Детский туризм занимает один из основных секторов туристской индустрии. Предлагаемые программы отдыха призваны расширить детский кругозор, укрепить здоровье или раскрыть таланты детей. В конечном итоге все программы нацелены на развитие молодого поколения — в перспективе наиболее активного в российском обществе.
Актуальность исследования детского туризма обусловлена наличием широкого спектра проблем, связанных с организацией данного вида туризма и недостаточной развитостью законодательной базы.
Исследования в данной области носят фрагментарный, разрозненный характер и далеки от разработки комплексного методического обеспечения деятельности организаций на рынке детского туризма.
Целью исследования является анализ рынка детского туризма в Приморском крае и перспективы его развития.
Данная цель определила необходимость постановки и решения следующих основных задач:
- определения сущности детского туризма, выделение его классификации;
- исследования преимуществ детского туризма;
- изучения нормативно-правовой базы организации детского туризма;
- анализ состояния развития детского туризма в России;
- анализ состояния детского туризма в Приморском крае;
- выявление основных проблем динамичного развития данной сферы.
Объектом исследования является детский туризм в Приморском крае.
Предметом исследования являются экономические отношения в сфере детского туризма, а также перспективы его развития в целом.
Нужно отметить, что под детским туризмом понимаются путешествия детей, включая школьников, в возрасте 7 — 15 лет в различных целях.
Особенность классификации детского туризма проявляется в таком критерии как сезонность. Основываясь на критерии сезонности, выделяют:
- Сезонный период отпусков (осень, зима, весна — 8-12 дней, лето — 3 месяца);
- Межсезонный.
Нужно отметить, что в России в области детского туризма, одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских центров и специалистов, работающих со студентами.
Некоммерческая сфера представлена:
- Государственными и муниципальными органами управления;
- Государственными и муниципальными учебными заведениями, включая учреждения дополнительного образования;
- Общественными ассоциациями (туристские и спортивные клубы, детские и молодежные организации). [1]
Туристские предприятия Приморского края, специализирующиеся на детском туризме, предлагают главным образом международные туры (в целях изучения языков, спортивного отдыха, проведения экскурсий), и лишь не многочисленные туристские организации заняты внутренним туризмом для детей, организовывая туры выходного дня.
Данные маршруты носят информативный характер для детей, позволяя им на практическом опыте закрепить полученные знания. [2]
Нами был проведен SWOT-анализ отрасли детского туризма в Приморском крае. Проанализировав детский туризм в Приморском крае, были выделены его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы для отрасли детского туризма.
SWOT — Сильные стороны:
1. Живописные места Приморского края для туризма, в связи с этим преимуществом туристские предприятия постоянно расширяют ассортимент услуг, выдвигая новые предложения в течение каждого сезона.
2. Наличие разнообразного природно-рекреационного потенциала, богатого культурно-исторического наследия.
3. Уникальная флора и фауна.
SWOT — Слабые стороны:
1. Экологические проблемы туристических маршрутов
2. Имеющиеся туристские предложения часто не отвечают необходимым нормативным требованиям.
3. Туристские фирмы акцентируют внимание на организацию международных туристских услуг, они могут предложить детям и их родителям много интересного, погружение в новую культуру, язык, спортивный отдых. В то время как по организации детского туризма внутри края туристские предложения сильно ограниченны.
4. Отсутствует механизм ценообразования и тщательно продуманной системны реализации туристского продукта. Детский туризм не должен быть дорогим, но дешевый ваучер может означать низкую заработную оплату работникам.
5. Высокая текучесть кадров в сфере туризма, недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки работников.
6. Низкий уровень участия в развлекательном, историческом и культурном потенциале Приморского края в туристической деятельности.
SWOT — Возможности:
1. Продвижение существующих маршрутов
2. Выход на новые рынки
3. Расширение ассортимента услуг
4. Улучшение природных территорий
5. Создание новых рабочих мест
6. Установление и улучшение информационной базы.
SWOT — угрозы:
1. Сокращение эффективности развития внутреннего туризма в Приморском крае.
2. Загрязнение экологической среды, разрушение естественных памятников.
