В статье рассматривается соревновательность заданий, ориентированных на развитие фонетики и навыков аудирования в рамках занятия по английскому языку в техническом вузе и влияние соревновательности на мотивацию.
Ключевые слова: мотивация, соревновательность, иностранный язык, неязыковой вуз.
В наше время в обществе установился довольно известный список языков, которые мы с уверенностью можем назвать международными. Языки, которые помогают в разных сферах жизни понять друг друга. Пожалуй, первый язык, который мы вспоминаем сразу, услышав «международный», это английский. Конечно, нельзя назвать его главенствующим, но именно он ассоциируется у человека как язык, связывающий людей из разных стран.
В большинстве случаев иностранные языки начинают преподавать с начальной школы. Сейчас уже присутствует практика введения иностранных языков с детского сада, но она не так обширно распространена. Так же нельзя не заметить, что для изучения языка начали применяться различные новейшие технологии и электронное обучение, например, в виде обучающих сайтов [1]. После школы иностранный язык так же присутствует в студенческой учебной программе. То есть, изучению другого языка в жизни обучающегося отведено достаточно большое количество времени.
Однако не редко можно столкнуться с тем, что человек не знает изучаемого им языка на необходимом для общения уровне, несмотря на огромное количество часов проведенных за партой. И часто это бывает не из-за того, что человеку просто не дается изучение другого языка по каким-либо умственным особенностям. Человек просто никак не мотивирован на изучение иностранного языка.
Несмотря на то, что общество постоянно говорит о необходимости знания международного языка, которое должно пригодиться в будущем, в данном случае мотивация будет минимальная. Ведь чаще всего нас мотивирует конкретная цель, которую мы «видим». А будущее, как известно довольно быстротечно, и мы редко можем мотивировать себя тем, что предположительно будет через 5–7-10 и более лет. Потому что у нас нет конкретной задачи, которая бы нас мотивировала. Поэтому мотивация студентов, как основа к изучению иностранного языка неоднократно становилась объектом изучения [1], [2].
Тогда в какой форме необходимо изучать иностранные языки? Чем нужно себя мотивировать? И действительно ли мотивация так важна?
Одна из важнейших задач преподавателя это не только дать необходимый материал для изучения другого языка, но и вызвать желание этот материал изучать. Ведь без желания все усилия, прикладываемые учителем во время работы с учащимися, будут напрасными.
В большинстве случаев у каждого учителя со временем и опытом вырабатывается алгоритм по привлечению студентов к изучению иностранного языка. Этот алгоритм можно назвать методикой. С помощью нее учителю необходимо мотивировать студента на изучение иностранного языка [2].
Для того чтобы понять, как мотивировать студента необходимо разобраться прежде всего с тем, что такое мотивация в целом. Обращаясь к различным источникам и обобщив имеющуюся информацию можно прийти к следующему выводу. Мотивация — направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения достигнуть определенной цели. То есть учителю необходимо пробудить чувство стремления к чему-либо в своих учениках. В данном случае побудить к изучению английского языка [3].
Также мотивация сама по себе делится на два вида: внешнюю, внутреннюю. Внешняя мотивация исходит от окружающих человека обстоятельств, ситуаций и т. п. Внутренняя же мотивация как уже можно догадаться исходит только от содержания деятельности, а не от внешних факторов окружающие ее. Можно сказать, что учитель в данном случае и есть та самая внешняя мотивация, которая способствует возникновению желания или стремления к изучению предмета [4].
Лучший вариант развития будет таким, когда учителя, как внешнюю мотивацию, со временем сменит внутренняя мотивация самого ученика. Другими словами, если у студента, под воздействием внешних факторов, появится свое собственное желание стремиться расширить собственные знания в области конкретного предмета, в данном случае в изучении «чужого» языка, то такую практику можно будет назвать удачной. В последующем роль учителя будет заключаться лишь в том, чтобы следить за студентом, помогать и направлять его. То есть учитель станет некой опорой для своих студентов, пока они не начнут чувствовать себя уверенно и смогут самостоятельно продвигаться к большим знаниям, если в этом будет необходимость. В том случае, если студент потеряет эту опору, еще не чувствуя у себя под ногами устойчивой почвы, желание может снова снизиться или же исчезнуть вовсе. Поэтому так важно не забывать про студента, когда роль как внешней мотивации отыграна. Ведь тогда все старания, вложенные в студента, будут в большей мере напрасными.
