В статье рассматривается налоговая система РФ, США и КНР путем сравнительного анализа. Сравнение проводится по таким показателям как: нормативная база, средний уровень налоговой нагрузки, состав налогов, классификация налогов по налоговому администрированию, классификация налогов по распределению поступлений между различными уровнями бюджетов, анализ динамики налоговых поступлений, состав и структура налоговых поступлений за 2013 год. В процессе сравнительного анализа выделяются отличительные особенности налогообложения отдельных стран и общие черты, присущие нескольким странам.
Ключевые слова: налоговая система, налоговая нагрузка, классификация налогов, налоговые поступления.
Система налогообложения является неотъемлемой частью любой страны, поскольку благодаря ей формируется государственный бюджет, в дальнейшем используемый для решения проблем того или иного региона. Налогообложение оказывает сильное влияние на экономику, являясь одним из самых главных инструментов ограничения или стимулирования деятельности в конкретных сферах экономики. В связи с этим сложно переоценить значимость системы налогообложения для эффективного функционирования государства, полноценного выполнения всех поставленных перед ним задач и создания высокого качества жизни населения. Оценка системы налогообложения может проводится различными способами. Авторами был выбран способ сравнительного анализа. Данный выбор связан с возможностью выделения особенностей и сходств при применении этого метода. Не менее значимым является возможность анализа налоговых систем других стран. Для проведения сравнительного анализа системы налогообложения были выбраны такие страны как РФ, США и КНР.
Целью проведенного анализа является выявление сильных и слабых сторон налоговой системы каждой страны, выделение недостатков, их причин и способов их устранения. Это позволит в будущем решить ряд проблем налоговой системы путем применения методов, используемых в других странах, и внедрить ряд эффективных механизмов и инструментов, успешно функционирующих за границей.
Любая система налогообложения базируется на нормативных документах, в РФ — Налоговый Кодекс. В США подобный документ носит название «Кодекс внутренних доходов», однако все налоговое законодательство содержит в себе около 260 томов. Стоить отметить, что в КНР единого нормативного документа нет, а система налогообложения базируется на правовых актах, принятых органами как исполнительной, так и законодательной власти [5]. В связи с этим нормативная база в КНР имеет очень сложную структуру и содержит большое множество документов, регламентирующих отношения в сфере налогообложения. По мнению авторов, краткость, системность и структурированность налогового законодательства имеет большое значение, в связи с этим налоговое законодательство США и КНР имеет ряд недостатков, наличие которых приводит к осложнениям в поиске, понимании, использовании информации и, соответственно, к трате материальных и временных ресурсов.
Средний уровень налоговой нагрузки в РФ составляет примерно 24 %, в то время как в США данный показатель равен 26,5 %. КНР относится к числу стран с самым низким уровнем налоговой нагрузки, который составляет не более 15 % [2; 9]. По данному показателю видно, что большей налоговой нагрузкой отличается США, однако по степени развития экономики, по качеству жизни населения и многим другим показателям она превосходит РФ и КНР. Но нельзя оставить без внимания тот факт, что 90 % населения США живет за счет кредитов. Показатель налоговой нагрузки позволяет оценить лишь общий уровень в целом, однако, сопоставляя значения налоговой нагрузки с объемами налоговых поступлений, можно заметить, что при 26,5 % в США бюджет имеет наибольший доход. На наш взгляд, низкие показатели налоговых поступлений при достаточно высокой налоговой нагрузке в РФ связаны с тем, что значительная часть населения страны уклоняется от уплаты налогов, применяя незаконные механизмы. В КНР при самом низком значении налоговой нагрузки, налоговые поступления выше, чем в РФ, что связано с большой численностью населения и высоким уровнем государственного контроля.
Не менее важным является анализ структуры налогов. Выделение состава налогов позволит оценить состав объектов и операций, подлежащих налогообложению в этих странах, структуру взимаемых налогов с физических и юридических лиц.
В таблице 1 наглядно представлены виды налогов в РФ, США и Китае. Проведена классификация по распределению компетенции по налоговому администрированию. В таблице 1 отсутствует полный перечень всех налогов, так как именно предложенный состав налогов формирует доходную часть федерального бюджета каждой страны.