В Общественной палате РФ прошли слушания о необходимости оказания государственной поддержки детскому туризму, в которых приняли участие представители органов власти, транспортных и образовательных компаний, туроператоров, руководителей станций детско-юношеского туризма, организаторов детских лагерей.
Высказанные на слушаниях данные о состоянии детского туризма в России удручают: снижается количество туристических станций, закрываются детские лагеря, происходит увеличение стоимости экскурсии для школьников. По статистике, за прошедшие 12 лет почти вдвое сократилось число детей, участвующих в турпоходах. Потеряно большое число педагогов в сфере дополнительного образования детей.
Но в то же время спрос на детский отдых является самым стабильным. По статистике туристских фирм, занимающихся детским, семейным и молодежным туризмом, примерно 80 % их клиентов — дети, 15 % — семьи, 5 % — молодежь. [3]
Данное соответствие приведено на рисунке 1.
Рис. 1. Статистика туристских фирм, занимающихся детским, семейным и молодежным туризмом
Так, опираясь на рисунок 1, следует отметить, что в Приморском крае в настоящее время работают 31 загородный детский оздоровительный лагерь, 7 профильных лагерей на базе загородных стационарных учреждений, 14 санаторных лагерей круглогодичного действия, организующих отдых и оздоровление детей, 2 загородных стационарных специальных (коррекционных) лагеря, более 800 лагерей дневного пребывания детей и подростков, организуемых на базе учреждений социального обслуживания, лечебно-профилактических, образовательных, спортивных и иных учреждений. [2]
Основные экскурсанты на автобусных экскурсиях выходного дня — это школьники (более 90 %). В осенний период, в силу того, что фактор сезонности в нашем крае ощущается остро, «пик» экскурсионной нагрузки приходится всего лишь на шесть недель. [4]
Это означает, что маршрутов, отвечающих предъявляемым требованиям, на рынке недостаточно, либо отсутствует тщательно продуманная рекламная стратегия данных маршрутов.
В перспективе интерес к экотуризму будет усиливаться, так как темпы урбанизации и загрязнения естественных ландшафтов будут возрастать.
Популяризация уже существующих маршрутов и создание новых — это путь к регулированию нагрузки на «перегруженных» объектах и, конечно, острая необходимость в разработке доступных и недорогих экскурсионных маршрутов выходного дня.
Так, нами была разработана экскурсия «Находка-Сафари-парк (Шкотово)»- Солнечная обсерватория + горячий бассейн.
Экскурсия «Находка-Сафари-парк (Шкотово)» — Солнечная обсерватория + горячий бассейн, отличается своей универсальностью и может быть рассчитана на группу в количестве от 10 до 40 человек. Возрастная категория группы это дети от 3 до 16. Экскурсия носит круглогодичный характер. Продолжительность экскурсии — 15 часов. В программу экскурсии входит посещение сафари — парка, солнечной обсерватории, горячего бассейна. Общая стоимость тура: 1600 рублей. Предлагаемая нами экскурсия позволит познакомить детей с природой и животными обитающих в Приморском крае, а так же в игровой форме сформировать представления детей о планетах и светилах солнечной системы.
Таким образом, проведенный анализ детской туристской индустрии в Приморском крае позволяет сделать выводы о проблемах, на которых следует сосредоточиться. Поскольку для сохранения и развития существующей системы детского и подросткового отдыха необходимо разработать и осуществить меры материально-технической поддержки оздоровительных лагерей страны, создать условия для обеспечения безопасности детского пребывания на маршрутах, а также развить кадровый потенциал туристической индустрии. Кроме того, мы должны развить новые, эффективные формы отдыха для детей, развития и введения передовых технологий и методов улучшения работы с детьми и интересными маршрутами.
Литература:
1. Морозов М.А. Маркетинговые исследования российского рынка детского туризма // Маркетинг в России и за рубежом. — 2008. — N 2. — С. 83-91.
2. Косолапов А.Б. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в Приморском крае // Гуманитарные научные исследования. — Декабрь 2012. № 12 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://human.snauka.ru/2012/12/2063
3. Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2017 гг.
4. Постановление от 1 декабря 2011 г. № 308-па об утверждении краевой целевой программы «Развитие системы отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Приморского края» на 2012-2015 годы.