Как правило, начинать заинтересовывать студентов в своем предмете учитель начинает с первых занятий. И это можно назвать первым шагом к зарождению у студента желания узнать больше. Но первоначального интереса для образования внутренней мотивации у студента будет недостаточно, поэтому учитель не может опираться только на него. А значит, преподавателю необходимо сделать следующий шаг, который бы помог развить интерес. Одни из самых распространенных способов развития интереса — игра. В конкретном рассматриваемом нами случае игра будет представлена в виде соревновательных занятий, которые бы послужили отличной внешней мотивацией, исходящей от учителя.
Действенность таких соревновательных занятий была испытана в ходе личного участия. В течение трех семестров обучения и до сих пор учебный процесс был составлен таким образом, что уровень внутренней мотивации у студентов вырос и продолжает расти. Студенты под руководством преподавателя стали расширять границы своего знания, постепенно углубляться в него. Данный опыт можно назвать той самой удачной практикой, которой желает добиться каждый преподаватель. Успех этой самой практики можно представить в следующих примерах соревновательных занятий, послужившие внешней мотивацией в нашем случае, которая в дальнейшем породила мотивацию внутреннюю.
Одно из заданий, проводимое в ходе учебного процесса, это чтение скороговорок на английском языке [2]. И скороговорки в данном случае не были выбраны случайно. Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке. Эта фраза искусственно усложнена для тренировки дикции и произношения. Именно это и является главной причиной применения скороговорок во время обучения.
Во время обучения можно заметить, что студенты, даже не заметно для себя, очень часто проглатывают различные окончания и буквы в словах, после чего смысл произносимого в большинстве случаев теряется. В результате окружающие просто не могут понять, что пытался донести до них собеседник. Скороговорка в данном случае будет решением поставленной задачи, которая заключается в улучшении дикции студента. С улучшением дикции речь становится чище и четче. Также нельзя исключить тот факт, что скороговорки дают возможность в какой-то мере избавиться студенту от акцента, который так же в некоторых случаях мешает усвоению информации собеседником. Это происходит за счет того, что многие скороговорки построены на смешении схожих звуков в рамках фразы, поэтому правильное произнесение скороговорки помогает лучше различать эти схожие звуки, а неправильное произношение часто ведет к образованию комической или абсурдной фразы. В итоге, за счет простого повторения коротких фраз мы решаем сразу две задачи, улучшение дикции и избавление от акцента. Но это все в теории. Какой же результат мы получим на практике?
С уверенностью можно сказать, что ожидания от применения скороговорок были оправданы. Уже через короткий промежуток времени был замечен результат от произношения скороговорок различной сложности. Студенты сами стали замечать, в каких случаях у них возникают проблемы с произношением и над чем им нужно работать. За четкостью произношения студенты стали следить не только во время произношения скороговорок, но и во время простого прочтения текста, выполнения устных заданий, таких как диалог или монолог. Акцент так же стал частично пропадать, что является значительным плюсом.
Чтение скороговорок осуществлялось следующим образом. Учитель раздает всем одинаковый список скороговорок, которые каждый читает по очереди. Так, каждый студент читает все скороговорки из данного ему списка. Студенты, во время прочтения скороговорки одним из них, слушают друг друга, делают какие-то выводы и усваивают определенную информацию. Результатом этой информации становится желание студента прочитать эту короткую фразу правильно и четко. Другими словами, возникает жажда быть если уж и не лучше всех, то хотя бы и не хуже остальных. В этом можно увидеть огромный плюс соревновательной деятельности, которая как внешний фактор порождает чувства к возникновению внутренней мотивации.
Приятным фактом было и то, что во время чтения скороговорок и сам читающий, и окружающие могли с легкостью посмеяться над различными ошибками, что улучшало как обстановку, в которой проводилось занятие, так и взаимодействие между студентами. Студенты, без какого-либо высокомерия и усмешек, слушали ошибки друг друга, так, что никто в аудитории не чувствовал стеснения или страха за то, что на него будут направлены косые осуждающие взгляды из-за того, что он не смог справиться с заданием. Это, безусловно, тоже очень важно. Ведь часто внутренняя мотивация прекращает расти из-за отрицательного воздействия окружающих. В нашем случае это воздействие было исключено. Так скороговорки стали неотъемлемой частью занятий, которые и до сих пор периодически применяются в учебной практике.
