Виды, цели и процесс разработки финансовой стратегии организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 05.04.2015

Статья просмотрена: 3288 раз

Библиографическое описание:

Ананидзе, М. Г. Виды, цели и процесс разработки финансовой стратегии организации / М. Г. Ананидзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/87/17047/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье приведены определения, цели и этапы процесса разработки финансовой стратегии организации. Автор приводит мнения различных ученых и подчеркивает значимость финансовой стратегии организации в деятельности компании.

Ключевые слова: финансовая стратегия, генеральная финансовая стратегия, оперативная финансовая стратегия, разработка стратегии.

 

Современным предприятиям необходимо определять тенденции своего финансового состояния, дать оценку деятельности и финансовому состоянию своих конкурентов, а также хорошо ориентироваться в финансовых возможностях и перспективах. К таким перспективам относят банковские кредиты для предприятий и получение финансовой помощи в качестве иностранных инвестиций. Это обусловлено рыночным характером экономических отношений, независимостью предприятий и ответственностью, которую они несут за результаты своей деятельности. Для наиболее оптимального и эффективного решения этих проблем организации прибегают к разработке финансовой стратегии предприятия. [1, 136]

Существует множество трактовок финансовой стратегии. Тем не менее, классик менеджмента Игорь Ансофф (также упоминается как Ансов) утверждает, что можно выделить две основные противоположные точки зрения: [2,76]

1)        финансовая стратегия — это определенно общая стратегия предприятия, так как все показатели предприятия в итоге сводятся к финансовым вопросам;

2)        финансовая стратегия — это функциональная стратегия предприятия, она представляет собой совокупность целей и задач в сфере финансовой деятельности предприятия.

Ряд известных экономистов, к которым относятся И. П. Хоминич, А. М. Ковалева, А. Н. Жилкина согласен с классификацией, в которой главным классификатором выступает временной фактор. По словам И. П. Хоминич это объясняется тем, что есть аспекты финансовой стратегии, которые легче объяснить в долгосрочной перспективе. Таким образом, эта классификация выделяет только генеральную финансовую стратегию, рассчитанную на год или несколько лет, и оперативную — рассчитанную на полугодие, квартал или месяц. [3,6]

Генеральная финансовая стратегия — это такая финансовая стратегия, которая определяет деятельность предприятия. Такой вид стратегии чаще всего ориентируется на образование и дальнейшее распределение дохода предприятия или на формирование и количество источников финансовых ресурсов на очередной финансовый год.

Оперативная финансовая стратегия разрабатывается на квартал или месяц, что делает ее наиболее актуальной в современных сложно прогнозируемых рыночных отношениях. Стратегия охватывает следующие аспекты: валовые доходы и валовые расходы. Первая категория валовых доходов и поступлений денежных средств включает расчетные операции по проданной продукции с покупателями, поступления от кредитных операций, а также доходы по ценным бумагам. Вторая категория состоит из платежей поставщикам, выплат работникам заработной платы и погашения задолженности перед бюджетами и кредитными учреждениями. [4,220]

В своих трудах И. А. Бланк соглашается с существованием главной (генеральной) финансовой стратегией организации и выделяет ее подвиды, которые не охватывают все состояния предприятия, но акцентируются на основных: [5,121]

1)            Стратегия финансовой поддержки ускоренного роста предприятия.

2)            Стратегия финансового обеспечения ограниченного роста предприятия (базируется на эффективном ограниченном росте).

3)            Антикризисная финансовая стратегия предприятия.

Генеральную финансовую стратегию разрабатывают для того чтобы достичь основных стратегических целей, исходя из возможностей и инициатив предприятия и текущих требований рынка. Важной частью составления генеральной финансовой стратегии является определения ряда задач, связанных с дальнейшим формированием и распределением финансовых ресурсов. К таким задачам относят: [6,279]

1)                 Необходимость в исследовании природы и определенных закономерностей формирования финансовых ресурсов предприятия в данный момент времени.

2)                 Разработка и дальнейшая подготовка всех возможных и подходящих вариантов формирования и дальнейшего расходования финансовых ресурсов предприятия, а также подготовка плана возможных антикризисных действий для улучшения финансового состояния компании.

