На сегодняшний день проблема конкурентоспособности предприятия как никогда актуальна для национальной экономики и для ее хозяйствующих субъектов — предприятий. Очень важно знать, в какой степени предприятие конкурентоспособно по отношению к другим субъектам данного рынка, так как высокая степень конкурентоспособности является гарантией получения высоких экономических показателей в современных рыночных условиях, и иметь стратегической целью достижение такого ее уровня, который помог бы ей выживать в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Современная конкурентная среда является сложной и динамично изменяющейся системой, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования методов и способов управления конкурентоспособностью предприятий. Исследования показывают, что на конкурентоспособность предприятий значительное воздействие оказывает научно-технический уровень и степень совершенства современных информационных технологий в производстве, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств информатизации производства и другие факторы как макро и микросреда.
Для определения нынешнее состояние конкуренции на рынке можно использовать индекс Херфиндаля — Хиршмана. Индекс Херфиндаля — Хиршмана (HHI) является наиболее популярным среди современных экономистов. Он определяется по следующей формуле, как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке, где является рыночной долей данной компании.
Где — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объема продаж фирмы к объему всех продаж отрасли.
Индекс Херфиндаля — Хиршмана HHI изменяется в пределах n<HHI< 1, где n–число фирм, действующих в данной отрасли. Из основных свойств индекса следует сделать вывод о том, что чем индекс меньше единицы, тем меньше концентрация компаний на рынке. [1]
Конкурентоспособность предприятия является многогранным понятием, и включает не только качественные и ценовые параметры промышленной продукции, но на сегодняшний день зависит от уровня менеджмента, сложившейся управленческой системы финансовых потоков, инновационной и инвестиционной составляющими его деятельности. По мимо этого, на конкурентоспособность влияет конъюнктура рынка, складывающаяся на том или ином рынке, уровень конкуренции, воздействующее на предприятие со стороны других участников рынка, технической оснащенности, уровня использования инноваций. На конкурентоспособность также может повлиять мотивация и квалификация персонала, финансовая устойчивость предприятия.
Так как классификация факторов конкурентоспособности предприятия довольно широка, мы рассмотрим наиболее важную их классификацию. Совокупность факторов влияющую на конкурентоспособность условно можно разделить на внешние и внутренние, так как любое предприятие находится под воздействием как факторов, которые возникают при контакте субъектом экономики и управленческой задачи, при решении той или иной задачи.
Внутренние факторы — это те критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению конкурентоспособности.
К внутренним факторам можно отнести производственно-технологический потенциал; деятельность маркетинговых служб; научно-технический потенциал; финансово-экономический потенциал; кадровый потенциал (структура, профессионально-квалифицированный состав); эффективность стимулирование сбыта и рекламы; уровень материально-технического обеспечения; подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства; эффективность производственного контроля, испытаний, обследований; уровень сервисного и гарантийного обслуживания.
Внешние факторы — это социально-экономические и организационные взаимодействия, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.
На внешние факторы можно отнести меры государственного воздействия экономического характера, административного характера; основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия.
Изучение потребителей и конкурентов, а также условий конкуренции позволяет предприятию определить ее преимущества и недостатки перед конкурентами для поддержки конкурентные преимущества.
Конкурентное преимущество– это те характеристики, которые создают для фирмы определенное превосходство над прямыми конкурентами. Основные усилия предприятий всегда направлены на создание и удержание конкурентных преимуществ (т. е. повышение ее конкурентоспособности). В конечном итоге прибыльность компании — это следствие ее конкурентоспособности на рынке.
Таблица 1
Виды конкурентных преимуществ по факторам превосходства [2]
Конкурентные преимущества |
Характеристика |
Внешние конкурентные преимущества |
Преимущества компании перед конкурентами, которые основаны на отличительных качествах товаров, образующих ценность для покупателя |
Внутренние конкурентные преимущества |
Преимущества компании перед конкурентами, которые базируются на превосходстве фирмы в отношении издержек производства и управления, создающим ценность для производителя |
Внешние конкурентные преимущества увеличивают рыночную силу фирмы таким образом, что она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у конкурентов, не обеспечивающих соответствующих отличительных качеств товара. Внутренние преимущества являются следствием более высокой производительности (внутренней эффективности функционирования фирмы), что обеспечивает компании большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены продаж, навязываемому рынком или конкуренцией.
Кроме того, конкурентные преимущества могут быть разделены на долгосрочные и краткосрочные.
Таблица 2
Виды конкурентных преимуществ по периоду действия
Конкурентное преимущество |
Характеристика |
Долгосрочное (стратегическое) |
Конкурентное преимущество, для воспроизведения или нейтрализации которого компании-конкуренту требуется значительное время. По своей сути стратегическое конкурентное преимущество — это результат усилий компании, направленных на вытеснение своих конкурентов с рынка |
Краткосрочное (тактическое) |
Конкурентное преимущество, которое в ближайшей перспективе может быть преодолено конкурирующими фирмами. Тактическое преимущество компания получает вследствие благоприятной конъюнктуры рынка |
При прочих равных условиях важнейшую роль приобретает маркетинговая составляющая конкурентоспособности предприятия. Маркетинг ориентирован на выявление наиболее значимых потребностей клиентов, учет изменений потребительских предпочтений, оценку перспективности сегментов рынка, разработку и претворение действенных стратегий по повышению конкурентоспособности.
