В статье анализируется проблема нравственного упадка граждан и курсантов образовательных учреждений ФСИН России, пути ее преодоления, роль семьи и государственных органов образования в становлении нравственности курсантов образовательных учреждений ФСИН России.
Ключевые слова: нравственность, семья, государственные образовательные учреждения, нравственное воспитание курсантов.
Современное общество в свете повсеместно проводимых реформ находится на пути построения подлинно гражданского общества, с высоким уровнем требований, формирующее заказ на воспитание культурного и высоконравственного гражданина, способного трезво мыслить и эффективно действовать на благо общественных идеалов и ценностей.
На современном этапе развития российского общества проблема культурного и нравственного упадка, нравственной пассивности индивидов, утрата ценностных ориентаций свидетельствует о недостаточном и некачественном уровне воспитания, осуществляемого семьей и государственными органами образования.
Состояние нравственной и правовой сферы в государстве можно определить по уровню преступности в обществе. Особенное место среди острых проблем современности занимает преступность должностных лиц, коррупция офицеров и курсантов, призванных охранять и защищать от посягательств закон и правопорядок в стране. Криминализация выделенной прослойки населения прямо говорит о критическом падении правовых и нравственных устоев, утраты элементарных представлений о честности, порядочности, чувстве ответственности и общественного долга. Действия человека строятся на его мироощущении, нравственных и моральных установках. Отсутствие у индивидов устойчивого нравственного сознания губительно для общества, государства и разлагает его изнутри.
Добиться возрождения культуры, морали и нравственности, на наш взгляд, можно только путем постоянного культивирования этих качеств в сознании человека и организации более эффективного и качественного процесса воспитания. Нравственное воспитание — это длительная и сложная в реализации деятельность, она сочетает в себе формирование определенной системы знаний о нравственных идеалах и ценностях, нормах поведения; на их основе происходит развитие нравственных чувств и качеств; осмысление своей роли, согласование индивидуальных действий с существующими нормами и требованиями, выражение уважения индивида к закону и всем окружающим с целью приобретения внутренней убежденности и потребности в совершении правомерных и иных действий, согласующихся с общепринятыми нравственными установками.
При рождении человек сразу становится частью общества, которое его окружает. Оно и наполняет его сознание определенным набором необходимых знаний и навыков. Наполнение может обуславливаться действиями как субъективных, так и объективных факторов.
Пожалуй, самым первым и основным источником получения необходимых основ мировоззрения для ребенка является семья. «Семья как подлинная ячейка общества должна закладывать в ребенке духовно-нравственное начало, без которого невозможно его дальнейшее социальное развитие» [1, с. 146]. Факторами, влияющими на ребенка, выступают окружающие люди и их действия, осознанные или нет: семейные ориентиры, отношения между родителями, их общая культура, манера общения, наличие межличностной и социальной активности, наличие национальных или внутрисемейных традиций. В семье ребенок проводит большее количество времени, именно с родными и близкими он находится в постоянном контакте и именно семья обладает наибольшими способностями воспитания гуманного человека.
Родители как самые основные и главные воспитатели для ребенка, с ранних его лет должны осуществлять как общее, так и нравственное воспитание. В период детства и отрочества происходит формирование первых привычек поведения, будущих взглядов и убеждений, прививаются моральные и нравственные основы жизнедеятельности в обществе и от того, насколько они будут освоены, будет зависеть гармоничность развития самой личности, а также характер складывающихся взаимоотношений с обществом. Дети привязаны к родителям безусловной любовью и верой. Поэтому, родительский пример ребенок пародирует и заимствует как правильное и должное, даже абсолютное. Семья является своеобразным «компасом» и ориентиром, направляя детское развитие, формируя основы его характера, воззрений, морального и нравственного облика, посредством передачи совокупности жизненного опыта. А. К. Гулов, исследуя и анализируя развитие нравственных качеств детей дошкольного и младшего школьного возраста, особое внимание уделяет институту семьи, подчеркивая его особую значимость — «семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика, его манер. То, что привито человеку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни» [2, с. 3].
Прививая «с пеленок» чувства гуманности: доброты, заботливости, отзывчивости, внимательности, эмпатии к окружающим его людям и обществу, родители формируют гуманность в человеке, те основы, которые составляют фундамент его нравственного развития.
Немаловажную, даже особую роль, играют способности родителей в осуществлении правового воспитания. Они должны быть подготовлены к такому важному и сложному процессу. Родители должны иметь высокий уровень личной культуры, багаж знаний о системе как общего, так и нравственного воспитания, осознавать и соизмерять собственные возможности как воспитателя, особенности интеллектуального развития детей в различные жизненные периоды, постоянно являться примером культурного, правового и нравственного поведения, создавать благоприятную семейную среду для гармоничного нравственного воспитания и развития детей.
В процессе приобщения к нравственным ценностям возникновение конфликтов между личностными желаниями и общественными требованиями, — непременное условие морального и нравственного роста личности. Усвоение и принятие выработанных общественных норм и правил является обязательным условием человеческой социализации. За историю человечества было выработано немало механизмов подчинительного воздействия общества на человека: право, политика, мораль, религия, традиции, обычаи, каждая из которых воздействует на индивида по-своему, мораль и нравственность носят глубокий внутренний характер. Человек наедине сам с собой ведет своеобразную борьбу за выбор правильного решения. Постепенно находя определенный компромисс, личность получает удовлетворение от принятого решения, через определенное время должное и ожидаемое поведение, диктуемое обществом, переходит в разряд правильного и единоверного и потребность человека соединяется с общественным требованием.
