Психологическая готовность спасателей к риску | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 02.04.2015

Статья просмотрена: 2179 раз

Библиографическое описание:

Назарова, О. М. Психологическая готовность спасателей к риску / О. М. Назарова, М. К. Сайфетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 685-688. — URL: https://moluch.ru/archive/87/17018/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье рассматриваются особенности проявления тенденции к риску и психологическая готовность спасателей к риску. Предложены способыформирования психологической готовности спасателей к риску.

Ключевые слова: риск; готовность к риску; склонность к риску; стресс; мотивация; индивидуальные особенности; нервно-психическое напряжение; экстремальные условия.

In article features of manifestation of a tendency to risk and psychological readiness of rescuers for risk are considered. Ways of formation of psychological readiness of rescuers to risk are offered.

Keywords: risk; readiness for risk; tendency to risk; stress; motivation; specific features; psychological tension; extreme conditions.

 

Риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Ежедневные жизненные ситуации постоянно сталкивают человека с риском, и он уже не замечает его, т. к. автоматически, на подсознательном уровне оценивает его вероятность и потенциальную угрозу.

Высокая готовность к риску обычно сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач, и прямо пропорциональна числу допущенных ошибок.

Как показывают исследования и практика, с возрастом и опытом готовность к риску падает, у наиболее опытных работников готовность к риску ниже, чем у новичков. Гендерные особенности тоже накладывают свой отпечаток: у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин. Еще одной причиной роста готовности к риску является назревание внутреннего конфликта. Если рассматривать коллективную жизнь человека, то можно говорить о том, что готовность к риску в коллективе у субъекта проявляется сильнее чем, если бы он был один. Следовательно эта готовность зависит от групповых ожиданий относительно конкретного человека.

В некоторых жизненных ситуациях нет возможности избежать риска, но если знать абсолютно несложные правила и выполнять их можно эти риски минимизировать и не рисковать напрасно.

В нашем хоть и сложном мире можно практически всем управлять. Риск не исключение. Используя различные меры, можно прогнозировать наступление рискового события, его степень риска и естественно принимать меры к снижению этой степени.

Активность — это то, что характеризует человека деятельностного, и в то же время риск является неотъемлемой человеческой чертой. Так же как и активность, риск, как правило, присущ абсолютно любой сфере человеческой деятельности. Это связано с достаточно большим количеством условий и факторов, которые влияют на положительный результат принимаемых человеком решений.

Творческая деятельность не исключение, риск присутствует и в этой стезе, а бывает он просто необходим для выживания. Рискованный характер присущ многим решениям, а причиной служит всего лишь невозможность предугадать их исход и последствия. Поэтому можно смело говорить о том, что любое решение рискованно в той или иной степени. И независимо от степени риска, в большинстве случаях, принятое решение есть обеспечение психологической безопасности личности.

Риск характеризует деятельность человека не только в контексте ориентированной на возможность неуспеха, потому как человек способен показать умение просчитать и изменить ситуацию в соответствии со своими целями.

Риск — ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха [1].

Склонность к риску это не константа. Современная жизнь полна всевозможных обстоятельств на которые люди по-разному реагируют и соответственно рискуют. Это касается и личной жизни, и профессиональной работы. Можно выделить достаточно много средовых факторов от которых зависит проявление готовности к риску. Вот некоторые из них: сущность и особенности проблемной ситуации; структура социальных систем; методы формирования проблемы, вызывающей риск; типы принимаемых человеком решений и т. д..

Огромную роль к готовность к риску играют конечно же определенные свойства человека, такие как: импульсивность, возбудимость, агрессивность, склонность к доминированию, самоутверждению, гендерная принадлежность (мужчины более рискованны). Выявлено так же, что социальная ответственность, чувство совести, конформность, внушаемость, страх стать «белой вороной» либо изгоем в социуме — это те свойства, которые являются показателем неготовности к риску.

