В статье анализируются параметры интегральной подготовленности студентов.
Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, студенты.
Гармоничность физического развития человека — один из важнейших показателей его здоровья. От гармоничности физического развития студентов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды [2].
Под физическим развитием [3] понимают комплекс морфофункциональных показателей, которые при совокупности с функциями других приемов и систем организма обеспечивает жизнедеятельность организма. Изучение и оценка показателей физического развития имеет большое значение в практике оздоровительной физической культуры. Большинство из них являются интегральными параметрами с учетом, которых в дальнейшем даётся оценка состояния и функций жизнедеятельности различных органов и систем организма. Полученные нами данные подтверждают эту тенденцию.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе Международного Вестминстерского университета в Ташкенте. В нем приняли участие студенты 1–4 курсов занимающиеся мини-футболом. В задачи исследования входило определить параметры физического развития и физической подготовленности.
Определяли следующие показатели физического развития: длина тела (см), масса тела (кг), индекс массы тела (кг)/м²), и физической подготовленности: бег на 30м (с), 3×50м (с), прыжок в длину с места (см), пятикратный прыжок (м), подтягивание на высокой перекладине (количество).
Результаты подверглись вариационно-статистической обработке с использованием компьютерной программы «Windows-Excel».
Результаты исследования их обсуждения. В среднем возраст обучающихся = 21,6±0,9 лет, длина тела составила = 176,6±5,0 см. Выше этого параметра выявлено у восьми юношей (53,3 %). Среднее значение в массе тела = 68,9±9,5 кг, высокий коэффициент вариации 14 %. У многих юношей масса тела в норме (у двенадцати студентов — 80 %), у двух юношей избыточный вес, одного ожирения — 30,3 кг/м², а в среднем = 22,7±3,9кг/м² при высоком коэффициенте вариации — 13,2 %.
В беге на тридцать метров со старта средний показатель (= 4,2±0,2 с). Высокий ранг влияния — 10, как и в прыжках в длину с места. Эти показатели скоростно-силовых качеств в мини-футболе имеют особую значимость, так как передвижение игроков происходит в основном на короткие отрезки 5–15 метров и участники игры очень часто встречаются с мячом и с соперником. В пятикратном прыжке высокий коэффициент вариации — 10, в среднем = 14,4±1,4 м. Выше среднего у восьми студентов (53 %). В подтягивании в среднем = 11,9±3,0 раза и очень высокий коэффициент вариации 25,4 %. Практически в учебно-тренировочном процессе необходимо обратить внимание на использование средств скоростно-силовой подготовки являющееся основой специальной физической готовности. В тоже время у студентов ТУИТ длина тела в среднем = 179±1,1см, масса тела = 70±1,2кг. В пятикратном прыжке следующие данные = 10,9±0,1м, подтягивание =10,0±0,5, в повторном беге 3×50м = 22,8±0,1с (Таблица).
У студентов Ташкентского Государственного Экономического университета в среднем длина тела в среднем = 175,7±1,1см, масса тела = 61,3±1,6кг. В прыжках в длину с места = 242,3±6,8см. Индекс массы тела составил = 19,7±0,7кг/м² [1].
Таблица
Параметры интегральной подготовленности студентов Международного Вестминстерского университета в Ташкенте
№ |
Фамилия,имя |
Возраст, лет |
Длина тела, см |
Масса тела, кг |
30 м, с |
3×50м, с |
Прыжок в длину с места, см |
5-й прыжок, м |
Подтягивание, раз |
ИМТ, кг/м² |
1 |
Ж-в Э. |
22 |
168 |
58 |
4,4 |
24,7 |
235 |
14 |
10 |
22 |
2 |
Х-в И. |
22 |
183 |
80 |
4,6 |
23,15 |
240 |
15,5 |
11 |
21 |
3 |
С-в Х. |
23 |
178 |
80 |
4,0 |
23,15 |
240 |
15,5 |
10 |
25,8 |
4 |
К-м В. |
22 |
177 |
62 |
3,8 |
22 |
250 |
15,10 |
11 |
20 |
5 |
М-в Т. |
19 |
175 |
59 |
4,1 |
22,3 |
240 |
15 |
17 |
19 |
6 |
Т-в С. |
21 |
184 |
65 |
4,02 |
21,9 |
245 |
17 |
10 |
19,6 |
7 |
Э-в Ш. |
22 |
172 |
64 |
4,4 |
23,1 |
220 |
13 |
9 |
22 |
8 |
Э-в С. |
21 |
179 |
65 |
4,1 |
22,6 |
235 |
13 |
12 |
22,4 |
9 |
М-в Ш. |
21 |
179 |
75 |
4,2 |
22,7 |
200 |
13 |
10 |
25,8 |
10 |
С-в Ш. |
21 |
172 |
88 |
4,6 |
23,8 |
210 |
13 |
7 |
30,3 |
11 |
Ю-в А. |
22 |
184 |
80 |
3,9 |
22,7 |
245 |
15,2 |
17 |
24,2 |
12 |
Х-в А. |
22 |
179 |
59 |
4,2 |
23,2 |
210 |
12 |
10 |
20,3 |
13 |
Г-в К. |
22 |
174 |
68 |
4,4 |
23,6 |
237 |
16 |
15 |
23,4 |
14 |
Э-в У. |
22 |
170 |
70 |
4,2 |
23,3 |
200 |
14 |
10 |
24,1 |
15 |
Х-в М. |
19 |
174 |
60 |
4,2 |
23,8 |
250 |
15,7 |
15 |
20,6 |
Χ |
Сред. арифм |
21,6 |
176,6 |
68.9 |
4,2 |
23,1 |
228,4 |
14,4 |
11,9 |
22,7 |
σ |
Сред. квадр. |
0,9 |
5,0 |
9,5 |
0,2 |
0,8 |
17,1 |
1,4 |
3,0 |
3,0 |
V, % |
Коэф. вар. |
4 |
3 |
14 |
5 |
3 |
7 |
10 |
25,4 |
13,2 |
tст |
Распр. Стьюд. % |
1,5 |
0,2 |
0,5 |
7,4 |
1,4 |
0,1 |
2,2 |
2,7 |
1,4 |
R |
Ранг влияния |
10 |
9 |
7 |
10 |
9 |
10 |
8 |
8 |
7 |
Литература:
1. Дадабаев О. Ж. Обоснование здоровьеформирующей технологии по физическому воспитанию студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ташкент. 2011–25 с.
2. Марченко А. А.,Тарасенко И. Р. Исследование гармоничности физического развития студентов инженерных специальностей. Ставропольского государственного аграрного университета // Теория и практика физической культуры. 2015.-№ 1.-С.49–51.
3. Смурыгина Л. В. Проведение научных исследований в легкой атлетике: учебно-методическое пособие. Ташкент.2013–127с.