Постепенно в жизнь ребенка начинают входить особые общественные группы. Школа и ее образовательная программа предполагают систематическое, всестороннее и комплексное развитие личности. Дети получают знания различного характера, приобретают необходимые навыки, приобщаются к жизни коллектива и общества, формируются волевые качества, которые помогают индивиду справляться с возникающими жизненными трудностями, укрепляются духовно-нравственные установки и принципы, которые впоследствии оберегают личность от принятия неверных решений и его деградации, дети учатся самостоятельности, саморазвитию, приобретению жизненной и нравственной целеустремленности.
На современном этапе жизни российского общества посредством тесного сотрудничества семьи и школы выявляются некоторые недостатки или упущения, возникшие в процессе семейного воспитания. В данном случае педагоги оказывают посильную помощь родителям для изменения сложившейся ситуации. Продолжается укрепление в сознании освоенных нравственных норм и ценностей. Школа дает знания и готовит к выбору профессии, а семья отвечает за эмоциональное воспитание, но только воедино они в силах воспитать истинного гражданина.
Синюков В. Н. справедливо утверждает, что «профессиональное поведение предполагает интеллектуальную и психологическую зрелость, достижение которой невозможно непосредственно со школьной скамьи и вне контекста данного общества» [3, с. 28]. Следующим механизмом воздействия на нравственное развитие личности являются средние или высшие учебные заведения. Они также продолжают интегрировать в сознание молодежи общий комплекс необходимых знаний, в том числе, и нравственного характера. Однако, автор считает, что каждое учебное заведение в основном делает упор на профильную подготовку своих выпускников, уделяя небольшое внимание общекультурному и нравственному развитию. Хотя знания о нормах нравственности и морали, являются базовыми для изучения, в независимости от профильности обучающихся, они являются основополагающими факторами социальной адаптации и общего развития человека. Особую роль в данном контексте играет высшее юридическое образование как основной источник подготовки юридических кадров, того «фундамента», на котором базируется правовая система государства.
Образовательные учреждения федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН) России готовят высококвалифицированных специалистов уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), в служебные обязанности которых входит постоянное взаимодействие с осужденными с целью их перевоспитания и социализации. В концепции развития УИС до 2020 года указано, что одной из основных целей является «повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития», с решением задачи «изменения идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений» [4]. Поэтому, роль нравственного развития курсантов образовательных учреждений ФСИН России представляется весьма актуальной в свете исполняемых ими служебных и общественных обязанностей. Реализация намеченных планов невозможна без высокого уровня человеческой и профессиональной культуры и нравственности.
Перед курсантами ставится задача педагогического и психологического воздействия на социально трудную категорию населения, а специалист с невысоким уровнем культуры и нравственности, к сожалению, будет не в силах качественно организовать свою служебную деятельность. В этом свете органам и учреждениям, осуществляющим подготовку кадров УИС, необходимо совершенствование проводимой нравственной и культурной политики, постоянного мониторирования этого направления в целях совершенствования подготовки курсантов.
Нравственное воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России предполагает приобретение знаний, развитие чувств, их осознание, переходящих в убеждения, формирование потребностей в нравственном регулировании, перерастающих в прочные привычки нравственного характера, обеспечивающие практические навыки применения. Необходим целый перечень волевых качеств, которые в силах уберечь личность от принятия ложных и неправильных решений; противостоять негативному воздействию и влиянию извне; сформировать твердые, устойчивые желания и стремления честно жить и трудиться; уважительно и человечно относиться ко всем окружающим, внезависимости от его национальности, вероисповедания, принадлежности к различным общественным группам; обеспечить приобретение навыков, позволяющих находить достойное решение в возникающих трудных, спорных жизненных и служебных ситуациях. Существует справедливая закономерность: чем выше уровень нравственного сознания курсантов, тем выше его способность и уровень мотивации в отношении реализации нравственных принципов, столь необходимых в обеспечении качественного уровня жизнедеятельности и служебной практики. Перед образовательными учреждениями ФСИН России стоит задача по организации и достижению высокого уровня воспитания нравственного состояния курсантов, когда каждый из них соблюдал бы нравственные нормы и установки в силу личной внутренней потребности и убеждения, а не под страхом наказания.
В проводимой политике государственных преобразований представляется особо важным и крайне необходимым преодолеть тот нравственный кризис, который сложился, ввиду некоторых социальных, экономических и политический изменений. Необходимо активизировать политику популяризации нравственного воспитания, как основное условие воспитания нравственности и гражданственности у населения.
Веру и потребность в нравственности следует воспитывать у людей с самых истоков становления личности, упорно, своевременно и постоянно работая над этим. Самым мощным в действии звеном в цепи воспитания, безусловно, является семья и ее жизненные установки, именно она играет решающую роль в формировании личности, закладывая основы жизненного мировоззрения и поведения, подобно «строительной организации», возводящей «коробку» будущего дома. Все государственные учреждения воспитания и образования в жизни человека по-своему наполняют, восполняют, обогащают и корректируют заложенную нравственность семьей. Все этапы развития нравственности личности по-своему важны, каждый из них играет важную роль, ни без одного из них не представляется возможным формирование поистине нравственной личности, которая является основой устойчивой государственности.
Литература:
1. Абдуллаева Н. А. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье: дисс… канд. пед. наук: 13.00.01. Махачкала, 2011. 182 С.
2. Гулов А. К. Взаимодействие семьи и школы в нравственном воспитании школьников начальных классов: дисс… канд. пед. наук: 13.00.01. Душанбе, 2010. 151 С.
3. Синюков В. Н. Юридическое образование и правовая культура // Правовая культура 2009, № 1(6). С. 13–30.
4. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1357449/#ixzz3Tt0MCT42