Статья посвящена значению, методам и формам гражданско-патриотического воспитания молодёжи России на современном этапе.
Ключевые слова:патриотизм, гражданственность, воспитание, метод, направление, форма, молодёжь.
Произошедшие изменения в общественно-политической жизни нашей страны коснулись всех её сфер. Однако, важнейшим фактором стало разрушение идеологии. Многие годы складывалась система гражданско-патриотического воспитания, рухнувшая после распада СССР. В советское время существовали некоторые перекосы в идеологическом плане, когда формировали патриотизм в виде абстрактной политической идеи. Страна жила за «железным занавесом» и люди, населявшие её, должны были одинаково мыслить. Сейчас же гораздо престижнее и моднее заниматься компьютерным образованием молодёжи, чем гражданско-патриотическим [1].
Мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Гражданский долг заменило равнодушие, толерантность-национализм, активную жизненную позицию-нигилизм и т.д. Это произошло сразу и по всем направлениям: в образовании, культуре, политике, экономике, в социальной сфере. Мы ориентируемся на зарубежные образовательные стандарты, причём делаем это убого, однобоко. Зарубежная многопартийность и демократия приводят к власти случайных людей, которые ради пиара готовы быть в оппозиции. В социальном плане страна готова помогать кому угодно, только не своим старикам, которые, отработав всю жизнь и получая маленькую зарплату, обречены на такую же пенсию. В экономике присутствует жалкая видимость определённой деятельности, а работать негде: заводы, фабрики, научно - исследовательские институты закрыты и распроданы. На этом фоне революции в Грузии, в Украине стали зримым подтверждением усилий зарубежных идеологов, военных и политиков.
Таким образом, патриотическое воспитание является краеугольным камнем в построении экономики, политической системы и национальной безопасности нашего государства. Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Во многом благодаря высоким патриотическим качествам наш народ обеспечивал независимость и прогрессивное развитие России. Также, воспитание гражданственности предполагает формирование активной жизненной позиции личности, самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, честность, порядочность, смелость, а также убежденность и умение отстаивать свою точку зрения. Формирование данных черт у нашей молодёжи должно осуществляться по различным направлениям.
Воспитание политической правовой культуры, формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции патриота своей страны. Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать всё для сохранения и возрождения Родины, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д. [2].
В социальном плане необходимо формировать добросовестное отношение к учебе, терпимость к чужой вере (религиозные отношения); культуру межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитывать уважение к традициям семьи; формировать взаимопонимание между семьей и ребенком [3]. Здесь важно: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного; умение взаимодействовать с собеседником, умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за свои поступки, понимание и восприятие различных религиозных культур [4]. Рекомендуется с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Экономическое направление связано с формированием функциональной экономической грамотности, бережного отношения к вопросам собственности. Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации в стране, экономического роста.
Нравственное направление - воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма [5]
Мы выделяем несколько методов гражданско-патриотического воспитания: метод убеждения, метод положительного примера, метод упражнений
Так, метод убеждения включает ряд форм гражданско-патриотической направленности: информационные часы, единые дни информирования, тематические кураторские часы, беседы, семинары, лекции. Для наглядности используют видео-лектории, обзор прессы и основных событий в мире, организуют подписку на периодические издания средств массовой информации, оформляют информационные стенды, освещающие важные события и памятные даты нашей страны, историю возникновения и развития учебного заведения. Популярны тематические вечера и концерты, посвященные Дню воина - интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню независимости.
Метод положительного примера подразумевает проведение краеведческой и поисковой работы, создание музея, экскурсии по историческим и памятным местам родного края, походы по местам боевой славы. Организация встреч, круглые столы, пресс-конференции с ветеранами войны и труда, шефство над ветеранами войны и труда - дают возможность напрямую пообщаться с людьми, являющимися героями нашего времени.
Если брать метод упражнений, то он является наиболее обширным и заключается в проведении следующих форм гражданско-патриотической направленности: трудовые, экологические и благотворительные акции, тематические вечера по изучению национальной символики и геральдики, уроки мужества, «Вахта памяти». Сообща можно оснастить фойе, холлы, учебные аудитории государственной символикой Российской Федерации, родного края. Волонтерское движение с проведением акций «Милосердие» или «Спешите делать добро» - наиболее востребованная форма на данном этапе воспитания молодого поколения. Преподаватели физвоспитания и студенческий актив могут организовать спортивные соревнования, направленные на формирование навыков здорового образа жизни, провести набор в спортивные секции, сделать традиционными «Дни здоровья», туристические слеты, в том числе при поддержке предпринимательских слоев региона [6]. На разных уровнях (городском, районном) можно поучаствовать в смотрах-конкурсах патриотической песни, художественной самодеятельности, КВН, фестивалях военной песни. Невозможно обойти использование компьютерных технологий (тематические сайты, веб - странички, электронные журналы, участие в интернет - конференциях, интернет - форумах) [7].
Все эти формы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга в реализации задач гражданско-патриотического воспитания студентов через систему аудиторных и внеаудиторных воспитательных мероприятий.
Литература:
1. Молодёжь в пространстве политики (глобальные тенденции и региональный опыт исследования): монография / под. ред. проф. А.В. Глуховой. - Воронеж: «Научная книга», 2012.
2. Тонких В.А. Государственная символика России: прошлое и настоящее / В.А. Тонких, Л.В. Шевченко. – Воронеж, 2007.
3. Фарберова О.Е. Духовно-нравственное воспитание современной России / О.Е.Фарберова, В.А. Тонких // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: ежемесячный научный журнал. - №02 (73) февраль. - 2015.
4. Тонких В.А. Православная педагогика: учебное пособие/ В.А. Тонких, О.Е. Фарберова. – Воронеж: Научная книга, 2012.
5. Бухтоярова И.М. Восприятие традиционных ценностей в юношеской среде: к постановке проблемы / И.М. Бухтоярова, Н.А. Китаева, О.Е. Фарберова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: ежемесячный научный журнал. - №01 (72) январь. - 2015. - С 64-66
6. Фарберова О.Е. Роль российского предпринимательства в индустрии спорта / О.Е. Фарберова // Культура физическая и здоровье. – 2012. - №4. – С. 70-72.
7. Пономарёв А.И. Политическая социализация как компонента патриотического воспитания. Патриотическое воспитание студенческой молодёжи опыт технического вуза: Тезисы международной научно-практической конференции / Воронеж. гос. технол. акад. - Воронеж. 2005.