Ключевые слова: мобильное обучение, портативные устройства, современные технологии, многофункциональность, индивидуализация обучения
Темпы расширения рынка мобильной связи в каждом уголке мира завораживают. Число мобильных устройств, которые подключаются по всей планете, в 2014 году превысило отметку в 7 миллиардов, и все, что мы делаем в настоящее время переходит на новый уровень, будь то покупки, банковские операции, работа, или обучение.
Мобильные устройства стали столь же широко распространенными, как и человеческое население. Почти невозможно пойти куда-то и не наткнуться на море людей, использующих мобильные телефоны. С появлением новых мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты, мобильные среды достигли своего расцвета, опережая своего настольного брата. И рост мобильного Интернета не демонстрирует никаких признаков замедления. Короче говоря, мобильный рынок, который создает приложения, софт, оборудование, сервисы и инфраструктуру, будет жизненно важным участником в развитии пользовательских устройств и процессов следующего поколения, и обучение является одним из них.
Определение мобильного обучения постоянно изменяется. Мобильным обучением можно назвать форму обучения, где не существует никаких требований к нахождению ученика в заданном месте. Преимущества различных мобильных технологий выступают здесь на первый план, так как в методологии обучения основное внимание уделяется мобильности учащегося и его взаимодействию с портативными устройствами, такими как смартфоны, MP3-плееры, планшеты, PDA, eReader, MP3 плейеры, ноутбуки и другие умные устройства. Однако этот диапазон постоянно расширяется: в него входят игровые консоли, цифровые диктофоны, электронные книги и словари, а также вспомогательные технологии для учащихся с ограниченными возможностями. Устройства становятся более многофункциональными, они поддерживают устную речь, воспроизведение аудио- и видеоматериалов, чтение, письмо, поиск информации, выполнение расчетов, игры и многое другое. Выбор устройства зависит от возраста, местонахождения, задач и других факторов. Молодежь и подростки обычно используют мобильные телефоны и персональные медиаплееры. Взрослые учащиеся могут пользоваться карманными персональными компьютерами (КПК), смартфонами и ноутбуками, которые они используют для работы.
Продвинутые мобильные устройства очень популярны среди людей, в первую очередь потому, что они являются беспроводными и портативными. Эти функциональные особенности позволяют пользователям общаться на ходу. Также популярность этих устройств является следствием их способности функционировать на нескольких уровнях т. е. выполнять функции нескольких устройств. Кроме того, интенсивная коммерческая конкуренция в сфере мобильных устройств заставляет производителей быть очень инновационными и постоянно стремиться к внедрению новых возможностей, которые могут дать им конкурентное преимущество.
На этом фоне, педагоги, дизайнеры и разработчики с богатой фантазией должны подумать о применении этих устройств в современном преподавании и обучении. В подобной среде, содержание и услуги могут быть переданы студенту по средствам личных беспроводных мобильных устройств. Это позволит добавить еще один слой к модели персонального основанного на применении компьютера преподавания и обучения. Это также означает, что электронное обучение будет проходить в условиях, которые будут радикально отличаться от тех, с которыми знакомы педагоги и учащиеся.
Мобильное обучение в качестве образовательной деятельности имеет смысл только тогда, когда используемая технология является полностью мобильной и когда пользователи технологии мобильны в момент обучения. Эти уточнения подчеркивают мобильность обучения и значимость термина "мобильное обучение". Трекслер и другие сторонники данной модели определяют мобильное обучение как беспроводные и цифровые устройства и технологии, произведенные для неограниченного круга лиц и используемые учащимися, так как они являются участниками системы образования. Другие же определяют и представляют мобильное обучение делая основной акцент на мобильности учащихся и мобильности обучения, а также опыте учащихся обучаться с помощью мобильных устройств [1, c.12].
В качестве основных целей мобильного обучения можно рассматривать:
- связь в удобное время и в любом месте, что расширяет возможности коллективной работы;
- оптимизацию использования мобильных средств, имеющихся у обучающихся;
- компактное хранение материала, который оказывается всегда под рукой;
- интенсификацию процесса обучения;
- соответствие развития уровня образования современному социальному заказу и интересам учащихся, которые повсеместно пользуются мобильными устройствами.
Мобильное обучение сейчас, как никогда, актуально: с одной стороны, оно обладает привлекательностью новинки, с другой — удобно и осуществимо на практике. Большинство учеников будут весьма благодарны за подобное нововведение.
Несмотря на то, что большинство учебных заведений не приветствуют использование мобильных устройств на занятиях, преимущества использования мобильного обучения для учащихся очевидны:
1. Улучшение доступа к образованию
- использование относительно недорогих повседневных технологий;
- возможность обучаться в собственном ритме, в условиях конфиденциальности, которая может быть недоступна при использовании школьного компьютера или оборудования, принадлежащего другим лицам;
- хорошая поддержка для популярных способов взаимодействия, например, мобильного доступа к аудиоматериалам или социальным сетям.
2. Близость к конкретным учебным запросам
- удовлетворение интересов за пределами школьной программы с помощью доступа к дополнительным ресурсам путем подкастов или бесплатных обучающих материалов;
- использование мобильных устройств является частью современной деловой жизни, так что обучение непосредственно способствует повышению конкурентоспособности, приобретению жизненно важных умений и навыков и улучшению методов работы.