Рассматривая готовность к риску при принятии рискованных решений можно говорить о следующих исходных данных, позволяющих дать им оценку:

-                    список предполагаемых отрицательных результатов, в контексте того, что любое рискованное решение предполагает потери, а благодаря такой констатации есть возможность минимизировать потери;

-                    особая роль отводится установкам, которые расстанавливают приоритеты между личным и служебным;

-                    зависимость уровня готовности к риску от субъективной вероятности;

-                    достижение результата и констатация последствий.

Исходя из выше сказанного можно говорить о том, что достаточно важно оценивать степень готовности к риску, для того чтобы при необходимости была возможность провести коррекционные мероприятия, дабы избежать негативных последствий риска в жизни человека.

В специальной литературе можно найти классификацию, где оценки проявления риска разделяют на объективные и субъективные. Психологическая концепция мотивации достижения успеха объясняет проявление тенденции к риску в условиях свободного выбора задач различной трудности. Однако предпочтение рискованных вариантов действия осторожным не всегда может быть предоставлено в виде исхода борьбы двух конкурирующих тенденций — надежды не успех и страха перед неудачей, постулируемых этой концепцией [2]. В психологических исследованиях встречается такая категория как стремление к бескорыстному риску. Говоря о бескорыстном риске, говорим о предпочтении опасных вариантов поведения безопасным с точки зрения стоящих перед субъектом задач. Подобная спонтанная активность иногда переживается субъектом как влечение к опасности. Этой тенденции принадлежит важная роль в предопределении повышенной склонности к риску.

Что же такое переживание страха? Какова природа страха? С одной стороны переживание опасности можно отнести к предостерегающему, мобилизирующему и активизирующему человека фактору, а с другой — это фактор, который угнетает активность, тем самым нарушая поведение человека. Исходя из этого можно утверждать, что чувство опасности и страха не всегда явление негативное, его природная сущность — ограждать и оберегать жизнь и существование человека.

Человек рискует сознательно если решается на поступок или действие заведомо зная о предстоящей опасности и предполагаемых результатах. В подобных случаях успешное завершение поступков часто зависит от уровня развития моральных и волевых качеств человека, сознания ответственности, долга перед коллективом, самообладания, мужества и мастерства. Переживание опасности, сопровождающееся страхом, обычно неприятно, то есть носит характер отрицательной эмоции. Необходимо отметить, что переживание опасности не всегда негатив. Иногда именно опасность, придавая пикантность ситуации, вызывает интерес к ней и дает возможность человеку креативно и когнитивно подойти к решению задач в ней. Опасные ситуации и рискованные действия могут вызывать разнообразные и при том противоположные эмоциональные отношения и реакции у людей, которые характеризуются как «смелые» или «робкие», имеют различные индивидуально-психологические особенности.

Опасность пробуждает в человеке многогранные переживания, но это далеко не всегда то, что мы называем скованностью. Если у человека хорошо развиты волевые свойства личности, то он может реагировать на сигнал об опасности напротив подъемом сил, обострением интуиции, активизацией мыслительных операций и способностей мышления в целом, а так же стремлением бороться. Все, что связано с подобными переживаниями оставляет у человека яркие, увлекательные, интересные воспоминания.

Но даже самый хорошо организованный и волевой человек, под влиянием надвигающейся опасности, может испытать чувство страха. Страх — это сильнейший манипулятор, это то, что в силах нарушить любое волевое действие человека. Чем сильнее чувство страха, тем меньше у человека остается возможностей преодолеть его, тем больше вероятность того, что человек потеряет контроль над своими действиями и поведением вообще [3].

Знания, умения, опыт иногда не только подкрепляют волевое качество смелости, но даже, если можно так выразиться, принимают часть ее функции на себя. Однако в минуты реальной опасности даже у опытного человека возникает нервное возбуждение, свойственное переживанию опасности. Оно мобилизирует человека на активные действия и помогает выйти из этой ситуации. Активно действуя, человек уже не переживает страх. Если же вызванный сознанием опасности приток сил и энергии по тем или иным условиям не находит выхода в активной деятельности, возникает неприятное, тягостное состояние пассивного ожидания, бездействия, а следовательно, и страх. В связи этим «наблюдатели» в опасных и рискованных ситуациях часто проявляют большую нервозность, чем человек, сам подвергающийся опасности или риску [4].

