Воображение и творческие способности детей в младшем школьном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 07.04.2015

Статья просмотрена: 5297 раз

Библиографическое описание:

Зырянова, А. С. Воображение и творческие способности детей в младшем школьном возрасте / А. С. Зырянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 850-852. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17144/ (дата обращения: 18.12.2024).

Проблемой изучения воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста занималось уже немало ученых, но она до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что в современных социальных условиях идет процесс глобального изменения всех общественных институтов, непрерывного реформирования, в результате чего общество проявляет интерес к людям, которые способны креативно мыслить, подходить творчески к поставленным задачам, предугадывать конечный результат. Именно такой подход к делу является условием воспитания активной позиции личности в жизни.

Творческие люди успешно ставят новые проблемы, находят подходящие решения в неопределенных условиях, постоянного преобразования накопленных обществом знаний, — все это способствует процветанию и служит средством достижения поставленных целей.

Проблемой изучения творческих способностей занимались такие отечественные психологи как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. В трудах этих ученых были разработаны основные положения теории о творческих способностях. В частности Б.М. Теплов изучал способности в фокусе индивидуально-психологических предпосылок неодинакового в плане успешности развития тех или других функций и умений. А.Н. Леонтьев интересовался, как из природных предпосылок возникают качественно психологические функции и процессы.

Изучение творчества широко представлено во многих научных трудах — П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна А.В. Запорожца, Л.В. Занкова, Я.А. Пономарева. Творческое воображение как продукт мыслительной деятельности, обеспечивающий новое образование, реализуемый в разных видах деятельности изучался Л.С. Выготским, О.М. Дьяченко, А.Я. Дудецким, А.Н. Леонтьевым, Н.В. Рождественской, Ф.И. Фрадкиной, Д.Б. Элькониным, А.В. Брушлинским, Р. Арнхеймом, К. Коффкой, М. Верггеймером, Д.Б. Богоявленской, В.А. Крутецким, Э.В. Ильенковым, В.Н. Дружининым.

С.Л. Рубинштейн давал следующее определение понятию воображение: «Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое» [2 с.90].

По мнению В.А. Крутецкого, воображение — это «создание образов таких предметов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше» [1 с.32].

Э.В. Ильенков утверждает, что «Сущность воображения находится в умении находить целое решение части, в делении на основе отдельного намека, стремлении строить целостный образ» [5, c.78].

В.Н. Дружинин определяет творческие способности как специфические особенности человека, которые определяют успешность в выполнении им творческой деятельности различного рода [4 с.95].

Итак, воображение — это создание образов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше. Творческие способности — это особенности качества личности, которые способствуют успешности выполнения им различной творческой деятельности.

Предпосылки к развитию творческого потенциала и саморазвитию личности формируются в детстве, поэтому возрастают требования, к становлению личности ребенка на начальном этапе, в особенности младшему школьнику.

Период младшего школьного возраста продолжается от 6 — 7 до 10 -11лет. Учебная деятельность становится ведущей. Поступление в школу подводит итог дошкольному периоду и становится опорной базой для перехода в младший школьный возраст. Это очень серьезный период школьного детства, от которого зависит дальнейший уровень развития интеллекта и личности, умение и желание учиться, уверенность в собственных силах.

В жизни ребенка воображение играет огромную роль, нежели чем в жизни взрослого человека. Воображение у ребенка проявляется и нарушает жизненную реальность гораздо чаще. Напряженная работа воображения играет значительную роль в познании и освоении ребенком окружающего мира, является способом покинуть пределы собственного жизненного опыта, важнейшее условие для психологического развития способности к творчеству.

Воображение и творческие способности в младшем школьном возрасте приобретают самостоятельный характер. Этот период характеризуется быстрым и плодотворным развитием и является наиболее благоприятным, сенситивным.

Нами было осуществлено исследование воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие младшие школьники — учащиеся 3-го класса МОУ СОШ № 1 пгт. Новокручининский в количестве 22 человека.

Для этого были использованы такие методики как: исследование воображения с помощью теста Е. Торренса «Неполные фигуры», пиктограмма («Нарисуй слово»).

В методике исследования особенностей воображения и творческих способностей «Неполные фигуры» ребятам на отдельном бланке демонстрировались изображения таких простых геометрических фигур, как: квадрат, треугольник, круг и предлагалось на основании каждой из этих фигур придумать и изобразить как можно больше композиций. Дорисовывание могло осуществляться как, внутри изображенной фигуры, так и за ее приделами в любом удобном для ребенка месте при любом повороте листа, то есть можно задействовать каждую фигуру под разным углом.