Таблица 1
Классификация налогов РФ, США и КНР по распределению компетенции по налоговому администрированию [авт.; 5; 6; 8]
№ п/п |
РФ |
США |
КНР |
1 |
Налог на доходы физических лиц (ф. н.) |
Налоги на доходы (налог на доходы физических лиц и корпорационный налог) |
Налог на доходы физических лиц (р. н.) |
2 |
Государственная пошлина (ф. н.) |
Налог на социальное обеспечение (взнос) |
Налог на прирост стоимости земли (р. н.) |
3 |
Налог на прибыль организаций (ф. н.) |
Налог на имущество юридических лиц |
Налог на доходы предприятий (ф. н.) |
4 |
Акцизы (ф. н.) |
Акцизы |
Налог на табачный лист (р. н.) |
5 |
Налог на добавленную стоимость (ф. н.) |
Налог с продаж |
Налог на добавленную стоимость (ф. н.) |
6 |
Налог на добычу полезных ископаемых (ф. н.) |
Налоги на добычу и переработку нефти и иных полезных ископаемых |
Ресурсный налог (р. н.) |
7 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (ф. н.) |
Налог на охрану окружающей среды |
Сбор за занятие сельскохозяйственными пахотными землями (р. н.) |
8 |
Водный налог (ф. н.) |
Налог на ликвидацию безработицы |
Налог на приобретение автотранспорта (ф. н.) |
9 |
Налог на имущество организаций (р. н.) |
Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения |
Налог на предпринимательскую деятельность (р. н.) |
10 |
Транспортный налог (р. н.) |
Таможенные пошлины |
Транспортный налог (р. н.) |
11 |
Налог на игорный бизнес (р. н.) |
|
Налог на использование городских земель (р. н.) |
12 |
Земельный налог (м. н.) |
|
Налог на городской ремонт и строительство (р. н.) |
13 |
Налог на имущество физических лиц (м. н.) |
|
Потребительский налог (ф. н.) |
14 |
|
|
Гербовый сбор (р. н.) |
15 |
|
|
Налог на недвижимость (р. н.) |
16 |
|
|
Дополнительный сбор на образование (р. н.) |
17 |
|
|
Налог на переход прав (р. н.) |
Примечание: ф. н. — федеральные налоги и сборы; р. н. — региональные налоги; м. н. — местные налоги. |
Из таблицы 1 видно, что только в РФ применяется деление налогов на 3 уровня (федеральные, региональные, местные), в КНР — только на 2, поскольку региональный и местный уровни представляют собой одну группу налогов. Отсутствие в США деления налогов во многом связано с тем, что в них не предусмотрено законодательством деление налогов по налоговому администрированию, однако есть возможность самостоятельного введения штатами налогов, не противоречащих федеральному налоговому законодательству. Аналогично осуществляется налогообложение на местном уровне. По этой причине налоговая система в США имеет очень сложную структуру. Еще одной особенностью американской системы налогообложения является отсутствие налога на добавленную стоимость, однако в штатах он порой представлен в форме налога с продаж, и в каждом штате ее налоговая ставка различна. В целом можно сделать вывод о том, что перечень налогов одинаков во всех трех странах, кроме части налогов, у которых лишь название отлично, и узкого круга специфических налогов, присущих лишь конкретной стране. Отсюда можно вывести и общий для всех трех стран состав объектов налогообложения, к которым относят доход, имущество, операции и т.д.
Следующая классификация произведена по распределению налоговых поступлений между бюджетами различных уровней, что представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение налоговых поступлений между бюджетами различных уровней в РФ, США и КНР [авт.; 1; 5; 8]
Страна |
Федеральный бюджет |
Региональный бюджет |
Местный бюджет |
РФ |
Налог на добавленную стоимость, водный налог |
Налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, транспортный налог |
Земельный налог, налог на имущество физических лиц |
Государственная пошлина |
|||
|
Налог на доходы физических лиц |
||
Налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
|
||
США |
Индивидуальный подоходный налог, налог на доходы корпораций, отчисления на социальное страхование, акцизы, налог с наследства и дарений, таможенные пошлины |
Индивидуальный подоходный налог, налог на доходы корпораций, отчисления на социальное страхование, акцизы, налог с наследства и дарений, налог с продаж, налоги на движимую и недвижимую собственность |
Индивидуальный подоходный налог, налог на доходы корпораций, отчисления на социальное страхование, акцизы, налог с наследства и дарений, налог с продаж, налоги на движимую и недвижимую собственность |
КНР |
Налог на приобретение автотранспорта, потребительский налог |
Налог на прирост стоимости земли, сбор за занятие сельскохозяйственными пахотными землями, транспортный налог, налог на использование городских земель, налог на недвижимость, налог на переход прав |
|
Налог на доходы физических лиц, налог на доходы предприятий, налог на добавленную стоимость, ресурсный налог, налог на предпринимательскую деятельность, налог на городской ремонт и строительство, гербовый сбор, дополнительный сбор на образование |
Отличительной чертой налоговой системы США является то, что в бюджет каждого уровня зачисляются поступления только от тех налогов, права по установлению и администрированию которых принадлежат правительству этого уровня. Таким образом, в США отсутствует практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между различными бюджетами [4]. По этой причине одни и те же налоги могу взиматься на всех трех уровнях, но их налоговые ставки могут отличаться. Налог с продаж, который в США, по сути, заменяет налог на добавленную стоимость, формирует только региональный и местный бюджеты, являясь одним из главных источников доходов. Обобщая материал, можно отметить, что практика распределения налоговых поступлений между бюджетами является очень распространенной, однако в США отсутствие этой практики говорит о большей автономности территориальных субъектов.