3)                 Налаживание финансовых вопросов предприятия в отношениях с поставщиками, покупателями, кредиторами, государством и др.

4)                 Рациональное накопление и использование финансовых ресурсов, производственных мощностей, а также основных и оборотных средств.

5)                 Принятие решений, касающихся эффективности вложений свободных средств для получения дополнительного дохода и его максимизации.

6)                 Выбор способов проведения эффективной финансовой стратегии, а также стратегического обоснования использования финансовых ресурсов, внедрение новых технологий производства и расширение ассортимента продаваемой продукции и предоставляемых услуг за счет уникальных инновационных единиц.

Во время разработки стратегии предприятие обязано провести ряд обязательных дополнительных действий. Во-первых, предприятие обязано вести точный учет всех своих доход до и после уплаты всех обязательных платежей бюджетам всех уровней и кредитным организациям. Во-вторых, важна мобилизация собственных ресурсов предприятия. В-третьих, предприятие должно стремиться к достижению минимальной величины себестоимости продукции. В-четвертых, прибыль должна быть правильно распределена, чтобы будущая прибыль могла превосходить прошлую. В-пятых, капитал предприятия и его оборотные средства должны быть грамотно и рационально распределены и использованы.

Существует множество других подходов к этому вопросу. Так, экономисты Илышева Н. Н. и Крылов С. И. считают, что финансовая стратегия — основа общей экономической стратегии и что она полностью направлена на преумножение финансовых ресурсов в долгосрочном периоде. Отсюда формируется важная цель стратегии — формирование ресурсов для поддержания конкурентоспособности организации и достижения ею важных производственных целей. [7,6]

Разработка финансовой стратегии учитывает все возможные риски, связанные с риском неплатежей или, например, сильным скачком инфляции. Контроль над исполнением всех этапов финансовой стратегии позволяет предприятию учитывать все возможные поступления доходов, их рациональное использование и дальнейшее преумножение.

Разработка внутренних нормативов — важная часть финансовой стратегии, такая разработка позволяет определить принципы распределения чисто прибыли предприятия. Этот подход уже несколько лет используется компаниями в зарубежной практике. Итоговое успешное исполнение финансовой стратегии предприятия зависит от нескольких факторов. К ним относятся: Соответствие достаточной теоретической и практической частей; Соответствие целей финансовой стратегии реальному экономическому состоянию предприятия и ее финансовым ресурсам.

 

Литература:

 

1.         Степанова Г. Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии: Учебное пособие М.: Издательство МГУП, 2001. — 136 с.

2.         Лукьянчук Ульяна. Шпаргалка по финансовому менеджменту. Глава 76. Финансовая стратегия предприятия, 76 с. (электронная версия) – http://www.e-reading.link/chapter.php/97991/75/Luk'yanchuk_-_Shpargalka_po_finansovomu_menedzhmentu.html

3.         Сборник научных трудов: «Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России». Балабанов В. С., Михель В. С. Методологические подходы к созданию финансовой стратегии корпораций.

4.         Жилкина А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник/ А. Н. Жилкина.- М.:ИНФРА — М -2009. — 220 с.

5.         Бланк И. А. Финансовый менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. — К.: 2004.

6.         Попова И. В. Основы менеджмента:учебное пособие — Иркутск — 2014.

7.         Илышева Н. Н., Крылов С. И. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие: Юнити-Дана — 2012. -6 с.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая стратегия, генеральная финансовая стратегия, предприятие, финансовая стратегия организации, оперативная финансовая стратегия, разработка, ресурс, финансовая стратегия предприятия, финансовое состояние, финансовый ресурс предприятия.


Ключевые слова

финансовая стратегия, генеральная финансовая стратегия, оперативная финансовая стратегия, разработка стратегии., разработка стратегии

Похожие статьи

Анализ стратегии транспортного обслуживания

В статье приведены понятия стратегии и транспортного обслуживания, выявлены основные моменты стратегии транспортного обслуживания, описаны этапы проведения анализа при разработке и выборе стратегии транспортного обслуживания.

Выбор и обоснование организационной структуры предприятия

В статье рассматриваются вопросы формирования и выбора организационной структуры предприятия. Описываются критерии оценки эффективности организационной структуры предприятия и даны рекомендации по их совершенствованию и оптимизации.