Конкуренция одновременно есть и фактор, и следствие маркетинговой деятельности различных компаний: конкуренция заставляет создавать маркетинговые службы в компаниях, они в своих попытках воздействовать на рынок усиливают конкуренцию, которая, в свою очередь, активизирует фирменный маркетинг. Маркетинг воспринимает конкуренцию как среду обитания, естественную и необходимую для функционирования и развития рынка.
Маркетинговая стратегия — это совокупность долгосрочных решений относительно способов удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов компании за счет использования ее внутренних ресурсов и внешних возможностей.
Термин «стратегический маркетинг» впервые был введен американской компанией «Дюпон» и под ним подразумевалось не что иное, как организация маркетинговой деятельности с ориентацией не на выпускаемый предприятием товар или услугу, а с ориентацией на потенциального потребителя, заранее определенный сегмент рынка. На сегодняшний день существует много определений стратегического маркетинга.
Маркетинговая стратегия — это современный маркетинг, базирующийся на определенном видении фирмой окружающего мира и своей роли в нем, на принципах глобализма, инновации, интеграции, предпочтения структурных исследований перспектив потребностей рынка и мониторинга среды, активного использования связей с общественностью. В целевом отношении он ориентирован на сбалансированность, гармонизацию интересов фирмы, потребителей и общества в целом, партнерство всех участников отношений рыночного обмена и обеспечивает создание товаров и услуг более высокой ценности, чем у конкурентов.
Маркетинговая стратегия это:
- средство достижения цели;
- генеральное стратегическое направление деятельности предприятия, с которым должны увязываться все аспекты маркетингового плана;
- совокупность решений организации относительно выбора целевого рынка и продукта для рынка;
- оптимальное управление продуктом и оптимальное распределение ресурсов;
- сочетание ресурсов и навыков организации, с одной стороны, и возможностей риска, исходящих из окружающей среды, с другой стороны, при котором достигаются основные цели;
- мониторинг внешней и внутренней среды, отслеживание конкурентов и рынков;
- ориентация на перспективные нововведения, ноу-хау и т. д.
Маркетинговая стратегия компании обычно закрепляется в документе, имеющем одноименное название или название «маркетинговая политика».
Маркетинговая стратегия разрабатывается как составная часть общей стратегии развития компании.
На реализацию эффективной маркетинговой стратегии существенное влияние оказывают технологические инновации. Глубокая проработка аналитической парадигмы в части применения экономико-математических методов позволяет констатировать ее закономерный переход в качественно новую фазу, которую можно трактовать как технологическую парадигму, связанную с развитием компьютерных технологий.
Главной целью стратегического маркетинга является повышение конкурентоспособности предприятия.
К основным задачам стратегического маркетинга, в соответствии с этой целью, относятся:
- анализ:конъюнктуры рынка; потребностей и спроса; портфеля предприятия; конкурентоспособности товаров и предприятий; влияния факторов внешней среды; сильных и слабых сторон предприятия;
- прогнозирование:емкости рынков и рыночных сегментов; тенденций изменения конъюнктуры рынка; новых потребностей и новых способов их удовлетворения; динамики продаж конкурентами; отраслевых издержек и цен; изменений в макросреде маркетинга;
- сегментирование и выбор целевых рынков;
- формулирование стратегических целей;
- разработка стратегий:базисных; конкурентной борьбы; альтернативных; повышения конкурентоспособности товаров, предприятия; ценообразования;
- стратегическое планирование: маркетинговых исследований; в области товарной политики; распределения товаров; коммуникаций; сервиса и обслуживания товаров;
- принятие стратегических решений по комплексу маркетинга;
- контроль и анализ выполнения планов. [3]
Исследовав основные функции и задачи стратегического маркетинга предлагается концептуальная система взаимосвязи моделей стратегического маркетинга и конкурентоспособности предприятия.
Рис. 1. Концептуальная система взаимосвязи моделей стратегического маркетинга и конкурентоспособности предприятия
Предложенная система на рисунке-1 позволяет классифицировать методы количественного решения для обеспечения конкурентоспособности предприятия:
- правильно определить цену на рынке;
- своевременно выявить ситуацию для дальнейшего капиталовложения;
- не максимизация прибыли, а достаточный объем добавленной стоимости является целью добавленной стоимостью.
Планирование маркетинговой стратегии должно:
- основывается на оценке перспектив в области политики, технологий. Следует учитывать внешнюю конъюнктуру с тем, чтобы от узкой ориентации переходить к глобальной;
- опираться на современные методы прогнозирования и анализа, помогающие отслеживать новые тенденции. В условиях Узбекистана приходится выбирать не с выбора и постановки целей, а с анализа сильных и слабых сторон предприятия;
- выступать исходной функцией управления и важной задачей руководства фирмой, чтобы представить в условиях конкуренции ее позицию на будущее и по возможности ее оптимизировать.
Литература:
1. Завьялов П.С — Маркетинг в схемах и рисунках. М.Экономика, 2002, с 238.
2. Захарова, И. В. Т. В. Евстигнеева. — Маркетинг в вопросах и решениях: учебное пособие для практических занятий–М.: КНОРУС, 2011. — 367 с.
3. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ.: Учебное пособие. — М.: Вильямс, 2006. — 495 с.