В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.
Ключевые слова: здоровый образ жизни студентов, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическое совершенствование, студенческая молодежь.
Задачи, стоящие перед республикой в экономической, политической и социальной сферах могут быть успешно разрешены при условии создания объективных предпосылок и государственных гарантий, способствующих всестороннему развитию творческой деятельности человека. И роль оздоровительной физической культуры и здорового образа жизни, начиная со студенческих лет в этом деле особенно велика.
В настоящее время физкультурно-оздоровительная работа со студенческой молодежью претерпевает ряд структурных и организационных преобразований. Ученые и практики ведут поиск новых направлений, форм и методов работы с различными контингентами населения. Здоровье играет определяющую роль в жизни человека, особенно в молодом возрасте. Образ жизни является базисом здоровья, поэтому необходимо разработать систему обучения здоровому образу жизни для студенческой молодежи.
Проблема здорового образа жизни подвергнута анализу в трудах ученых философов, социологов, медиков, психологов и педагогов. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В связи с вышеизложенным, мы в своей работе поставили цель — определить интересы, мотивы и отношения учащейся молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить причины, препятствующие активным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью студенческой молодежи.
2. Выявить средства формирующие интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Здоровый образ жизни трактуется как типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, объединяющей нормы, ценности, смыслы регулируемой ими деятельности и ее и результаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному выполнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций.
В литературных источниках имеются работы, посвященные анализу физкультурных интересов и мотиваций уровня физической подготовленности, организации занятий направленных на улучшение физического состояния учащейся молодежи. Однако в данных работах нет взаимосвязи между решаемыми проблемами. Выявлено, что в последние годы внимание ученых обращено к факторам, оказывающим воздействие на отношение студентов к физкультурно-оздоровительным занятиям. Это связано с тем, что попытки решить проблему формирования у занимающихся активного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности на основе обыденных представлений и традиционных методов не дают должного эффекта, нужны принципиально новые подходы.
В ряде работ обращается внимание на необходимость информационного подхода к решению проблемы повышения физкультурной грамотности студенческой молодежи. Недостаточно работ, посвященных анализу педагогической организации информационного воздействия на отношение молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности. В современных условиях все возрастающее значение приобретает массовая оздоровительная физическая культура. Более того, имеются все основания полагать, что социально обусловленная необходимость целенаправленного совершенствования здоровья человека должна трансформироваться в культурную потребность, в стремление к физическому совершенствованию. Поэтому проблема формирования, а в последующем поддержания уровня физической активности, ведения здорового образа жизни является весьма актуальной.
Принципиальная основа для использования средств оздоровительной физической культуры в учебном процессе студентов сводится не только к формированию тренировочных эффектов — важнейшего результата систематических занятий физическими упражнениями. Наряду с этим следует учитывать целый ряд оздоровительных эффектов реализующихся благодаря другим механизмам жизнедеятельности. Такими эффектами: являются оптимизация двигательной активности, самостоятельная организация здорового образа жизни, стремление физическому совершенствованию. Огромный опыт использования средств физической культуры свидетельствует о том, что для достижения оздоровительного результата нет необходимости применения большого количества физических упражнений. К таким средствам оздоровительных занятий мы относим оздоровительный бег, шейпинг, дыхательные гимнастики, виды восточных единоборств, спортивные и подвижные игры, атлетическая гимнастика, плавание и др.
Выводы:
1. Наиболее сдерживающим фактором в приобщении студенческой молодежи к занятиям физической культурой является отсутствие свободного времени (25,2 %). В связи с этим, требуется улучшение пропаганды для осознания молодежью значимости занятий физическими упражнениями и в целом здорового образа жизни. Для этого лучше воздействовать на молодых людей беседами, правильной организацией занятий по физическому воспитанию, а также средствами массовой информации. Кроме того, необходимо ставить каждого студента в центр внимания, индивидуально подходить при выборе физических упражнений, оценке его деятельности с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья.
2. Практические занятия по физическому воспитанию являются наиболее значимым средством формирующим интерес к ним (37,1 %). При этом ведущие цели к занятиям физической культуры у молодежи связаны с улучшением здоровья и повышением физической подготовленности. В тоже время занятия по физическому воспитанию не удовлетворяют потребность учащейся молодежи к ним в том, что они не учитывают личностных характеристик, не улучшают компоненты здоровья и не направлены на физическое совершенствование. Таким образом, содержание физического воспитания должно быть в корне пересмотрено.
3. Для эффективного внедрения компонентов здорового образа жизни нужны многолетние исследования включающие изучение в динамике влияния различных факторов на развитие и формирование у молодежи положительного отношения к занятиям физической культурой, поиск и разработку оздоровительных, педагогических и психологических основ и механизмов воздействия для физического совершенствования учащейся молодежи и методов управления ею, а также определения причин, объективно препятствующих этому процессу.