Анализ финансового состояния предприятия: сущность и необходимость проведения

Данная статья посвящена теме анализа финансового состояния организации. В статье рассматривается сущность и необходимость проведения финансового анализа, указываются факторы, влияющие на финансово-экономическое положение предприятия, а также рассматр...

Особенности формирования и анализа консолидированной финансовой отчетности

В статье рассматривается понятие консолидированной финансовой отчетности, порядок ее формирования в соответствии с МСФО, а также основные проблемы, возникающие при анализе консолидированной финансовой отчетности.

Предпосылки, факторы и результаты интеграции финансового и управленческого учета

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты интеграции финансового и управленческого учета: от предпосылок до результатов интеграции. Обосновывается необходимость интеграции подсистем учета в кризисных условиях российской экономики.

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Исследование современных методов и стратегий продвижения франчайзингового продукта

В данной статье описаны современные стратегии развития франшизы. Названы основные этапы развития франчайзинга на предприятии, необходимые для реализации выбранной стратегии. Освещены требования к компании, которая планирует развиваться по механизму ф...

Современные подходы к маркетинговым исследованиям: цели, задачи и основные понятия

Рассмотрены понятие, инструменты и особенности маркетинговых исследований, а также их цели, задачи и основные понятия.

Финансовые стратегии российских предприятий

В статье рассмотрены сущность и значение построения эффективной финансовой стратегии предприятия в условиях нестабильности внешней среды и затяжного макроэкономического кризиса в России. Выделены основные недостатки финансовых стратегий современных р...

Организация маркетинговой информационной системы вуза

Статья посвящена вопросам организации в вузе маркетинговой информационной системы. Обозначены проблемы информационного обеспечения маркетинга вуза, рассмотрена структура, объекты изучения и особенности маркетинговой информационной системы вуза. Предл...

Похожие статьи

Анализ стратегии транспортного обслуживания

В статье приведены понятия стратегии и транспортного обслуживания, выявлены основные моменты стратегии транспортного обслуживания, описаны этапы проведения анализа при разработке и выборе стратегии транспортного обслуживания.

Выбор и обоснование организационной структуры предприятия

В статье рассматриваются вопросы формирования и выбора организационной структуры предприятия. Описываются критерии оценки эффективности организационной структуры предприятия и даны рекомендации по их совершенствованию и оптимизации.

Анализ финансового состояния предприятия: сущность и необходимость проведения

Данная статья посвящена теме анализа финансового состояния организации. В статье рассматривается сущность и необходимость проведения финансового анализа, указываются факторы, влияющие на финансово-экономическое положение предприятия, а также рассматр...

Особенности формирования и анализа консолидированной финансовой отчетности

В статье рассматривается понятие консолидированной финансовой отчетности, порядок ее формирования в соответствии с МСФО, а также основные проблемы, возникающие при анализе консолидированной финансовой отчетности.

Предпосылки, факторы и результаты интеграции финансового и управленческого учета

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты интеграции финансового и управленческого учета: от предпосылок до результатов интеграции. Обосновывается необходимость интеграции подсистем учета в кризисных условиях российской экономики.

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Исследование современных методов и стратегий продвижения франчайзингового продукта

В данной статье описаны современные стратегии развития франшизы. Названы основные этапы развития франчайзинга на предприятии, необходимые для реализации выбранной стратегии. Освещены требования к компании, которая планирует развиваться по механизму ф...

Современные подходы к маркетинговым исследованиям: цели, задачи и основные понятия

Рассмотрены понятие, инструменты и особенности маркетинговых исследований, а также их цели, задачи и основные понятия.

Финансовые стратегии российских предприятий

В статье рассмотрены сущность и значение построения эффективной финансовой стратегии предприятия в условиях нестабильности внешней среды и затяжного макроэкономического кризиса в России. Выделены основные недостатки финансовых стратегий современных р...

Организация маркетинговой информационной системы вуза

Статья посвящена вопросам организации в вузе маркетинговой информационной системы. Обозначены проблемы информационного обеспечения маркетинга вуза, рассмотрена структура, объекты изучения и особенности маркетинговой информационной системы вуза. Предл...

Задать вопрос