Статья помогает раскрыть сущность элективного курса.
Ключевые слова: элективный курс, функции элективного курса, критерии оценки программы элективного курса, цель, задачи, содержание, используемые методы, тематическое планирование программы элективного курса.
Article helps to reveal the essence of the elective course.
Keywords:elective course, the functions of the elective course, the criteria for evaluation of the program elective course, goal, objectives, content, methods used, thematic planning program elective course.
В связи с новыми школьными стандартами детям необходимы занятия во внеурочное время до 10 часов в неделю и одним из направлений школ являются элективные курсы для внеклассной деятельности.
Элективные курсы — обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. В первую очередь — это занятия по выбору, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия. [4]
Элективные курсы выполняют три основных функции:
Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.
Другой тип элективных курсов может развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности.
Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. [3]
Элективные курсы реализуются за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.
Программа элективного курса представляет собой пояснительную записку, цель и задачи программы, содержание, используемые методы, календарно — тематическое планирование и конспекты занятий.
Критерии оценки программы элективного курса:
1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.
2. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.
3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.
4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.
5. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; прослеживаются связи между частными и общими знаниями.
6. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т. д.).
7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.
9. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы. [1]
Элективные курсы являются обязательными для освоения учащимися и призваны прежде всего удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Именно элективы, по существу, служат важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей учащихся. [2]
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения специального курса.
Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства, таким как бисероплетение и тестопластика, а так же с новым направлением — изготовлением изделий из макарон.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника, скульптора. Учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения о выполнении той или иной работы, развивают художественный вкус. Курс «Мастерская поделок» развивает творческие способности, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, приобщает детей к продуктивной творческой жизни.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду.
Цель программы:
Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта.
Задачи программы:
1. Развивать творческие возможности учащихся.
2. Изготовление поделок из бисера, соленого теста и макарон.
3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, эстетический вкус, гордость за свой выполненный труд.
4. Учить выполнять работу коллективно.
5. Развивать проектные способности школьников.
Содержание программы
Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления изделий, доступных для школьников.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бисером, работа с соленым тестом, работа с макаронами и т. д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Программа рассчитана на детей школьного возраста 10–13 лет, 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание разделено по видам обрабатываемых материалов.
В процессе реализации программы используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, практическая работа творческого характера, методы взаимоконтроля и самоконтроля.
Темы, входящие в элективный курс «Мастерская поделок»
Бисероплетение
История. Инструкция по технике безопасности. Инструменты и материалы.
Описание схем листьев.
Элементы разных цветов.
Сборка изделий.
Цветочные композиции.
Оформление цветами из бисера подарков и других элементов.
Приемы закрепления.
Изделия из соленого теста
Правила техники безопасности. Цветное тесто. Хранение теста. Набор инструментов.
Порядок работы. Лепка простых элементов.
Сборка деталей.
Последовательность выполнения круглой игрушки.
Последовательность выполнения плоских фигур.
Настенное панно.
Изделия из макарон
Инструкция по технике безопасности. Инструменты и материалы.
Аппликация из макарон.
Бусы из макарон.
Елка из макарон. Окраска и декор елки.
Выставка поделок и композиций.
Итак, мы пришли к выводу, что занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Разнообразие направленностей дополнительного образования представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся основной школы.
В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит — учатся сотрудничеству и сотворчеству.
Литература:
1. Баранников, А. В. Элективные курсы в профильном образовании// Первое сентября, 2004.
2. Содержание и организация элективных курсов [Электронный ресурс]// Содержание и организация элективных курсов Режим доступа: http://ber-school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=88:ob-elektiv-kursah&catid=52:lok-akt&Itemid=73
3. Функции элективных курсов [Электронный ресурс]// Функции элективных курсов Режим доступа: http://reflectorsosh.narod.ru/p35aa1.html
4. Черникова Т. В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов// Профильная школа. — 2005.