В настоящее время энергосберегающие технологии являются одним из ключевых направлений развития энергетической политики России. Так как экономика страны характеризуется высокой энергоёмкостью, необходимыми мерами по обеспечению экономии энергии являются: ликвидация технологической отсталости промышленности, оснащение предприятий новым энергосберегающим оборудованием, модернизация сферы ЖКХ, внедрение энергосберегающих технологий, привлечение в энергосбережение должного объема инвестиций, работа с населением, борьба с бесхозяйственностью в использовании энергетических ресурсов. Ещё одним направлением, призванным в будущем заменить традиционные виды топлива, является переход на энергосберегающие технологии в рамках использования возобновляемых источников энергии, к которым относятся: твердая биомасса и животные продукты, промышленные отходы, гидроэнергия, геотермальная энергия, солнечная энергия, энергия ветра, энергия приливов морских волн и океана. Это даёт не только значительное уменьшение расходов на энергетические затраты, но и имеет большие экологические плюсы. Энергосберегающие технологии позволяют относительно простыми методами госрегулирования значительно снизить нагрузку на государственный и федеральные бюджеты, сдержать рост тарифов, повысить конкурентоспособность экономики, увеличить предложения на рынке труда [5, C. 14].
Актуальна эта проблема и для Республики Мордовия, которая относится к энергодефицитным регионам РФ и вынуждена отвлекать значительные финансовые средства на закупку топливно-энергетических ресурсов. В то время, как технологии энергосбережения, сокращая расход энергоресурсов, повышают региональную энергоэффективность и напрямую влияют на уровень инвестиционного и энергетического потенциалов, которые, в свою очередь, активно способствуют процессам регионального развития и высоким темпам экономического роста [4, C. 180].
Текущее состояние энергетического комплекса характеризуется повышенным износом основных фондов, что является угрозой его энергобезопасности. Так, филиал ОАО «МРСК Волги» — «Мордовэнерго» имеет трансформаторное оборудование со сроком службы 35 лет (износ — 86 %), коммутационные аппараты — 34 года (износ — 85 %) и высоковольтные линии — 30 лет (износ 77 %).
Низкая энергоэффективность порождает низкую конкурентоспособность промышленности. В условиях экономического кризиса 2008 — 2009 годов высокие удельные расходы энергоресурсов в промышленности дополнительно возросли из-за падения загрузки производственных мощностей более быстрыми темпами, чем снижалось энергопотребление. Это происходит на фоне падения цен на продукцию этих предприятий и роста цен на энергоносители. В итоге, доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности резко выросла, а конкурентоспособность промышленности упала, что существенно осложняет ее выход из кризиса.
Низкая энергоэффективность ЖКХ и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на местные, республиканский и федеральный бюджеты и снижает финансовую стабильность. Более 15 % расходов как республиканского бюджета Республики Мордовия, так и местных бюджетов приходится на оплату в той или иной форме жилищных и коммунальных услуг.
Реализации огромного потенциала энергосбережения мешают барьеры, которые имеют разную природу: ценовые и финансовые барьеры, связанные со структурой и организацией экономики и рынка; институциональные барьеры; социальные, культурные, поведенческие. Практически все они устранимы с помощью целевых мер политики по повышению энергоэффективности [2].
Рассмотрим основные проблемы внедрения энергосберегательных технологий в нашем регионе.
На производстве:
- использование устаревшего оборудования, не соответствующего требованиям энергоэффективности,
- применение устаревших технологий в производственном цикле,
- отсутствие финансовой возможности закупить новую технику и внедрять прогрессивные энергосберегающие меры,
- слабые организационные меры по обеспечению энергосберегающих мероприятий.
Проблемы энергосбережения в Мордовии в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- ветхий жилой фонд и ветхие инженерные коммуникации, вследствие которых происходят значительные потери тепла,
- нехватка источников финансирования работ по реконструкции и модернизации инженерных систем и зданий жилого фонда,
- невозможность установить поквартирные приборы учета расхода тепла (в домах застройки до 2000 га) из-за конструктивных особенностей систем отопления, а иногда и по причине изношенности внутридомовых сетей,
- слабая мотивация конечных потребителей к экономии энергетических ресурсов.
Проблемы энергосбережения в строительстве наблюдаются и в рамках программ реконструкции, и в части вопросов вновь возводимого жилья:
- не решена проблема использования современных систем вентиляции (с рекуперацией) в строящихся и реконструируемых зданиях (старые и неработающие системы приводят к дополнительным теплопотерям и ухудшению микроклимата в помещениях),
- использование в массовом строительстве дешевых стройматериалов, несмотря на налаженный в Мордовии выпуск энергосберегающих решений (производство теплоотражающих стекол, светопрозрачных конструкций, фотоэлектрических панелей, теплоизоляционных материалов),
- слабое использование в строительстве альтернативных источников энергии (солнечные коллекторы и батареи, тепловые насосы, ветровые генераторы),
На общерегинальном уровне
- нехватка узкопрофильных квалифицированных специалистов в области энергосбережения по отраслям (строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и пр.),
- недостаточно четко проработанные законодательные акты в области энергосбережения,
- отсутствие программ по поддержке производителей энергосберегающей продукции,
- отсутствие норм, регламентирующих вопросы энергосбережения в строительстве,
- недостаток опыта финансирования энергосберегающих проектов со стороны банков.
