Основные направления систем информационной поддержки руководителя предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 14.04.2015

Статья просмотрена: 856 раз

Библиографическое описание:

Жаманкарин, Максут Мухамбетназарулы. Основные направления систем информационной поддержки руководителя предприятия / Максут Мухамбетназарулы Жаманкарин, Арман Сагатулы Кабдушев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17148/ (дата обращения: 19.12.2024).

В данной статье рассматривается система поддержки принятия решений.

 

Система поддержки принятия решений (СППР) — компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных [1].

Система поддержки принятия решений предназначена для поддержки многокритериальных решений в сложной информационной среде. При этом под многокритериальностью понимается тот факт, что результаты принимаемых решений оцениваются не по одному, а по совокупности многих показателей (критериев) рассматриваемых одновременно. Информационная сложность определяется необходимостью учета большого объема данных, обработка которых без помощи современной вычислительной техники практически невыполнима. В этих условиях число возможных решений, как правило, весьма велико, и выбор наилучшего из них, без всестороннего анализа может приводить к грубым ошибкам. Система поддержки решений СППР решает две основные задачи [3]:

1)                 выбор наилучшего решения из множества возможных (оптимизация);

2)                 упорядочение возможных решений по предпочтительности (ранжирование).

В обеих задачах первым и наиболее принципиальным моментом является выбор совокупности критериев, на основе которых в дальнейшем будут оцениваться и сопоставляться возможные решения (будем называть их также альтернативами). Система СППР помогает пользователю сделать такой выбор. Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть [2]:

1)                 информационный поиск;

2)                 интеллектуальный анализ данных;

3)                 поиск знаний в базах данных;

4)                 рассуждение на основе прецедентов;

5)                 имитационное моделирование;

6)                 эволюционные вычисления и генетические алгоритмы;

7)                 нейронные сети;

8)                 ситуационный анализ;

9)                 когнитивное моделирование и др.

Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР или ИСППР. Близкие к СППР классы систем — это экспертные системы и автоматизированные системы управления. Система позволяет решать задачи оперативного и стратегического управления на основе учетных данных о деятельности компании. Система поддержки принятия решений представляет собой комплекс программных инструментальных средств для анализа данных, моделирования, прогнозирования и принятия управленческих решений, состоящий из собственных разработок корпорации и приобретаемых программных продуктов. Классификации СППР. По взаимодействию с пользователем выделяют три вида СППР [4]:

1)                 пассивные помогают в процессе принятия решений, но не могут выдвинуть конкретного предложения;

2)                 активные непосредственно участвуют в разработке правильного решения;

3)                 кооперативные предполагают взаимодействие СППР с пользователем.

Выдвинутое системой предложение пользователь может доработать, усовершенствовать, а затем отправить обратно в систему для проверки. После этого предложение вновь представляется пользователю, и так до тех пор, пока он не одобрит решение. По способу поддержки различают [5]:

1)                 модельно-ориентированные СППР, используют в работе доступ к статистическим, финансовым или иным моделям;

2)                 СППР, основанные на коммуникациях, поддерживают работу двух и более пользователей, занимающихся общей задачей;

3)                 СППР, ориентированные на данные, имеют доступ к временным рядам организации. Они используют в работе не только внутренние, но и внешние данные;

4)                 СППР, ориентированные на документы, манипулируют неструктурированной информацией, заключенной в различных электронных форматах;

5)                 СППР, ориентированные на знания, предоставляют специализированные решения проблем, основанные на фактах.

По сфере использования выделяют [1]:

1)                 общесистемные

2)                 настольные СППР.

Общесистемные работают с большими СХД и применяются многими пользователями. Настольные являются небольшими системами и подходят для управления с персонального компьютера одного пользователя [6].

