Потребительские общества и их союзы различно адаптируются на современном рынке потребительских товаров и услуг. Одни организации сначала сократили объемы хозяйственной деятельности, но быстро вписались в рыночную экономику и успешно конкурируют с частным сектором. Другие, оказавшись в кризисной ситуации, не смогли её преодолеть, и в связи с этим нуждаются в помощи организационной, методической и финансовой. Потребительская кооперация исторически сложилась как массовая, общественно-хозяйственная организация, основанная на кооперативной собственности, осуществляющая товарный обмен между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством. Потребительская кооперация Российской Федерации - это крупная многоотраслевая, общественно-хозяйственная организация, представляющая совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основе уставов в целях удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет финансовых и материальных взносов [1, с.6].
Основу организационно-правовой формы управления в потребительской кооперации представляют сельские, городские и районные потребительские общества. Они на основании решения пайщиков в целях взаимопомощи объединяются в территориально-производственные союзы. В Центросоюз России добровольно объединились потребительские общества. Потребительские общества и их союзы в своей деятельности руководствуются Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Союзы потребительских обществ и сами общества являются юридическими лицами. Они осуществляют хозяйствование на принципах хозяйственного расчета и имеют расчетные счета в банках. Хозяйственную деятельность ведут в соответствии с уставом и взаимоотношения между собой строят на добровольной основе, не вмешиваясь, в хозяйственную деятельность друг друга.
В интересах своих членов-пайщиков, базируясь на принципах кооперации и кооперативной собственности хозяйствования, потребительская кооперация в интересах своих членов-пайщиков занимается торговой и заготовительной деятельностью и осуществляет производственную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.
Возрастает число кооперативных предприятий по оказанию платных услуг.
Потребительская кооперация в своей собственности имеет значительное имущество, в том числе недвижимое в форме торговых предприятий питания, промышленных предприятий, складской сети, приемозаготовительных пунктов. Проведенная приватизация в России негативно отразилась на недвижимом имуществе потребительской кооперации. Её работники предприняли все возможные меры, чтобы по аналогии с государственными организациями получить в свою собственность часть имущества системы путем акционирования, образования обществ с ограниченной ответственностью, индивидуального предпринимательства на собственности потребительской кооперации. Этому процессу способствовал и Закон 1992 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации».
Однако только Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», принятый в 1997 г. четко определил в качестве субъекта собственности на имущество само потребительское общество, исключив из числа собственников физических лиц – пайщиков, признав за ними право лишь на внесенный пай.
За период 1991-2014 гг. потребительская кооперация лишилась многих объектов собственности. Самый значительный урон ее имуществу нанесен за пятилетие 1991-1995 гг. На начало 1996 г. по сравнению с 1991 г. число розничных торговых предприятий уменьшилось почти на 74 тыс. единиц, в том числе магазинов на 53 тыс.; предприятий питания – на 25 тыс. единиц, промышленных предприятий – на 2109, общетоварных складов на 10,8 тыс. единиц, селькоопзаготпромов – на 4398, приемозаготовительных пунктов – на 14,2 тыс. единиц. Потеря объектов недвижимого имущества была характерна в эти годы для всех регионов России, в том числе и для Центрально-Черноземного, где потребительская кооперация лишилась более половины розничных торговых предприятий, в том числе магазинов, предприятий питания и промышленного производства, складской сети.
Так, например, система Воронежского облпотребсоюза потеряла за эти годы 59% розничных предприятий, в том числе 25% магазинов, 68% предприятий питания, 45% промышленных предприятий, 59% общетоварных складов, 94% селькоопзаготпромов, 63% приемо-заготовительных пунктов.
Одна из причин падения объемов товарооборота, по мнению руководителей потребсоюзов, - это снижение денежных доходов сельского населения. Однако анализ показывает, что это не совсем так. Охват денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров, товарооборотом потребительской кооперации в сельских местностях систематически снижается, следовательно, не сами покупательные фонды, а снижение конкурентоспособности потребительской кооперации на рынке товаров и услуг – являются главной причиной уменьшения объема продаж.
О том, что потребительская кооперация не использует в полной мере свои конкретные возможности, свидетельствует и тот факт, что при росте денежных доходов населения, товарооборот на душу населения остается низким, при этом в Белгородской области он ниже, чем в среднем по Центросоюзу.
В производственной кооперативной деятельности отмечается снижение, но его темпы меньше, чем в кооперативной торговле. Постепенно положение в производстве потребкооперации стабилизируется. Восстанавливаются и появляются новые виды производств, расширяется ассортимент выпускаемой продукции. Для системы потребительской кооперации традиционны: хлебопечение, производство безалкогольных напитков, консервов, колбас и колбасных изделий.
Объемные показатели производства хлеба и хлебобулочных изделий в динамике выступают индикатором деятельности потребительских союзов, так как, данная продукция является товаром первоочередного спроса. Он обеспечивает прибыль и формирует ресурсы для торговли, удовлетворяющий потребительный спрос населения. С расширения производства, а именно, с производства хлеба и хлебобулочных изделий начинается стабилизация экономики потребительской кооперации.