Методика Е. Торренса позволяет достаточно в полном объеме изучить характерные черты творческого воображения и отследить специфику этого процесса. А также активизирует деятельность воображения, что помогает выявить одно основное его свойство — видение целого раньше, чем части.

Полученные результаты были распределены по четырем уровням. Работам первого уровня свойственно упрощение и схематичность, они характеризуются почти полным отсутствием деталей. На рисунке отчетливо видна взятая за основу геометрическая фигура.

Второй уровень характеризуется меньшей примитивностью изображения, появлением большего количества деталей как внутри геометрической фигуры, так и за его границами. Наблюдается появление сюжета за пределами фигуры.

В работах третьего уровня можно проследить изменение величины изображения, когда тест-фигуру дети используют в качестве крупной детали сюжетного изображения.

Работы четвертого уровня имеют широко развернутую предметную среду, дети, превратив основную фигуру в предмет, пририсовывают новые и новые элементы, получая в итоге неразрывную композицию, наполненную разными деталями согласно воображаемому сюжету.

Младшие школьники продемонстрировали невысокий показатель развития воображения от второго до третьего уровня. К высокому четвертому уровню были отнесены два ребенка из группы испытуемых. Работы этих детей характеризуются развернутой предметной средой, то есть при дорисовывании фигур они добавляли к рисункам все новые элементы, можно проследить композицию и задумку автора.

Три человека из группы испытуемых были отнесены ко второму уровню развития воображения. Их работы характеризуются схематичностью изображаемого, а также появлением деталей за пределами и в нутрии основного контура.

Все остальные дети, в количестве 17 человек, были отнесены к третьему уровню развития воображения, что составило большинство в тестируемой группе. Для этих учеников характерно употребление дополнительных предметов вокруг основного «поля вещей», что способствует оформленности окружающей среды.

Методика пиктограмма («Нарисуй слово») позволяет изучить процессы воображения, выяснить уровень развития и содержание воображения. А также процессы символизации.

Во время ее проведения детям была дана инструкция, нарисовать картинку к каждому слову, которое написано с обратной стороны листа так, как они его понимают и представляют себе. Важно было так нарисовать, чтобы и другие могли понять значение, какого слова хотели изобразить.

По результатам мы выявили, что творческими можно назвать работы, которые выполнили 19 детей, они составили почти всю группу исследуемых. Этих детей можно отнести к креативам «художественного» типа.

Три ребенка из группы отнесены к конкретно-действенному типу практического мышления.

По результатам полученных данных были сделаны следующие выводы об особенностях творческих способностей и воображения детей младшего школьного возраста.

Во-первых, дети в младшем школьном возрасте имеют четвертый уровень развития воображения: их творческая деятельность содержит в себе развернутую предметную среду, к своим работам они добавляют новые интересные элементы, которые образуют целостную композицию соответствующую воображаемому сюжету.

Во-вторых, у младших школьников в большей степени развито креативное мышление художественного сюжетного типа: в своих творческих работах школьники, изображают предметы, персонажи, объединяя их в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж представлен в процессе деятельности.

Итак, воображение — это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Данная форма психического процесса имеет свою специфичность, которая заключается в том, что воображение, с большой вероятностью, присуще только для человека и интересным образом связано с деятельностью организма, в то же самое время, являясь самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Воображение представляет собой форму отражения, которая несет в себе создание новых образов и идей методом переработки имеющихся представлений и понятий.

Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивностью приобретения и усвоения разнообразных знаний и применением их на практике. Младший школьный возраст квалифицируется как наиболее благоприятный, сенситивный для развития творческого воображения и фантазии.

Все это свидетельствует о том, что для развития творческих способностей и воображения необходимо использовать возможности младшего школьного возраста.

 

Литература:

 

1.                  Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ//Психодиагностические технологии.-2004г. — № 2. с. 51-58

2.                  .Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2007. — 358 с.

3.                  Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. — 197 с.

4.                  Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие//Психологический журнал. — 2001г. — № 5.Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие// Психологический журнал. — 2001г. — № 5. с. 57-68.

 

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, воображение, ребенок, развернутая предметная среда, способность, творческое воображение, уровень развития воображения, геометрическая фигура, творческая деятельность, творческая способность детей.


Задать вопрос