Чтение является одной из составных частей учебного процесса обучения иностранному языку. Оно является обязательным для каждого учащегося. Курс обучения чтения должен быть спланирован так, чтобы как можно быстрее и с наименьшей затратой сил обеспечить развитие у учащихся необходимых для этого умений. Чтение текста в учебном процессе должно всегда выступать как акт коммуникации, т. е. быть направлено на понимание его, причем в той степени и полноте, которая соответствует развиваемому в данный момент виду чтения.
Какие виды чтения могут быть использованы в учебном процессе? Известны четыре вида чтения, дифференцирующие методику обучения: просмотровое ознакомительное поисковое и изучающее. В первую очередь требуется просмотровое ознакомительное чтение, а затем поисковое когда известно, что есть какая-то информация и идет поиск нужной информации. И, наконец, поисковое и изучающее чтение — когда требуется точное воспроизведение информации, последнее требует большого знания материала и беглого быстрого чтения.
Просмотр и ознакомление с текстом представляются по сути двумя фазами одного явления — предварительного поиска информации, поэтому два вида чтения можно объединить в одно целое, дав ему определение как, чтение с общим охватом содержания.
Этот вид чтения — один из «быстрых» видов чтения и по — своему характеру приближается к подлинному чтению.
При чтении с «общим охватом содержания» необходимо предъявлять следующие требования к тексту:
1. Текст должен быть оригинальным неадаптированным.
2. Посильным с точки зрения языковых трудностей, но и не очень легким.
3. Информативным — нести новую интересную информацию.
4. Представлять собой законченное целое.
5. Желательно, чтобы заглавие текста не содержало конкретных указаний на его содержание.
Особенностями чтения с «общим охватом содержания» может быть:
1. Быстрый темп чтения текста 200-220 слов в минуту при 70-75 % понимания.
2. Селективный подход к чтению: выделение главной мысли от второстепенной.
3. Отсутствие установки на последующее воспроизведение полученной информации.
4. Создание общего представления о содержании текста.
При этом для чтения с «общим охватом содержания» необходимо обладать следующим: умение определить главную тему мысль текста, умение выделить главную мысль текста и главных героев, умение разбить текст на смысловые части и составить план или вопросник по ним с ключевыми словами, умение ориентироваться по словам-сигналам относительно содержания, умение обращать внимание на дополнительные виды информации (заголовок, подзаголовок, схемы, таблицы и т.п.). Для выработки этих навыков существует большое количество разнообразных упражнений, которые приводят к настоящей работе с текстом и глубокое понимание прочитанного. В виду различных задач изучаюшего, ознакомительного, поискового и просмотрового чтения может быть неодинаковым и соотношение основных показателей — уровня и глубин понимания.
Неодинаковой для различных видов чтения будет и количественная характеристика контроля текста. При изучающем чтении, требующим полного понимания всей информации, показателями сформированности умения данного вида чтения являются все факты текста (понимания 100 % информации). При поисковом чтении требуется понимание заданной информации, которая и является признаком сформированности умений при данном виде чтения. Главным количественным показателем понимания при ознакомительном чтении является понимание основного содержания (75 %) информации текста. Исходя из всего этого, при составлении контрольных заданий необходимо выделить объекты контроля, соответствующие объему информации извлекаемой при определенном виде чтения.
В качестве дополнительных показателей сформированности чтения можно выделить правильность озвучивания слов при чтении вслух, ритмичность и выразительность чтения, темп чтения. Скорость чтения надо учитывать, так как для каждого вида чтения показателем его сформированности является не только объем понятой информации, но и время, затраченное на ее понимание и осмысливание. При изучающем чтении, результатом которого является понимание 100 % информации текста, скорость чтения должна быть не менее 50-60 слов в минуту. При ознакомительном чтении понимание 70-75 % содержащейся в тексте информации осуществляется при скорости не ниже 150-180 слов в минуту. Существует так называемый порог чтения, т. е. такой темп, ниже которого ухудшается или не наступает понимание. Слишком медленный темп свидетельствует, что мысленная деятельность читающего направлена не на смысловую структуру, а на языковое оформление мысли. Применительно к ознакомительному, поисковому и просмотровому чтению темп является, по-видимому, одним из основных показателей понимания, для изучающего чтения главным показателем можно назвать полноту и точность понимания.
Для выработки умений и навыков чтения с общим охватом содержания существует большое количество различных упражнений, как предтекстовых так и послетекстовых. Для снятия трудностей, которые испытывают учащиеся необходимо:
1. Разработать конкретный перечень упражнений, позволяющих овладеть навыками беглого чтения.
2. Формирование отдельных навыков и умений для данного вида чтения, проводимого поэтапно с первых дней обучения иностранному языку.
3. Тщательный отбор текстов для целенаправленного формирования того или иного навыка или приема чтения.
4. На первом этапе обучения следует использовать упражнения на снятие языковых трудностей.
5. Разработать обоснованные временные рекомендации для каждого вида упражнений.
6. Контроль удобнее проводить в виде текста, который должен носить обучающий характер, быть ограниченным во времени выполнения и достаточно коротким.
В зависимости от поставленной цели тексты подбираются сравнительно легкие, с тем чтобы, показать ученикам, как надо читать, проверить понимание основных фактов содержания текста на уровне смысла, какова идея текста, как она раскрыта, оценка. Текст читается один раз, при повторном ознакомительном чтении, должна быть дана другая установка.
Изучающее чтение начинается с беглого просмотра всего текста, чтения заглавия, первого и заключительного предложения с целью определения темы текста. Далее следует повторное внимательное чтение текста. В качестве способа контроля понимания чаще всего используется перевод. Его предпочтительнее выполнять в письменной форме, чтобы установить, что именно вызывает затруднения у учеников. Перевод может быть выборочным, если учитель уверен в том, что остальные части текста поняты правильно. Понимание при изучающем чтении можно проверить и с помощью вопросов, верных или неверных утверждений и т.д. Они должны охватывать детали содержания, их формулировка должна быть иной по сравнению с текстом.
Обучение чтению на базе изученного языкового материала способствует его дальнейшему усвоению и закреплению и содействует образованию необходимого запаса языковых знаний, умений и навыков, необходимых для полноценного использования элементов анализа при чтении неподготовленных текстов.
Одна из целей преподавания языка — умение свободно читать детскую художественную литературу, научно-популярную, оригинальную литературу средней трудности, содержащую преимущественно знакомый лексико-грамматический материал, т. к. для чтения и понимания литературы необходим определенный запас лексики и знание грамматики. Однако основным видом работы в этом направлении является само чтение — систематическое, планомерное, обильное, способствующее практическому овладению иностранным языком, являющееся важным источником и средством увеличения лексического запаса развитие навыков устной речи. Учащиеся должны уметь беседовать на общепринятые разговорные темы вести и поддерживать диалоги о странах изучаемого языка. Поэтому чтению отводится важное место в учебном процессе для получения информации.
Литература:
1. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. Стандарты 2-го поколения. Москва. «Просвещение» 2009.
2. Е.Н.Соловова. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. Изд-во «Астрель» 2008г.
3. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках иностранного языка. Москва. Еврошкола 2000-212 стр.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Стандарты второго поколения. Часть 2. Москва «Просвещение» — 2011г.