Дети в современной России: духовно-нравственное воспитание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 03.04.2015

Статья просмотрена: 468 раз

Библиографическое описание:

Тонких, В. А. Дети в современной России: духовно-нравственное воспитание / В. А. Тонких, О. Е. Фарберова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7.3 (87.3). — С. 74-75. — URL: https://moluch.ru/archive/87/17141/ (дата обращения: 16.11.2024).

Статья посвящена положению детей в современной России, духовно-нравственным основам воспитания детей.

Ключевые слова: дети, семья, современная Россия, духовно-нравственное воспитание.

В условиях духовно-нравственного кризиса в российском обществе возрастает роль духовно-нравственного воспитания. Данное обстоятельство ставит целью укрепление духовно-нравственных позиций личности и преодоления кризиса российской семьи. Именно семья является центром социально-экономической политики государства. А все связанные с ней ценности – материнство, детство, отцовство, культура и этика семейных отношений, включающие такие духовно-нравственные качества, как любовь, уважение, взаимопомощь, ответственность, становятся фундаментом общества. Для нормального существования семьи необходимо создание благоприятных условий, в которых она могла бы плодотворно развиваться [1].

 Положение детей в семье должно рассматриваться государством как ведущий критерий зрелости и жизнеспособности самого общества, степени его цивилизованности. Из года в год в новейшей истории России сокращается общая численность детей. Если в 1995 году в РФ насчитывалось 33,6 млн. лиц в возрасте моложе трудоспособного и 37,1 млн. пенсионеров, то в 2000 году этот показатель составил соответственно 28,4 и 38,4 млн., а в 2012 году – 24,1 и 40,57 млн. [2]. Численность российских детей, таким образом, существенно уступает численности пенсионеров. Такая тенденция растет из года в год – российское население стареет. Это – количественный показатель, не отражающий качества состояния детства в стране.

 Одной из острых проблем детства является проблема детского сиротства. В современной России, по данным известного писателя, академика РАО, председателя Российского детского фонда А.А. Лиханова, 750 тысяч несовершеннолетних сирот, из которых около 500 тысяч живут в семьях родственников, а четверть миллиона в государственных сиротских учреждениях. С 1988 года в сиротство «опрокинулось» один миллион 700 тысяч детей, из них миллион уже вышли из детских лет. На конец 2013 года в России насчитывалось 643 757 сирот, большая часть которых жила в замещающих семьях – усыновлены, в приемных семьях, на патронате и под опекой. В детских домах находилось 107 тыс. детей, из которых 80 % составляли дети при живых родителях (так называемые социальные сироты) [3]. Стратегической задачей государства на ближайшую перспективу должна стать полная ликвидация детского сиротства в стране.

 Справедливости ради, надо сказать о том, что в укреплении семьи и здоровья ее членов имеются определенные позитивные тенденции. Прежде всего, сократилась младенческая смертность с 19 286 в 2000 году до 16306 в 2012 году (соответственно на 10 000 родившихся показатели составили 153,3 и 86,4) [4]. Надо и дальше наращивать усилия медицины в данном направлении.

Неоценимую роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в сохранении и приумножении семейных ценностей и традиций играет Российский детский фонд, много лет возглавляемый писателем А. Лихановым. За более четверть века своего существования фонд разработал и реализовал такие программы, как «Детский туберкулёз», «Семейный детский дом», «Глухие дети», «Духовная защита и еще 25 других важных и нужных направлений. По программе «Детский туберкулёз» фонд оказывает помощь детям, проходящим лечение в противотуберкулёзных профилакториях. В стране ныне 280-290 тысяч детей ежегодно заболевают этой страшной болезнью. Программа «Коровье стадо Детского фонда» предусматривает передачу купленных фондом животных в многодетные семьи и далее – от одной семье к другой. Проект фонда «За решёткой – детские глаза» нацелен на помощь детям, живущим в женских колониях со своими матерями [5].

Из первоочередных мер формирования духовно-нравственного начала в обществе, во-первых, необходимо возродить опыт русского классического образования, прекратить бесконечные бессмысленные реформы в сфере детского образования, включая пресловутую систему ЕГЭ. Во-вторых, возрождение системы профессионально-технического образования позволило бы государству не только восполнить рабочие места в производстве, но и обеспечить достойной работой миллионы молодых людей.

