В статье приведены требования, принципы и методы художественного проектирования спецодежды. Анализ существующих методов проектирования швейных изделий показал необходимость их существенной корректировки при проектировании формы и конструкции изделий из новых структур тканей, отличающихся свойствами от аналогов.
Новые методы проектирования изделий должны опираться на глубокие знания свойств материалов, с одной стороны, и на теорию упругих оболочек с другой, основанных на исследованиях формообразований способности нового смешанного материала.
Каждый вид изделия в зависимости от условий эксплуатации может иметь различное назначение: специальное, повседневное, домашнее, для отдыха и спорта и др.
К спецодежде предъявляется комплекс требований: потребительских и производственных. К основным потребительским требованиям относятся нижеследующие:
— изделия, которые должны иметь красивый внешний вид, быть удобными в носке, защищать от вредных производственных факторов и сохранять цвет, размеры и форму, приданные им в процессе проектирования и изготовления. При этом в течение гарантийного срока эксплуатации должно быть обеспечено сохранение прочности изделия к разрывным нагрузкам и истиранию, а также к воздействию светопогоды; в каждом изделии должны быть соблюдены в пределах требуемых параметров такие показатели, как давление изделия на тело человека, воздухопроницаемость швейных изделий, его сорбционные и теплозащитные свойства и другие.
Одним из ведущих требований, предъявляемых к изделиям в условиях рынка, является их конкурентоспособность, которая предполагает комплекс потребительских, функциональных и стоимостных характеристик, определяющих высокий потребительский спрос продукции. А в условиях повышенной температуры и интенсивной солнечной радиации еще и соответствие гигиеническим требованиям, влияющее на тепловое состояние человека и процесс терморегуляции.
Этим свойствам лучше всего удовлетворяют изделия из натуральных волокон (хлопок, шерсть, лен). Одно или несколько из приведенных требований, в зависимости от назначения изделий, служат как бы главными. Соблюдение главных требований в строго установленных пределах обязательно. Остальные требования обеспечиваются показателями, возможно близкими к лучшим.
Так, например, для верхних швейных изделий главными требованиями являются: сохранение красивого внешнего вида, размеров и формы изделия в носке при условии возможно большего удобства. В то же время для специальной одежды главным является требование удобства человека в изделии при выполнении рабочих движений, защита от действия вредных факторов при условии соблюдения красивого внешнего вида. Помимо удобства в носке, создаваемого плотным прилеганием изделия к фигуре, главным будет еще и требование обеспечить давление облегающего изделия на тело человека менее допускаемого, при возможно красивом внешнем виде и достаточной прочности изделия.
Средство выполнения приведенных требований потребителей к швейным изделиям — выбор для каждого конкретного случая оптимальных размеров деталей изделий и их конфигурации, т. е. создание рациональных конструкций изделий [1].
Потребитель и его желания давно стали важнейшим фактором формирования спроса на одежду. Таким образом, складываются принципы, отвечающие представлениями покупателей об эстетичности, качестве и особенно комфортности с учетом свойств материала. Их многообразие приводит к свободе и демократичности в моде. Данная свобода относится и к модным направлениям применительно к специальной одежде.
Спецодежда должна быть не только красива, но удобна и практична. Благодаря этому спецодежду удалось сделать ярче и разнообразнее. Основными факторами, определяющими моду в спецодежде, являются цвет, силуэт и форма изделий, пропорции, характер деталей и отделок.
Предмет профессиональной деятельности дизайнера в области проектирования и моделирования спецодежды — это поиск, проектирование новых структур ткани, колорита, деталей отделки, новых форм в одежде и воплощение их в материале, иначе моделирование формы одежды [2].
Структура спецодежды определяется размерами, формой и взаимным расположением составляющих его элементов: петель, набросков, протяжек, дополнительных нитей [3, 4]. Именно фактура играет основную роль в образном, стилевом решении традиционных швейных изделий.
Сырье является одним из главных факторов для расширения традиционного ассортимента швейных изделий. Применяя различные виды сырья на одном и том же рисунке, при одних и тех же цветовых сочетаниях можно достичь совершенно различных эффектов.
Разработка новых переплетений для традиционных швейных изделий связана как с повышением уровня их художественного оформления, так и с улучшением потребительских свойств (износостойкости, формоустойчивости, гигроскопичности и др.).
Наиболее распространенным приемом отделки традиционных швейных изделий является отделка дополнительными деталями, выработанными переплетениями ластик (манжетами, воротниками, карманами и др.).
Использование в практике вышеперечисленных способов художественного оформления дает возможность на основе различных видов отделки в структуре ткани значительно расширить традиционный ассортимент выпускаемых изделий.
Швейное производство располагает огромным разнообразием переплетений, и специалисты ведут постоянный поиск их новых структур. Знание структурных особенностей тех ли иных видов переплетений позволяет улучшать качество изделий, получать требуемые показатели их свойств и внешнего вида, разнообразить ассортимент изделий. Внешний вид швейных изделий определяется в значительной степени структурой и фактурой ткани. От них во многом зависит, насколько оригинален и соответствует определенным изделиям рисунчатый эффект, а также как сидит на фигуре человека и носится в процессе эксплуатации. Разработка новых структур и фактур ткани с различной цветопластической поверхностью имеет большое значение для повышения эффективного швейного производства и расширения рисунчатых возможностей оборудования, ассортимента швейных изделий.