По системе потребительской кооперации снизилось в 2013 г. производство колбасных изделий по сравнению с 1990 г. в 12,2 раза.
Особо из всех производств, которые традиционны для потребительской кооперации, следует рассмотреть рынок консервов. По системе потребительской кооперации в 1999 г. по сравнению с 1990 г. произошло снижение производства консервов всех видов почти в 11 раз, в 2012 г - почти в 15 раз.
По системе Центросоюза производство консервов, начиная с 2000 г. стабилизируется, за 2013 г. впервые достигнут небольшой рост – 3,1%, но это произошло за счет потребсоюзов других регионов. В Черноземье только Курские кооперативные организации достигли сколько-нибудь существенных результатов.
В наиболее сложном положении по Центросоюзу находится кооперативное производство кондитерских изделий. Снижение выпуска в этой отрасли за 25 лет (1990-2014 гг.) наблюдается по всем потребсоюзам Черноземья, кроме Липецкого, колеблется от 4,3 раза (Белгородский облпотребсоюз) до 1,6 раз (Воронежский облпотребсоюз), при средних данных по Центросоюзу – 14,5 раза.
Сокращение кондитерского производства прекратилось в 2000 г. Во всем регионе обеспечен его рост. Однако к 2013 г. объем производства вновь сократился кроме Тамбовской области. Динамика производства основных видов продукции в потребсоюзах представлена на рисунке 1.
|
Рис. 1. Динамика производства основных видов продукции на промышленных предприятиях Воронежского областного союза потребительских обществ
Большие изменения наблюдаются, также, в динамике производства безалкогольных напитков. Прежде всего, это объясняется тем, что, почти потерян этот сегмент на рынке.
В потребительской кооперации в начале века проводилась отраслевая структурная перестройка, связанная с увеличением производство пива, за счет чего вырос объем производства, а, следовательно, реализации. Освоили маломасштабное производство пива Курский и Тамбовский облпотребсоюзы.
Кроме традиционных отраслей производства, система потребительской кооперации в последнее время успешно развивает мукомольное и крупяное производство, осуществляет выпуск макаронных изделий, занимается переработкой рыбы и рыбопродуктов, квашением, солением, производит алкогольную продукцию, строительные материалы, мебель, оказывает услуги по пошиву одежды и т.д.
Для потребительской кооперации важно осуществление заготовительной деятельности. Так как одной из приоритетных задач является помощь пайщикам в продаже сельскохозяйственной продукции, выращенной в подсобных и приусадебных хозяйствах, сбора ягод, лекарственных трав и дикорастущих грибов, промыслов и т. д.
Заготовительная деятельность обеспечивает производство сырьем, а торговые организации – товарами. За счет сбыта сельскохозяйственного сырья и продуктов население увеличивает денежные доходы. Важнейшими значимыми для организаций потребительской кооперации Черноземья являются закупки овощей, картофеля и мясопродуктов.
Результаты мониторинга позволяют сделать вывод, что финансовый результат потребительской кооперации как многоотраслевой системы в целом обусловлен прибыльностью или убыточностью отдельных отраслей.
Уровень эффективности и влияющие на нее факторы в системе потребительской кооперации во многом определяются спецификой процесса воспроизводства данной отрасли экономики.
Однако существующие общие принципы и закономерности формирования величины эффекта, а также методы общественного учета эффективности выявляют особенности экономической эффективности деятельности организаций потребительской кооперации.
Литература:
1. Грищенко Н.В., Ольховиков А.А. Экономика потребительской кооперации / Н.В. Грищенко, А.А. Ольховиков // Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. – 169с.
2. Гусева Л.П. Научно-методические основы повышения эффективности деятельности организаций потребительской кооперации ЦЧР / Л.П. Гусева // Воронеж: Издательство «Истоки», 2004. – 256 с.
3. Гусева Л.П., Сыроижко В.В., Щеблыкина Н.И. Современная организационно-экономическая структура потребительской кооперации России / Л.П. Гусева, В.В. Сыроижко, Н.И. Щеблыкина // Крымский экономический вестник. 2014. № 2 (09). С. 179-184.
4. Гусева Л.П., Лахина Л.Ф., Сыроижко В.В. Этапы и социально-экономические основы развития потребительской кооперации в России / Л.П. Гусева, Л.Ф. Лахина, В.В. Сыроижко // Молодий вчений. 2014. № 5-1 (08). С. 85-91.
5. Егоров В.Г. Кооперация в современной России / В.Г. Егоров // СПб: Алетейя, 2013. - 607 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=138932
6. Сыроижко В.В., Воронова М.А., Кульнева И.И. Использование экономико-математических методов анализа в оценке деятельности кооперативных организаций / В.В. Сыроижко, М.А.Воронова, И.И. Кульнева // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 142-145.
7. Сыроижко В.В. Экономическое моделирование и рейтинговая оценка деятельности кооперативных организаций Воронежской области / В.В. Сыроижко // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 170-173.