Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 07.04.2015

Статья просмотрена: 3773 раза

Библиографическое описание:

Смурыгина, Л. В. Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры / Л. В. Смурыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 444-445. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17051/ (дата обращения: 16.10.2024).

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Ключевые слова: здоровый образ жизни студентов, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, физическое совершенствование, студенческая молодежь.

 

Задачи, стоящие перед республикой в экономической, политической и социальной сферах могут быть успешно разрешены при условии создания объективных предпосылок и государственных гарантий, способствующих всестороннему развитию творческой деятельности человека. И роль оздоровительной физической культуры и здорового образа жизни, начиная со студенческих лет в этом деле особенно велика.

В настоящее время физкультурно-оздоровительная работа со студенческой молодежью претерпевает ряд структурных и организационных преобразований. Ученые и практики ведут поиск новых направлений, форм и методов работы с различными контингентами населения. Здоровье играет определяющую роль в жизни человека, особенно в молодом возрасте. Образ жизни является базисом здоровья, поэтому необходимо разработать систему обучения здоровому образу жизни для студенческой молодежи.

Проблема здорового образа жизни подвергнута анализу в трудах ученых философов, социологов, медиков, психологов и педагогов. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В связи с вышеизложенным, мы в своей работе поставили цель — определить интересы, мотивы и отношения учащейся молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.            Определить причины, препятствующие активным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью студенческой молодежи.

2.            Выявить средства формирующие интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Здоровый образ жизни трактуется как типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, объединяющей нормы, ценности, смыслы регулируемой ими деятельности и ее и результаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному выполнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций.

В литературных источниках имеются работы, посвященные анализу физкультурных интересов и мотиваций уровня физической подготовленности, организации занятий направленных на улучшение физического состояния учащейся молодежи. Однако в данных работах нет взаимосвязи между решаемыми проблемами. Выявлено, что в последние годы внимание ученых обращено к факторам, оказывающим воздействие на отношение студентов к физкультурно-оздоровительным занятиям. Это связано с тем, что попытки решить проблему формирования у занимающихся активного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности на основе обыденных представлений и традиционных методов не дают должного эффекта, нужны принципиально новые подходы.

В ряде работ обращается внимание на необходимость информационного подхода к решению проблемы повышения физкультурной грамотности студенческой молодежи. Недостаточно работ, посвященных анализу педагогической организации информационного воздействия на отношение молодежи к физкультурно-оздоровительной деятельности. В современных условиях все возрастающее значение приобретает массовая оздоровительная физическая культура. Более того, имеются все основания полагать, что социально обусловленная необходимость целенаправленного совершенствования здоровья человека должна трансформироваться в культурную потребность, в стремление к физическому совершенствованию. Поэтому проблема формирования, а в последующем поддержания уровня физической активности, ведения здорового образа жизни является весьма актуальной.

Принципиальная основа для использования средств оздоровительной физической культуры в учебном процессе студентов сводится не только к формированию тренировочных эффектов — важнейшего результата систематических занятий физическими упражнениями. Наряду с этим следует учитывать целый ряд оздоровительных эффектов реализующихся благодаря другим механизмам жизнедеятельности. Такими эффектами: являются оптимизация двигательной активности, самостоятельная организация здорового образа жизни, стремление физическому совершенствованию. Огромный опыт использования средств физической культуры свидетельствует о том, что для достижения оздоровительного результата нет необходимости применения большого количества физических упражнений. К таким средствам оздоровительных занятий мы относим оздоровительный бег, шейпинг, дыхательные гимнастики, виды восточных единоборств, спортивные и подвижные игры, атлетическая гимнастика, плавание и др.

Выводы:

1.         Наиболее сдерживающим фактором в приобщении студенческой молодежи к занятиям физической культурой является отсутствие свободного времени (25,2 %). В связи с этим, требуется улучшение пропаганды для осознания молодежью значимости занятий физическими упражнениями и в целом здорового образа жизни. Для этого лучше воздействовать на молодых людей беседами, правильной организацией занятий по физическому воспитанию, а также средствами массовой информации. Кроме того, необходимо ставить каждого студента в центр внимания, индивидуально подходить при выборе физических упражнений, оценке его деятельности с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья.

2.         Практические занятия по физическому воспитанию являются наиболее значимым средством формирующим интерес к ним (37,1 %). При этом ведущие цели к занятиям физической культуры у молодежи связаны с улучшением здоровья и повышением физической подготовленности. В тоже время занятия по физическому воспитанию не удовлетворяют потребность учащейся молодежи к ним в том, что они не учитывают личностных характеристик, не улучшают компоненты здоровья и не направлены на физическое совершенствование. Таким образом, содержание физического воспитания должно быть в корне пересмотрено.

3.         Для эффективного внедрения компонентов здорового образа жизни нужны многолетние исследования включающие изучение в динамике влияния различных факторов на развитие и формирование у молодежи положительного отношения к занятиям физической культурой, поиск и разработку оздоровительных, педагогических и психологических основ и механизмов воздействия для физического совершенствования учащейся молодежи и методов управления ею, а также определения причин, объективно препятствующих этому процессу.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, студенческая молодежь, физическое воспитание, физическое совершенствование, оздоровительная физическая культура, учащаяся молодежь, физическая культура, физкультурно-оздоровительная деятельность, занятие, физическая подготовленность.


Похожие статьи

Использование педагогических технологий в физическом совершенствовании студенческой молодежи

В работе рассматриваются возможности использования педагогических технологий оздоровления и физического совершенствования студентов. Представлены формы, содержание и контроль самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

В статье рассмотрены негативные тенденции динамики состояния здоровья школьников и роль системы образования в формировании и сохранении здоровья подрастающего поколения. Приведены рекомендации по организации учебного процесса. Среди способов улучшени...

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

Концепты развития студенческого спорта в России

В статье раскрыта необходимость формирования устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом в молодежной среде как базиса всестороннего и полноценного развития личности, приведена структура студенческого спорта в России, предложен ком...

Социально-гигиенические особенности формирования здоровьесберегающего поведения у студентов

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2014г. в КГБОУ НПО "ПЛ № 46" города Ачинска и направленного на анализ основных проблем студенческой молодежи в сфере сохранения ее здоровья и формирования здоровьесберегающего поведения и ...

Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников

В статье рассматривается проблема ухудшения здоровья и снижения адаптационных возможностей организма младших школьников. Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших школьников, главным образом за счет применения на уро...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию

Статья посвящена обоснованию эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Похожие статьи

Использование педагогических технологий в физическом совершенствовании студенческой молодежи

В работе рассматриваются возможности использования педагогических технологий оздоровления и физического совершенствования студентов. Представлены формы, содержание и контроль самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

В статье рассмотрены негативные тенденции динамики состояния здоровья школьников и роль системы образования в формировании и сохранении здоровья подрастающего поколения. Приведены рекомендации по организации учебного процесса. Среди способов улучшени...

Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом

В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость з...

Концепты развития студенческого спорта в России

В статье раскрыта необходимость формирования устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом в молодежной среде как базиса всестороннего и полноценного развития личности, приведена структура студенческого спорта в России, предложен ком...

Социально-гигиенические особенности формирования здоровьесберегающего поведения у студентов

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2014г. в КГБОУ НПО "ПЛ № 46" города Ачинска и направленного на анализ основных проблем студенческой молодежи в сфере сохранения ее здоровья и формирования здоровьесберегающего поведения и ...

Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников

В статье рассматривается проблема ухудшения здоровья и снижения адаптационных возможностей организма младших школьников. Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших школьников, главным образом за счет применения на уро...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию

Статья посвящена обоснованию эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Задать вопрос