Решение проблемы энергосбережения требует комплексного и системного подхода, в связи с чем необходимо повысить уровень согласованности действий по ряду направлений: нормативно-правовое обеспечение, организация и управление, научное обеспечение, технические и технологические меры, тарифное регулирование, производство энергосберегающего оборудования, экономическое стимулирование энергосбережения, подготовка кадров. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий, концентрации ресурсов субъектов экономики с учетом создаваемой единой системы управления политикой повышения энергоэффективности в Российской Федерации. Существенное снижение нерационального потребления энергии во всех сферах жизнедеятельности не может быть обеспечено самостоятельно собственниками объектов и сооружений. Задача кардинального повышения уровня энергоэффективности может быть решена только программно-целевыми методами.
Во исполнение законодательства об энергосбережении в Республике Мордовия с 2001 г. реализуются индивидуальные программы, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности. Основные программные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности учитывают комплекс энергосберегающих работ, предусмотренных в пилотных проектах, реализующихся в Республике Мордовия [4, C. 14].
За период 2001 — 2005 гг были реализованы следующие энергосберегающие технологии:
- бюджетная сфера — завершен перевод котельных с твердого топлива на природный газ. Затраты на топливо для бюджетных организаций снизились в среднем на 25–30 %;
- реальный сектор экономики — ввод дополнительных генерирующих мощностей с использованием современных энергетических газотурбинных установок, создание энергоэкономичных источников света, светильников, полупроводниковых приборов, преобразовательной техники, в том числе энергоэффективного частотно-регулируемого электропривода.
В 2006 — 2010 гг были реализованы такие мероприятия энергосберегающего характера:
- повышение энергетической эффективности уличного освещения городов и районных центров;
- энергосбережение в муниципальном образовании с последующим созданием демонстрационной зоны высокой энергоэффективности (на базе Рузаевского района);
- повышение эффективности энергоресурсоснабжения г. Саранска с последующим созданием на базе МУ «ДЕЗ ЖКХ Пролетарского района ГО Саранск» демонстрационной зоны высокой энергоэффективности;
- комплексные энергосберегающие мероприятия в ОАО «Сарансккабель», предприятиях АПК, запуск в 2010 г. первой в регионе сельской мини-ГЭС мощностью 0,4 МВт, построенная на плотине Токмовского гидроузла.
В результате данных мероприятий были достигнуты такие показатели как: снижение расхода энергоресурсов в социальной сфере на 22–24 % и энергоемкости промышленности на 21 %.
В период с 2011 по 2015 года были реализованы следующие мероприятия:
- бюджетная сфера — ремонт системы отопления, водоснабжения и теплотрассы, заменена приборов учета, ремонт котельных (с заменой котлов отопления на энергоэффективные), замена оконных и дверных блоков, утепление зданий, приобретение и установка энергосберегающих ламп;
- промышленность — мероприятия по эффективным системам производственного освещения, сжатого воздуха, теплоснабжения, модернизации технологических процессов, пилотный проект «Новый свет»;
- строительство — реконструкция компрессорной станции и систем сжатого воздухопотребления;
- торговля и предпринимательство — мероприятия по эффективным системам производственного освещения, теплоснабжения, по регулированию электропривода, модернизация технологических процессов;
- сельское хозяйство и продовольствие — замена ламп накаливания на энергоэффективные источники света; реконструкция электрических сетей и модернизация котельного оборудования, ГУП РМ «Тепличное» ввело в эксплуатацию три газопоршневых генератора мощностью 3177кВт; обновление тракторного парка;
- энергетика — замена проводов на перегруженных линиях ВЛ 10кВ, 0,4кВ; замена теплоизоляционных конструкций подземных и надземных трубопроводов с частичной перекладкой, заменена 6175 приборов учета.
Полученный экономический эффект в ходе реализации проектов и технологий составил: в промышленности — экономия 2689,2 тыс. руб. или 700174 кВт/ч; в строительстве — экономия 300 тыс. кВт/ч; в сельском хозяйстве и продовольствие — экономия 172,1 тыс. кВт/ч.; в энергетике: замена проводов — экономия 849,68 кВт/ч или 1363,79 тыс. руб., снизились потери в сетях на 57,8 млн. кВт.ч; замена теплоизоляционных конструкций — экономия 1126,49 тыс. руб.; заменена приборов учета — экономия 2891,51 тыс. руб.