 В условиях, если с социально-нравственной, духовной проблемой не справляется или не желает справляться государство, в решении этой проблемы должна активно участвовать церковь. «…Почему бы не распахнуть широко двери больниц, сиротских заведений, хосписов, но особенно учреждений для детей покинутых и больных – женскому монашеству. И сестричеству… Боятся церкви. А она – спасительна всегда. Особенно же когда человек беспомощен, болен, мал, одинок и надобно его спасти не по службе, не за зарплату и ругань, но еще по сердечной, Божеской, уверенности в святости этой поддержки»,- пишет А. Лиханов [6]. Русская православная церковь и мыслящие отечественные педагоги стоят на пути внедряемой на западе ювенальной юстиции.

Именно Русская православная церковь как ведущий социальный институт современного общества, пользующийся доверием абсолютного большинства граждан России, должна взять на себя спасительный крест и совершить в очередной раз духовный подвиг, который под стать великому церковному служению на земле. В духовно-нравственном воспитании ребенка первостепенную роль играет воспитание любви к Богу. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан.4, 16). «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Иоан.4, 19). Все духовное и нравственное воспитание, религиозное или светское, должно быть проникнуто воспитанием доброты, любви, уважения, милосердия, сострадания [7].

Только при таких условиях в России появится гуманное общество, Российское государство станет, наконец, социальным, а население, особенно дети, – социально, экономически, духовно и нравственно защищенными. Только тогда появится возможность максимально использовать человеческий потенциал для решения социально-экономических и духовно-нравственных задач, стоящих перед современным российским обществом.

 

Литература:

1.      Бухтоярова И.М. Восприятие традиционных ценностей в юношеской среде: к постановке проблемы / И.М. Бухтоярова, Н.А. Китаева, О.Е. Фарберова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: ежемесячный научный журнал. - №01 (72) январь. - 2015.

2.      Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сборник. - М.: Росстат, 2013.- С.31.

3.      Астахов П. «В России никогда не будет брокеров, торгующих детьми» / П. Астахов // Известия.- 2013.- 3 декабря.

4.      Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сборник. - М.: Росстат, 2013.- С.102.

5.      Лиханов А. Детский мир глазами взрослых / А. Лиханов // Аргументы неделi.- 2012.- №39.

6.      Лиханов А. Правда, обжигающая душу / А. Лиханов // Литературная газета.- 2010.- №35.

7.      Тонких В.А. Православная педагогика: учебное пособие/ В.А. Тонких, О.Е. Фарберова. – Воронеж: Научная книга, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, духовно-нравственное воспитание, современная Россия, детское сиротство, Положение детей, Российский детский фонд, Россия, Русская православная церковь, семья.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Этнокультурного воспитание детей дошкольного возраста, исследования Российских ученных в области нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое сопровождение нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

В статье авторы представляют свое видение системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания подростков в условиях современной школы с позиции традиций, перспективы нравственного воспитания в современной школе.

Формирование у детей семейных ценностей и их роль в воспитании подрастающего поколения

В статье автор исследует процесс формирования семейных ценностей у детей, негативные и позитивные влияния на сохранение традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов

В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Культура родительства и семейные ценности в современном мире

В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка

В работе автор рассматривает как можно формировать духовно-нравственные качества у младших школьников, какую роль играет семья в духовном становлении детей.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Этнокультурного воспитание детей дошкольного возраста, исследования Российских ученных в области нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое сопровождение нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

В статье авторы представляют свое видение системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания подростков в условиях современной школы с позиции традиций, перспективы нравственного воспитания в современной школе.

Формирование у детей семейных ценностей и их роль в воспитании подрастающего поколения

В статье автор исследует процесс формирования семейных ценностей у детей, негативные и позитивные влияния на сохранение традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов

В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Культура родительства и семейные ценности в современном мире

В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка

В работе автор рассматривает как можно формировать духовно-нравственные качества у младших школьников, какую роль играет семья в духовном становлении детей.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Задать вопрос