Материально-техническая база розничной торговли потребительской кооперации – это совокупность складов, магазинов, других сооружений и устройств, обеспечивающих осуществление торгово-технологических операций и изменение форм стоимости товарной на денежную в процессе продажи товаров населению [2, с. 153].
От состояния материально-технической базы розничной базы розничной торговли, в том числе количества магазинов и мелкорозничной торговой сети, торговой площади, уровня специализации и типизации во многом зависит качество торгового обслуживания [7, с. 459].
Павловское районное потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное по территориальному признаку на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производительной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Общество создано в целях осуществления деятельности, направленной на удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.
Для выполнения этой цели Павловское райпо осуществляет следующие виды деятельности:
- оптовая и розничная торговля;
- закупка, заготовка, хранение, переработка сельскохозяйственной продукции;
- реализация сельскохозяйственных продуктов и продукции сельхозпереработки;
- производство продуктов питания, хлебобулочных, колбасных изделий, полуфабрикатов;
- услуги в сфере общественного питания и др.
Основной вид деятельности Павловского райпо – розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.
Торговое обслуживание сельских жителей осуществляется предприятиями розничной торговли Павловского райпо, в основном магазинами небольшой торговой площадью, которые наиболее оправданы в сельской местности.
Мелкорозничные торговые предприятия играют дополнительную роль в обслуживании населения. Они являются экономически эффективными и способствуют бесперебойному снабжению мелких населенных пунктов товарами первой необходимости [1, с. 28].
В Павловском райпо функционирует достаточно эффективная розничная торговая сеть, представленная стационарными и нестационарными торговыми объектами.
Динамика материально-технической базы розничной торговли Павловского райпо в 2011-2013 гг. отражена в таблице 1.
Аналитическая таблица отражает как положительные, так и отрицательные сдвиги в развитии материально-технической базы розничной торговли потребительского общества за исследуемый период.
Количество розничных торговых предприятий за исследуемый период сокращается. Более рациональному использованию материально-технической базы способствовало увеличение количества действующих магазинов. На 1 января 2014 года в Павловском райпо действуют 17 розничных торговых предприятий (в т. ч. 16 – магазинов), из них 1 специализированный магазин «Хозтовары» и 15 магазина со смешанным ассортиментом товаров, из них магазины-приемозаготовительные пункты – 12.
Удельный вес магазинов самообслуживания, в общем их количестве за исследуемый период повысился на 4,81 %, что говорит о повышении качества торгового обслуживания сельского населения. Однако основным видом розничных торговых предприятий остаются магазины со смешанным ассортиментом товаров [9, с. 73].
Количество специализированных розничных торговых предприятий практически не осталось, 1 магазин «Хозяйственные товары», удельный вес составил в 2011 г. – 7,69 %, в 2012 -2013гг. – 6,25 %. Снижение произошло в связи с увеличением количества розничных торговых предприятий [5, с. 364].
В связи с ростом в 2012 г. предприятий розничной торговли увеличивается и площадь розничных торговых предприятий.
По состоянию на 1 января 2014 года площадь 16 действующих предприятий розничной торговли составила 2842,8 кв.м., а торговая – 1118,6 кв. м. В 2012 году по сравнению с 2011 годом их общая площадь увеличилась на 430,3 кв. м., а торговая площадь – на 256,4 кв. м., что является положительным моментом.
Таблица 1
Динамика материально-технической базы розничной торговли Павловского райпо в 2011-2013 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+,-) |
|||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2012 г. от 2011 г. |
2013г. от 2012 г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество предприятий розничной торговли - всего, ед. |
47 |
47 |
45 |
- |
-2 |
Общая площадь, м2 |
6553,2 |
6553,2 |
6381,0 |
- |
-1722,0 |
Торговая площадь предприятий розничной торговли, м2 |
2662,7 |
2662,7 |
2577,1 |
- |
-85,6 |
в т. ч. действующие магазины (ед.) |
13 |
16 |
16 |
-3 |
- |
Общая площадь, м2 |
2412,3 |
2842,6 |
2842,8 |
430,3 |
- |
Торговая площадь предприятий розничной торговли, м2 |
862,2 |
1118,6 |
1118,6 |
256,4 |
- |
Из них магазины –приемозагото-вительные пункты (ед.) |
9 |
12 |
12 |
3 |
- |
Доля магазинов самообслуживания (%) |
7,69 |
6,25 |
12,5 |
-1,44 |
6,25 |
Специализированные магазины (ед.) |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
Мелкорозничные торговые предприятия |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
Сдано в аренду, ед. |
26 |
25 |
24 |
-1 |
-1 |
Общая площадь, м2 |
3051,3 |
2927,8 |
2842,8 |
-123,5 |
-85 |
Торговая площадь предприятий розничной торговли, м2 |
1226,6 |
1155,6 |
1118,6 |
-71,0 |
-37,0 |
Закрыто, ед. |
7 |
5 |
4 |
-2 |
-1 |
Общая площадь, м2 |
1089,6 |
782,6 |
695,4 |
-307,0 |
-87,2 |
Торговая площадь предприятий розничной торговли, м2 |
573,9 |
388,5 |
339,9 |
-185,4 |
-48,6 |
Как свидетельствуют данные таблицы количество розничных торговых предприятий сданных в аренду за исследуемый период уменьшается.