Однако, мероприятия программ в организациях бюджетной сферы и реального сектора экономики реализовывались лишь частично в связи с недостаточностью бюджетного финансирования, а также низкой эффективностью привлечения дополнительных источников финансирования, в частности внебюджетных (ресурсов предприятий) — у предприятий попросту отсутствовали средства на проведение энергосберегающих мероприятий. Полученные результаты предопределили необходимость дальнейшей разработки и реализации подобных программ в РМ.
23 декабря 2013 г. Постановлением № 583 Правительством РМ была утверждена новая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2014–2020 гг. с общем объемом финансирования в 4930,72 млн. руб. В качестве целевых индикаторов и показателей госпрограммы обозначены:
- снижение энергоемкости ВРП не менее чем на 24 % на I этапе (2014–2016 гг.) и 29 % на II этапе (2017–2020 гг.) (по сравнению с 2013 г.);
- обеспечение экономии первичной энергии в размере не менее 299 тыс. тонн условного топлива к 2016 г., не менее 697 тыс. тонн условного топлива к 2020 г [2].
Между тем, чтобы добиться указанных целевых ориентиров, необходимо учесть ошибки прошлых лет в реализации мероприятий по внедрению технологий энергосбережения. В этой связи, считаем необходимым для реализации важнейших направлений программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в РМ: установить жесткий контроль над целевым использованием бюджетных инвестиций и расходованием выручки от продажи энергии; обеспечить соответствующий уровень платежеспособности потребителей энергетических ресурсов; воспитать культуру разумного энергопотребления и энергосбережения у всех слоев населения — от руководителей всех уровней до жителей, использующих энергию для своих нужд. Это все стратегические задачи региона, решить которые сложно без соответствующих мер на уровне отдельных хозяйствующих субъектов республики. Последние, в условиях наличия финансовых ограничений, должны проводить ранжирование энергосберегающих мероприятий с целью выбора для внедрения оптимальных с точки зрения экономической целесообразности технологий энергосбережения.
Итак, в Республике Мордовия предпринимаются существенные усилия по внедрению в различные сектора экономики технологий энергосбережения, подтверждением чему служит реализация соответствующих республиканских программ. Достигнутые по итогам них результаты свидетельствуют о целесообразности повышения эффективности мер в области энергосбережения с целью обеспечения устойчивого развития экономики республики и технологического перевооружения региона. Выбор приоритетных направлений энергосбережения, как со стороны руководства республики, так и со стороны хозяйствующих субъектов, должен производиться с учетом стратегических альтернатив развития.
Литература:
1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт информ.-правовой компании]. — [М., 2015]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12171109/1/#block_100#ixzz3Q3Sjr2wh
2. Постановление Правительства РМ от 23.12. 2013 № 583 «О Государственной программе РМ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2014–2020 годы» [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов государственной власти РМ. — Режим доступа: http://minenergo.e-mordovia.ru/content/view/3492
3. Аверина О. И., Москалёва Е. Г., Морозкина Т. С. Критерии оценки энергетической эффективности // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 427-429.
4. Баев И. А. Региональные резервы энергоэффективности / И. А. Баев, И. А. Соловьева, А. П. Дзюба // Экономика региона. — 2013. — № 3 (35). — С. 180–189.
5. Бусалова С. Г. Финансовое обеспечение программ в сфере энергосбережения и энергоэффективности в Республике Мордовия / С. Г. Бусалова, Н. Н. Семенова, О. П. Федоткина, Ю. Ю. Филичкина [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами. — 2013. — № 9. — Режим доступа http://www.uecs.ru/marketing/item/2322–2013–09–03–07–14–34
6. Коршунова Л. А. Проблемы энергосбережения и энергоэффективности в России / Л. А. Коршунова, Н. Г. Кузьмина, Е. В. Кузьмина // Известия Томского политехнического университета. — 2013. — № 6. — Том 322. — С. 22–25.
7. Логинова Е. В., Москалева Е. Г. Влияние мероприятий по энергосбережению на финансовые результаты предприятия
8. // Экономика и социум. 2015. № 1 (14). — http://www.iupr.ru
9. Москалёва Е. Г., Горбункова А. О. Энергосбережение и повышение энергоэффективности на предприятии Республики Мордовия
10. // Экономика и социум. 2015. № 1 (14). — http://www.iupr.ru
11. Москалева Е. Г., Дергунова Е. О. Стратегия управления эффективным ресурсопотреблением // Экономика и социум. 2015. № 1 (14). — http://www.iupr.ru
12. Энергосбережение как фактор устойчивого развития Республики Мордовия / Е.Г. Москалёва, Н.А. Гришунина // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 461-464.