограничивать зависимого человека пользоваться компьютером нельзя, так как это может привести к негативным последствиям. Найдите причину, чтобы как можно больше времени зависимый человек проводил не за компьютером. Для этого лучше всего чтобы зависимый человек находился вдали от компьютера. Найдите ему какое-нибудь занятие, сделать что-то по дому или же сходить куда-то и за чем-то. Также можно пойти на прогулку либо же в какое-нибудь развлекательное заведение. На выходные отправляйтесь за пределы города, где нет ни компьютера, ни интернета. Постарайтесь найти зависимому человеку другое увлечение, которое ему поможет избавиться от зависимости.

-        Если причиной зависимости является общение по интернету, то чаще организовывайте мероприятия, приглашая гостей, чтобы заменить зависимому человеку виртуальное общение реальным.

Последствия компьютерной зависимости

Компьютерную зависимость нельзя пускать на самотек, так как это может привести к очень негативным последствиям. В первую очередь это наносит серьёзный урон здоровью, особенно психике.

В результате недоедания и неправильного питания возникают проблемы с пищеварительной системой. В постоянном сидячем положении появляться проблемы со спиной и позвоночником. Компьютерная зависимость заставляет человека деградировать и тем самым негативно сказывается на психическом состоянии, человек становиться неадекватным и неуравновешенным. Особенно это касается детей.

Что нужно знать перед тем как начать пользоваться компьютером

Главное - чувство меры! Ведь недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено взрослыми сразу. Малышам сидеть за компьютером, желательно, не каждый день. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, настройте яркость и контрастность компьютера так, чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если монитор не жидкокристаллический. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

Основные правила при работе за компьютером

1.      Работать за компьютерами необходимо с хорошо освещенным рабочим столом.

2.      Проводить за компьютером не более трех часов в день.

3.      Каждые 15 минут делать гимнастику для глаз.

4.      Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для рук и позвоночника.

5.      Обязательно чередовать работу за компьютером с прогулкой на свежем воздухе.

6.      Лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.

Итог

Мир Интернета завораживает: ведь в этом мире чудес можно получить то, чего никогда не получишь в жизни, и стать тем, кем никогда не станешь в реальности.

Без Интернета сейчас нельзя представить себе полноценное существование современного общества, поэтому нужно искать альтернативу решению сложившейся проблеме компьютерной и интернет-зависимостей у детей.

Но нельзя сказать, что Интернет – это зло, нет. Интернет, несомненно, важное изобретение человечества, которое помогло обществу шагнуть далеко вперед.

Весь мир крутится вокруг компьютера, вокруг Интернета.

 

Литература:

 

1.      Венгер, А.Л. Компьютерная зависимость – это … [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [Москва], 2011. – URL: http://www.insai.ru/slovar/ kompyuternaya-zavisimost. - (Дата обращения: 25.01. 2015).

2.      Компьютерная зависимость у детей и подростков [Электронный ресурс] / Дет. ботаники. – Электрон. дан. – Москва, 2011. – URL: http://www.debotaniki.ru/2011/04/ komputernaya-zavisimost-detey/. – (Дата обращения: 25.01.2015).

3.      Компьютерная зависимость [Электронный ресурс] // Компьютерный таймер – персональный тайм-менеджмент. – Электрон. дан. – [Москва], 2008. – URL: http://computer -timer.ru/article.php?name=computer-addiction. – (Дата обращения: 25.01.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): компьютер, компьютерная зависимость, зависимый человек, Интернет, ребенок, причина зависимости, зависимость, информационная безопасность, информационная культура личности, умение.


Похожие статьи

Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Формирование толерантности через поликультурное воспитание детей

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Формирование функциональной грамотности на уроках математики через практико-ориентированные задачи

Деловое общение как условие формирование профессиональной культуры менеджеров

Детская организация как фактор социального становления личности ребенка

Идентификация рисков как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности

Негативные этнические стереотипы подростков как психолого-педагогическая проблема

Высокий уровень психологической устойчивости личности как значимый фактор противодействия коррупции

Похожие статьи

Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Формирование толерантности через поликультурное воспитание детей

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Формирование функциональной грамотности на уроках математики через практико-ориентированные задачи

Деловое общение как условие формирование профессиональной культуры менеджеров

Детская организация как фактор социального становления личности ребенка

Идентификация рисков как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности

Негативные этнические стереотипы подростков как психолого-педагогическая проблема

Высокий уровень психологической устойчивости личности как значимый фактор противодействия коррупции

Задать вопрос