Экстремальные условия деятельности тесно связаны с возникновением чрезмерного эмоционального напряжения, которое может приводить к различным формам психической дезадаптации. В таких условиях осуществляется деятельность спасателей. Она сопровождается неблагоприятным воздействием физических, химических, психологических и других патогенных факторов, вызывающих выраженный физиологический и психоэмоциональный стресс [2]. Экстремальные условия характеризуются сильным травмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику сотрудника. Это воздействие может быть мощным и однократным при угрозе жизни и здоровью, взрывах, обрушениях знаний и т. п., или многократным, требующим адаптации к постоянно действующим источникам стресса. Оно характеризуется различной степенью внезапности, масштабности, может служить источником как объективно, так и субъективно обусловленного стресса.

Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации [5]. К наиболее мощным объективным стрессорам относятся: угроза собственной жизни, жизни товарищей по службе, некоторых категорий граждан (женщин, детей, стариков). К субъективным причинам стресса относятся: недостаточная опытность, психологическая неподготовленность, низкая эмоциональная устойчивость. Готовность к риску также может обратиться в стрессовую ситуацию.

Для оценки степени готовности к риску спасателей мы использовали тест оценки степени готовности к риску Шуберта (PSK).

В исследовании участвовали сотрудники Пензенской поисково-спасательной службы (ППСС), деятельность которых связана с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), сохранением жизни и имущества граждан. В исследовании принимали участие 30 человек (27 мужчин и 3 женщины) в возрасте от 22 до 47 лет. Испытуемые были поделены на три группы в зависимости от стажа работы: первая группа со стажем работы до пяти лет, вторая группа со стажем от шести до десяти лет, третья группа со стажем работы от одиннадцати лет и выше.

Результаты исследования показали, что первая и третья группы имеют положительные значения, а вторая — отрицательное. На основе этих показателей можно предположить, что сотрудники ППСС со стажем работы до 5 лет и сотрудники со стажем от 11 лет и выше более склонны к риску, чем те, которые оказались в группе со стажем работы от 6 до 10 лет. То есть неопытные и более опытные сотрудники больше склонны к риску, чем сотрудники со стажем работы от 6 до 10 лет.

При изучении индивидуальных особенностей сотрудников МЧС в зависимости от их готовности к риску был использован «Опросник Мини-мульт» (сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня MMPI). Диагностика реализовывалась с использованием компьютерных технологий, применяемых в области психологии.

В зависимости от склонности к риску спасатели показывают различные результаты в выполнении специальных упражнений. Нервно-психическое напряжение у спасателей, не склонных к риску, более ярко выражено, чем у лиц, обладающих таким качеством. При этом замечено, что высокий уровень стресса у спасателей, избегающих риска, отрицательно влияет на эффективность их деятельности в экстремальных условиях.

Анализ результатов выполнения упражнения, связанного с большой физической работой, показывает, что лица, склонные к риску, значительно эффективнее действуют в экстремальных условиях (гораздо дольше работают, чем лица, не склонные к риску). Спасатели, не склонные к риску, испытывают высокий уровень стресса, как в обычных, так и в экстремальных условиях. Стресс, заметно улучшая деятельность лиц, склонных к риску, не позволяет лицам, не имеющим такого качества, повысить эффективность своей деятельности. Первые более склонны к адаптации действиям стресс — факторов. Показатели их психической напряженности (частота пульса, артериальное давление) по мере формирования динамического стереотипа приближаются все более к норме.

Лица, не склонные к риску, избегают действовать в опасной зоне, стремятся выбрать наиболее безопасное место, часто преувеличивают опасность. Они стремятся уклониться от воздействия стресс — факторов, нередко, вплоть до отказа от выполнения задания.

Таким образом, в экстремальных условиях спасатели в зависимости от склонности к риску ведут себя по-разному. Одних объективно существующая опасность может лишить воли, заставить отказаться от действий, других же, наоборот, она мобилизует, приводит к дополнительному приливу сил. Лица, склонные к риску, в экстремальных условиях находят источник острых и возвышенных чувств, а переживаемая опасность доставляет им удовольствие, способствуя выполнению боевого задания.