Новый подход к швейному производству в Узбекистане, внедренные и внедряемые крупные инвестиции в отрасль, позволили создать новые предприятия, оснастить их новейшим швейным и отделочным оборудованием мирового уровня. Это в свою очередь дало возможность созданию новых видов изделий за счет расширения технологических возможностей машин, внедрит системы автоматизированного проектирования одежды. Дальнейшее освоение технологических возможностей нового швейного оборудования и разработка новых технологических приемов и принципов выпуска тканей и изделий из них, разработка оригинальных переплетений с заранее заданными свойствами являются основными направлениями научных исследований для качественного улучшения швейной продукции.
Швейное производство пополняется новыми машинами с неограниченными возможностями. Расширение ассортимента сырья для выработки тканей специального назначения создает условия для получения разнообразных рисунчатых эффектов благодаря определенным сочетаниям пряжи, нити и отделки. Конкретные требования к швейным изделиям направляют творческую мысль на создание новых структур тканей, а знание особенностей их строения и свойств позволяет выбрать ту или иную структуру для достижения, желаемого результата.
Любое новое переплетение материала может содержать только элементы структуры главных, производных или рисунчатых переплетений. Новизна переплетения может заключаться в новом взаиморасположении этих элементов, их комбинировании [5].
Художественное формирование орнамента происходит путем сочетания различных элементов, имеющих геометрическую или изобразительную форму. Эти элементы располагаются таким образом, что создают выразительный образ орнамента (или изделия), оказывающий эмоциональное воздействие на человека.
Одежда составляет существенную часть конечного продукта производства легкой промышленности, от качества и структуры ассортимента, от которого во многом зависит полнота удовлетворения личных потребностей населения. Анализ литературы [6, 7] и опыта швейной и других отраслей легкой промышленности показывает, что качественные характеристики продукции закладываются при разработке проекта, обеспечиваются при ее изготовлении и поддерживаются в процессе эксплуатации. Проектирование, технология пошива являются наиболее ответственными этапами в жизненном цикле изделий, определяющие качество будущей продукции, экономическую эффективность ее производства и потребления.
В Республике Узбекистан с учетом резкоконтинентальных, жарких климатических условий развивается производство различных швейных изделий из натуральных смесовых волокон, в том числе из хлопка и натурального шелка.
Однако, изделия из натурального волокон, наряду с хорошими гигиеническими свойствами имеют ряд отрицательных свойств: сминаемость, высокая усадка, сравнительно небольшая прочность при разрыве и удлинении, низкая формоустойчивость. Лучший эффект дает использование хлопка в смеси с другими химическими или натуральными волокнами [8–11].
Химические волокна при многих положительных качествах имеют и существенные недостатки такие как, низкая гигроскопичность, плохая воздухопроницаемость, особо ограничивающие их применение в регионах с жарким климатом. Поэтому в перспективе во всем мире при производстве хлопчатобумажных швейных изделий четко наметилась тенденция замены химических волокон натуральным шелком для некоторых категорий швейных изделий [9].
Хлопок и шелк являются национальным богатством Узбекистана. Развитие шелковой отрасли в Узбекистане весьма перспективно и использование натурального шелка в смеси хлопком позволяет создать целую гамму новых обладающих свойствами шелка изделий с учетом тенденций развития моды, сезона эксплуатации и возрастных групп. Однако, следует отметить, что высокая стоимость натурального шелка делает эти изделия малодоступными для всех слоев населения, а использование его в сочетании с более дешевыми натуральными волокнами, например с хлопком, считается наиболее эффективным, и позволяет вырабатывать ассортимент швейных изделий с высокими прочностными свойствами, формоустойчивостью и красивым внешним видом.
Однако, выполненные исследования посвящены проектированию традиционных тканей и изделий из них.
Анализ существующих методов проектирования швейных изделий показал необходимость их существенной корректировки при проектировании формы и конструкции изделий из новых структур тканей, отличающихся свойствами от аналогов.
Новые методы проектирования изделий должны опираться на глубокие знания свойств материалов, с одной стороны, и на теорию упругих оболочек с другой, основанных на исследованиях формообразований способности нового смешанного материала.
Литература:
1. Гусейнов Г. М., Ермилова В. В., Ермилова Д.Ю Композиция костюма // учебное пособие для студентов высшей учебной заведении-М: Издательский центр «Академия» -2003г. 432 с.
2. Сурикова Г. И., Флерова Л. Н., Юдина Л.П Использование свойств полотна при конструировании швейных изделий // -М: «Легкая и пищевая промышленность»-1981г. 198с.
3. Кормилова Д. Н. Моделирование и художественное оформление одежды //; -М:-2000г.
4. Козлова. Т. В. Основы теории проектирования костюма // М. Легпромбытиздат. -1988 г.
5. Л. Н. Флерова, Л. В. Золотцева Технология и оборудование швейно-швейного производства//Высшая школа-М: 1986. стр. 88.
6. Филатова Н. А. Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века // -М: 2004 г.
7. Кучерова Е. А., Разработка автоматизированной системы управления процессами подготовки производства швейных изделий на основе показателей сложности раскроя и пошива // Автореферат на соискание ученой степени кандидата технических наук. Ижевск 2004 г.
8. Романов В. Е. Системный подход к проектированию спецодежды. М., «Лёгкая и пищевая промышленность», 1981.
9. Кокеткин П. П., Чубарова З. С. Промышленное проектирование спецодежды», М., «Лёгкая и пищевая промышленность», 1982.
10. Камилова Х. Х. Исследование и разработка летней мужской одежды для условий Средней Азии». Дисс. На соиск. учён. степ. к.т.н., М.,1978
11. Пулатова С. У. Исследование и разработка спецодежды для хлопкоробов Средней Азии». Дисс. На соиск. учён. степ. к.т.н., М.,1990.