3. Поддержка общения
- возможность для учащихся немедленно поделиться впечатлениями от учебного процесса;
- лучшая оценка и диагностика возможных проблем в обучении;
- психологическая поддержка для учащихся из группы риска, через социальные сети либо с помощью персонального наставника [4, c.5].
Студенты больше занимаются и мотивированы к обучению, когда они используют мобильные устройства, и исследования показывают, что их академическая успеваемость улучшается. Мы, как преподаватели должны принять это к сведению, и искать безопасные, эффективные способы интеграции устройств мобильного обучения в наши учебные программы.
Мобильное обучение является отличной возможностью для педагогов, но в большинстве случаем мы используем эти возможности очень поверхностно, беря лишь малое из того, что мы могли бы достигнуть. При правильном обучении и достаточном времени эксплуатации высокотехнологичных гаджетов, учителя вскоре сделают прорыв и смогут поддерживать и направлять использование таких устройств в классе на регулярной основе.
Но прежде чем осуществить задуманное, мы можем столкнуться с определенными проблемами.
В некоторых попытках внедрения мобильного обучения производители мобильных устройств были задействованы в качестве спонсоров и организации снабжали учащихся мобильными устройствами своего производства. Это заметно облегчает начало реализации модели мобильного обучения, но зачем возникают вопросы с поддержкой и обслуживанием данных устройств. В настоящее время учащиеся используют в основном личные мобильные устройства.
Следующая проблема состоит в том, что приходится убеждать преподавателей, что мобильные технологии — это помощь для образования, а не просто развлечение. Многие педагоги опасаются того, что учебный процесс может выйти из-под контроля т. к. процесс в мобильном обучении происходит за пределами класса.
Так же возникает вопрос авторских прав на электронные ресурсы т. к. разработка собственных материалов требует достаточно высокой квалификации или привлечения специалистов. Это повышает временные, а также финансовые затраты и отталкивает многих педагогов от использования данной модели обучения.
Педагогам часто не хватает знаний для предоставления учащимся возможности использовать мобильное обучение. А это крайне важно так как учащиеся, безусловно, умеют обращаться с разного рода мобильными устройствами для простой коммуникации, но не в качестве обучающих средств. В результате приходится пересматривать методики оценки эффективности преподавания. Педагоги в данной ситуации чувствуют себя недостаточно компетентными и не могут помочь учащимся ориентированным на практическое обучение, и на то, что это обучение удовлетворит их индивидуальные запросы.
Мы не можем не упомянуть о необходимости подзаряжать мобильное устройство для долговременного использования и несмотря на высокий уровень развития технологий, это все еще остается проблемой. Работая с мобильными устройствами, мы можем столкнуться и с другими техническими трудностями, например, маленький размер экрана. Он может затруднить чтение с него. Затраты на подключение к мобильной сети тоже могут рассматриваться как одна из преград на пути к использованию мобильного выхода в Интернет.
Мобильное обучение не может использоваться в регионах, где отсутствуют широкополосные технологии, использующие телефонные провода, и кабельный Интернет. В подобных ситуациях возможно использовать спутниковый Интернет, который в состоянии предоставить широкополосный доступ где угодно на земном шаре, но он является наиболее финансово затратным.
Еще одно опасение, о котором мы не можем не сказать, это то, что использование мобильных технологий может поставить под угрозу человеческие взаимоотношения и привести к возрастанию уровня стресса или ощущению перегрузки. Повсеместное использование мобильных устройств может негативно отразиться на частной жизни и чувстве личной безопасности.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся недостатки и ограничения, мобильное обучение быстро распространяется и может стать одним из самых эффективных методов обучения в будущем. Применение и использование мобильного обучения расширяется хотя возможные последствия распространения этой модели обучения еще не совсем понятны для разработчиков, практиков и исследователей.
Это понимание необходимо для исследования и изучения практики работы с этой специфической средой с точки зрения педагогического дизайна теорий прошлого.
Правильная разработка технологий приведёт к повышению эффективности мобильного обучения. Следует рассмотреть множество аспектов, которые заложены в самой идее мобильности учебного процесса и мобильности учащихся. Необходимо также подробно описать различные преимущества и недостатки мобильных учебных устройств в качестве инструментов для доставки образования.
Мобильные устройства и в дальнейшем будут проникать во все сферы нашей жизни, и мобильность станет одним из ключевых требований к учащимся. Нетрадиционные формы обучения с помощью мобильной связи приобретут огромный потенциал. Мы уверены, что будущее образования за мобильным обучением и включает в себя развитие технологий, которые будут обеспечивать доступа к необходимым ресурсам там, где они больше всего нужны.
Литература:
1. Traxler, J. Defining, Discussing and Evaluating Mobile Learning: The Moving Finger Writes and Having Writ... The International Review in Open and Distance Learning, 8 (2007), 1-13.
2. Tyagi S. How mobile learning works. URL: http://www.edudemic.com/how-mobile-learning-works , (дата обращения: 28.03.15)
3. Wylie J. Mobile learning technologies for 21st century classrooms. URL: http://www.scholastic.com/browse/article.jsp?id=3754742 , (дата обращения: 28.03.15)
4. Кукульска-Хьюм А. Мобильное обучение. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214679.pdf, (дата обращения: 18.03.15)