В 2012 году по сравнению с 2011 годом сданных в аренду уменьшилось на 1 розничное торговое предприятие и составило 25, площадью 2927,8 кв. м., торговой площадью 1155,6 кв. м. В 2013 году еще увеличилось на 1 торговое предприятие, площадью 85 кв. м., торговой площадью 37 кв. м [8, с. 202].
Остаются закрытыми в 2013 году 4 розничных торговых предприятия площадью 695,4 кв. м., торговой площадью 339,9 кв. м. Однако количество закрытых розничных торговых предприятия в исследуемом периоде уменьшается. Так, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. уменьшилось на 1 магазин, площадью 87,2 кв. м., торговой площадью 48,6 кв. м., а в 2012 г. по сравнению с 2011 г. уменьшилось на 2 магазина, площадью 307,0 кв. м., торговой площадью 185,4 кв. м.
Удельный вес мелкорозничных торговых предприятий не велик и составляет в 2011 г. – 7,7 %, в 2012 г. – 6,3 %, в 2013 г. – 6,3 %.
В Павловском районном потребительском обществе основным типом магазина, как и прежде, является магазин «Товары повседневного спроса» (ТПС), которые являются смешанными и на их долю приходится около 90 % среди остальных. Данный тип магазина является наиболее устойчивым.
Важное значение для развития розничной торговой сети имеет ее специализация, которая способствует повышению качества обслуживания, более полному удовлетворению спроса покупателей за счет предложения широкого ассортимента товаров [4, с. 128].
Уровень специализации розничных торговых предприятий Павловского райпо в 2011-2013 гг. отражен на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень специализации розничных торговых предприятий Павловского райпо в 2011-2013 гг., %
Материально-техническая база характеризуется количеством, качеством, производительностью и качеством оборудования, используемого в торгово-технологическом процессе [10, с. 153]. Контрольно-кассовое, измерительное, холодильное и другие виды оборудования имеются в розничных торговых предприятиях Павловского райпо. Улучшилась обеспеченность торговой сети Павловского райпо отдельными видами оборудования, но не все магазины располагают необходимыми средствами труда.
Таким образом, более рациональному использованию материально-технической базы способствовало увеличение количества действующих магазинов, осуществляющих обслуживание покупателей. Динамично развивающаяся эффективная розничная торговая сеть оказывает положительное влияние на конкурентоспособность потребительского общества [6, с. 43].
Наличие необходимой материально-технической базы и эффективность её эксплуатации влияют на реализацию товаров и обслуживания покупателей, результаты работы предприятия, повышение производительности персонала, сохранность товаров и др. [3, с. 108].
В Павловском потребительском обществе путями развития материально-технической базы ритейлера следует считать:
- увеличение сети действующих предприятий с учетом сданной в аренду и временно закрытой сети;
- приближение предприятий торговли к месту проживания населения;
- повышение конкурентоспособности потребительского общества и увеличение его доли в торговой площади региона;
- повышение степени оснащенности предприятий современной торговой мебелью и технологическим оборудованием;
- отбор торговых предприятий, в которых целесообразно в предстоящем периоде организовать торговый процесс по методу самообслуживания;
- в перспективе осуществить перевод магазинов на более рациональные режимы работы на основе изучения потоков покупателей.
Литература:
1. Баутин В.М., Серебрякова Н.А., Сидоров В.М. Устойчивое развитие предприятий на основе рационального использования ресурсов. Монография / В.М. Баутин, Н.А. Серебрякова, В.М. Сидоров; М-во образования и науки РФ, ГОУВПО «Воронежская государственная технологическая академия». Воронеж, 2011.
2. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник / Р.И. Бунеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 350 с.
3. Вертакова Ю.В., Серебрякова Н.А. Оценка формирования процесса управленческого консультирования [Текст] / Ю.В. Вертакова, Н.А. Серебрякова //Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 3-2. С. 103а-112.
4. Грищенко Н.В. Теория и практика формирования корпоративных образований: монография / Н. В. Сироткина, Н.В. Грищенко. – Воронеж: Научная книга, 2013. – 240 с.
5. Грищенко Н.В. Тенденции развития розничной торговли Воронежской области [Текст] / Н.В. Грищенко, А.А. Ольховиков // Экономика и предпринимательство. - №12 (ч.3). - 2014 - С. 363-365.
6. Грищенко Н.В. Практические аспекты повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия в условиях конкурентной среды [Текст] / Н.В. Грищенко, Е.В. Куликова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - №12. - 2014 - С. 42- 45.
7. Дашков Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью: Учебник / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. – М: Дашков и К, 2012. – 688 с.
8. Сапронова Л.М. Коммерческая деятельность в потребительской кооперации: курс лекций / Л.М. Сапронова, Г.В. Кирилаха, Н.Ф. Солдатова. – Воронеж: Научная книга, 2010. – 206 с.
9. Серебрякова Н.А. Маркетинговый инструментарий в сфере услуг (часть1) [Текст] / Н.А. Серебрякова // Теоретические и прикладные вопросы экономики сферы услуг. 2012. Т.1. № 5-1. С. 71-85.
10. Серебрякова Н.А. Методический подход к развитию управленческого консультирования [Текст] / Н.А. Серебрякова // Вестник Донского государственного университета.2012. Т. 12. № 5 (66). С. 150-155.