Знание индивидуально-психологических особенностей подчиненных позволяет начальствующему составу целенаправленно проводить воспитательную работу и повышать эффективность спасательных работ. В своей практической работе руководители подразделений могут использовать такой метод, как составление психологических характеристик на каждого спасателя. Анализ характеристик поможет более обоснованно выбирать средства и способы психологической подготовки.

Для формирования психологической готовности спасателей к риску следует внедрить в практику:

-          проведение деловых игр по отработке действий спасателей в ЧС, характеристике района ЧС, моделированию возможных причин и последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий в районе, отработке реабилитационных мероприятий в ходе профессиональной деятельности спасателей на стадии подготовки и выполнения ПСР. По завершению провести разбор действий и ошибок спасателей при проведении деловой игры;

-          использование компьютерных тренажеров, моделирующих действия сотрудников службы спасения в условиях чрезвычайных ситуаций;

-          использование компьютерной программы «Служба спасения», где представлена реальная физическая модель действий спасателей в чрезвычайных ситуациях;

-          использование симулятора террористической атаки (компьютерный вариант), призванный моделировать поведение различных государственных служб во время чрезвычайной ситуации.

 

Литература:

 

1.                  Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат,1999–494 с.

2.                  Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни, М.: Мысль, 1989. -192 с.

3.                  Психология чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие для студентов вузов / П. С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495с.

4.                  Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. Тарас А. Е., Сельченок К. В. — М.: АСТ, Мн: Харвест, 2002. — 480с.

5.                  Корнилова, Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску Текст. / Т. В. Корнилова. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 232 с.

Основные термины (генерируются автоматически): риск, стаж работы, готовность, переживание опасности, психологическая готовность спасателей, ситуация, MMPI, бескорыстный риск, высокий уровень стресса, нервно-психическое напряжение.


Похожие статьи

Стресс в работе студентов-волонтеров

В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РН...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса различных направлений обучения вуза

Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их преодоления

В статье проанализирована проблема психического, физиологического и эмоционального стресса, его профилактика и поиск выхода из нервно — психических перенапряжений. Представлены результаты социологического опроса на возможные пути преодоления стрессов...

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу в подростковом возрасте

В статье рассматриваются теоретические основы социального стресса и психологической устойчивости личности, проанализированы причины возникновения социального стресса в подростковом возрасте и их последствия. Выделены факторы, которые оказывают влияни...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Эмоциональное выгорание как профессиональная деструкция

В статье раскрывается феномен синдрома эмоционального выгорания. Анализируются сущностные характеристики синдрома эмоционального выгорания, факторы, влияющие на его появление. Рассматриваются стадии сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Предпосылки формирования и развития оптимизма личности

В статье анализируются исследования предпосылок формирования и развития оптимизма личности в зарубежной и отечественной психологии. Выделено три основные группы факторов: биологические, психологические и социально-культурные факторы. Раскрыта степень...

Похожие статьи

Стресс в работе студентов-волонтеров

В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РН...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса различных направлений обучения вуза

Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их преодоления

В статье проанализирована проблема психического, физиологического и эмоционального стресса, его профилактика и поиск выхода из нервно — психических перенапряжений. Представлены результаты социологического опроса на возможные пути преодоления стрессов...

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу в подростковом возрасте

В статье рассматриваются теоретические основы социального стресса и психологической устойчивости личности, проанализированы причины возникновения социального стресса в подростковом возрасте и их последствия. Выделены факторы, которые оказывают влияни...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Эмоциональное выгорание как профессиональная деструкция

В статье раскрывается феномен синдрома эмоционального выгорания. Анализируются сущностные характеристики синдрома эмоционального выгорания, факторы, влияющие на его появление. Рассматриваются стадии сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Предпосылки формирования и развития оптимизма личности

В статье анализируются исследования предпосылок формирования и развития оптимизма личности в зарубежной и отечественной психологии. Выделено три основные группы факторов: биологические, психологические и социально-культурные факторы. Раскрыта степень...

Задать вопрос