 

Литература:

 

1.         Ларичев О. И., Петровский А. В. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития. // Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. — Т.21. М.: ВИНИТИ, 1987, С. 131–164

2.         Сараев А. Д., Щербина О. А. Системный анализ и современные информационные технологии //Труды Крымской Академии наук. — Симферополь: СОНАТ, 2006. — С. 47–59

3.         Терелянский, П. В. Системы поддержки принятия решений. Опыт проектирования: монография / П. В. Терелянский; ВолгГТУ. — Волгоград, 2009. — С.101–127

4.         Автоматизация управлением предприятием / Баронов В. В. и др. М.: Инфра-М, 2000. — С.198–205.

5.         Автоматизированное проектирование информационно-управляющих систем. Системное моделирование предметной области: Учебное пособие / Г. Г. Куликов, А. Н. Набатов, А. В. Речкалов. Уфа: УГАТУ, 1998.- С.89–104.

6.         Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. -М.:Сов.радио, 1979. С.5–11.

Основные термины (генерируются автоматически): система поддержки принятия решений, пользователь, решение, баз данных, искусственный интеллект, система.


Похожие статьи

Учетно-аналитическое обеспечение принятия стратегического управленческого решения

В данной статье рассмотрены стратегические аспекты управленческого учета и анализа для формирования информационного обеспечения стратегического управления.

Экономическая эффективность деятельности предприятия

Данная статья, посвящена вопросам эффективности деятельности любого предприятия. В работе рассматриваются теоретические основы оценки эффективности деятельности предприятия.

Методология оценки стоимости строительного предприятия

В данной статье рассмотрены методология, основные принципы и закономерности оценки стоимости предприятий строительного производства с учетом требований конкретного регионального рынка.

Механизмы регулирования статуса муниципальных служащих

В статье исследуются проблемы правового регулирования статуса муниципальных служащих.

Повышение квалификации педагога

В статье рассматривается понятие повышения квалификации, а также рассмотрен вопрос о повышении квалификации педагогов.

Виды инновационных технологий и их характеристики

В данной статье рассматривается применение инновационных педагогических технологий применяемые в учебном процессе.

Педагогический аспект определения эффективности формирования педагогического мастерства

В данной статье проводятся исследования по оценке эффективности формирования педагогического мастерства студентов факультетов профессионального образования.

Методы совершенствования системы менеджмента качества метрологического отдела

В данной статье рассматриваются методы совершенствования системы менеджмента качества.

Проблемы анализа материальных оборотных активов

В статье рассмотрены основные проблемные вопросы анализа оборотных активов организации в контексте методики анализа и его информационного обеспечения.

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье представлена систематика трудностей реализации инклюзивного образования дошкольной образовательной организации.

Похожие статьи

Учетно-аналитическое обеспечение принятия стратегического управленческого решения

В данной статье рассмотрены стратегические аспекты управленческого учета и анализа для формирования информационного обеспечения стратегического управления.

Экономическая эффективность деятельности предприятия

Данная статья, посвящена вопросам эффективности деятельности любого предприятия. В работе рассматриваются теоретические основы оценки эффективности деятельности предприятия.

Методология оценки стоимости строительного предприятия

В данной статье рассмотрены методология, основные принципы и закономерности оценки стоимости предприятий строительного производства с учетом требований конкретного регионального рынка.

Механизмы регулирования статуса муниципальных служащих

В статье исследуются проблемы правового регулирования статуса муниципальных служащих.

Повышение квалификации педагога

В статье рассматривается понятие повышения квалификации, а также рассмотрен вопрос о повышении квалификации педагогов.

Виды инновационных технологий и их характеристики

В данной статье рассматривается применение инновационных педагогических технологий применяемые в учебном процессе.

Педагогический аспект определения эффективности формирования педагогического мастерства

В данной статье проводятся исследования по оценке эффективности формирования педагогического мастерства студентов факультетов профессионального образования.

Методы совершенствования системы менеджмента качества метрологического отдела

В данной статье рассматриваются методы совершенствования системы менеджмента качества.

Проблемы анализа материальных оборотных активов

В статье рассмотрены основные проблемные вопросы анализа оборотных активов организации в контексте методики анализа и его информационного обеспечения.

Трудности реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

В статье представлена систематика трудностей реализации инклюзивного образования дошкольной образовательной организации.

Задать вопрос