Помимо скороговорок в учебном процессе применялось соревновательное занятие, которое так же оказывало пользу в сторону расширения знаний студентов. Если предыдущее задание оказывало влияние на речь студентов, а точнее на произношение, то следующее задание, которое использовалось в учебном процессе, имело влияние на умение студентов слушать. Другими словами, это упражнение было направлено на развитие такого навыка как аудирование. Под аудированием мы понимаем следующее. Это навык направленный на восприятие и понимание иностранного языка, в нашем случае английского.
Большинство студентов воспринимают информацию все-таки визуально, поэтому часто с аудированием возникают проблемы. А между тем это неотъемлемая часть на пути изучения другого языка. Поэтому данной части учебной программы так же необходимо уделять должное внимание.
В нашем случае преподаватель помимо установленной программы предложил нам следующее задание, которое бы по пользе было наравне с обычными заданиями по аудированию из учебников. Это задание — караоке. Однако в этом караоке было одно существенное отличие. Перед тем как приступить к заданию, учитель раздавал листки с текстом из песни. В тексте были отмечены места, где студент, прослушав песню, должен вставить слова. После песня включалась два раза и за это время студенты должны были записать максимальное количество пропущенных слов или фраз. После чего студенты все вместе проверяли свои результаты.
Так как задание представлено в развлекательной форме, а не в виде очередного интервью или монотонного текста, возникает интерес к выполнению этого задания. Конечно же, как и в предыдущем случае, в дело вступает дух соперничества. Ведь каждый хочет заполнить песню на сто процентов или же оставить минимальное количество пропусков. В данном случае студент реже задумывается над сложностью заполнения текста пропущенными словами, все его внимание сосредоточенно на прослушивании и поиске нужных слов и фраз. Именно по такому принципу задание и способствует развитию навыка аудирования.
После выполнения задания студенты по своему желанию могут совместно исполнить песню, которую сами перед этим восстановили. Эмоции, которые испытывают студенты при выполнении аудирования в данной форме, крайне положительные. Студенты отметили, что текст воспринимался ими более легко, так как был предоставлен в развлекательной и даже расслабляющей форме. Это задание так же оказало влияние на рост их внутренней мотивации и этому есть конкретный пример.
Многие студенты отметили, что после периодического выполнения этого задания во время обучения, на каком-то подсознательном уровне, они уже не могут бездумно слушать песни иностранных исполнителей во внеурочное время. Если им непонятен какой-то отрывок песни, они пытаются мысленно его заполнить, после чего проверяют, верны их догадки или нет, просматривая текст песни. При этом если попытка была неудачной и услышать правильное слово или фразу не удалось, это не огорчало студента и не уменьшало уровень мотивации, а наоборот увеличивало. Со слов студентов это становится игрой, в которой ты хочешь победить, а потому сдаваться так просто не вариант. Возникает желание в следующий раз понять и заполнить «пропуск» правильно. То есть, задание в классе привело к тому, что у студентов сформировались личные мотивы, побуждающие их вне класса обращаться к текстам на изучаемом языке и работать с ними самостоятельно. А ведь это и есть не только внутренняя мотивация, но и цель изучения иностранного языка: самостоятельная работа с текстами.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что введение в учебный процесс, соревновательных элементов и заданий позволяет не только ранжировать студентов по степени владения тем или иным аспектом изучаемого языка, но и добиться роста мотивации у студентов к изучению английского языка. При этом нельзя упускать и тот важный факт, что связь учитель-студент должна поддерживаться и дальше в течение обучения. Ведь уже сформировавшуюся у студентов мотивацию преподаватель должен подпитывать и в дальнейшем, направляя студентов к новым стремлениям в изучении английского языка.
Литература:
1. Аксёнова Н. В., Шепетовский Д. В. Опыт использования сайта duolingo.com в обучении английскому языку студентов технического ВУЗа // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 484–486.
2. Аксёнова Н. В., Шепетовский Д. В. Организация внеаудиторной работы студентов как мотивация к изучению английского языка в техническом ВУЗе // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 481–483.
3. Миронова В. Е., Гейвус А. С. Повышение мотивации к обучению профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 3. — С. 106–110.
4. Краснова Т. И. Сопровождение и поддержка деятельности студентов в смешанном обучении // В мире научных открытий. — 2015. — № 1.1.(61) — С. 556–567.