По распределению налоговых поступлений между бюджетами различных уровней налоговые системы КНР и РФ более схожи, поскольку предусматривают часть налогов, которые полностью зачисляются в бюджеты отдельных уровней, и часть налогов, доходы от которых распределяются между бюджетами в определенных пропорциях [3].
Оценка уровня налоговых поступлений позволит сформировать более полную картину состояния бюджетов отдельных стран. Объем бюджета США в разы превосходит объемы бюджетов РФ и КНР. Однако, если проанализировать динамику доходов федерального правительства США, можно заметить, что на протяжении десяти лет, начиная с 1990 г., динамика была исключительно положительной, однако в 2000-2003 гг. и 2007-2009 гг. был спад [7; 11]. Такая неоднозначная динамика характерна была лишь для последних десяти лет.
Доходная часть бюджета КНР на протяжении двадцати лет стабильно увеличивалась и к 2010 г. достигла около 600 млрд. долл. [12]. Динамика доходов федерального бюджета РФ в 1998-2008 гг. носила положительный характер, но после был резкий спад, после которого к 2010 г. не удалось вернуться к предыдущим показателям [10]. По мнению авторов, подобная динамика во многом зависит от состояния экономики на тот или иной период, социальной сферы общества и многих других факторов, однако стабильный рост налоговых поступлений в КНР может говорить о высоком уровне организации, контроля и управлении как в целом страной, так и налоговой системой в частности.
Объем налоговых поступлений за 2013 г. был больше, нежели в 2012 г. на 19 796 млн. руб. Объем федерального бюджета увеличился на 1 941,2 млн. руб., хотя доля в общем объеме уменьшилась почти на 3 %. Доля консолидированного бюджета субъекта выросла на 2,7 %, что составило 17 854,7 млн. руб. Общий объем налоговых поступлений за 2013 г. в США составил 2 627,4 млрд. долл., в КНР — 5,5 трлн. юаней [12].
По мнению авторов, объем налоговых поступлений в США и КНР значительно выше благодаря распространенному применению прогрессивной системы налогообложения, в то время как в РФ практикуется использование в большей степени пропорциональной системы. Не менее значимым является контроль государства за выполнением налоговых обязательств гражданами страны. С этой точки зрения США и КНР также отличаются высокой степенью контроля, однако в России известно немало случаев ухода от уплаты налогов, и государство пока не может принять эффективных мер для предотвращения таких случаев.
В 2013 г. в РФ в целом наблюдается равномерные поступления от основных видов налогов, однако наибольшую прибыль приносит налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость. Значимую долю в структуре составляют также налоги и сборы за пользование природными ресурсами, что объясняется тем, что РФ богата полезными ископаемыми, водными и биологическими ресурсами. Около 8 % составляют акцизы и налоги на имущество. Большую часть бюджета США, как и в РФ, составляет индивидуальный подоходный налог — 43 %, однако его доля здесь выше на 20 %, отчисления на социальное страхование приносят бюджету 35 % доходов, и на третьем месте по объему поступлений находится налог на доходы корпораций — 13 %. Если анализировать структуру налоговых поступлений КНР, трудно не заметить максимальную долю налога на добавленную стоимость в системе поступлений (объединяя налог на добавленную стоимость и налог на добавленную стоимость импортированных товаров), далее идут налог на прибыль предприятий и налог на хозяйственную деятельность. Единый подоходный налог приносит бюджету КНР лишь 6 % дохода, уступая потребительскому налогу, доля которого 8 %.
Из проведенного анализа следует, что самыми прибыльными для государств объектами налогообложения являются доходы как физических, так и юридических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на доходы корпораций, налог на прибыль предприятий) и операции (налог на добавленную стоимость).
Подводя итоги, можно отметить, что налоговые системы США, РФ и КНР имеют как свои характерные особенности, так и общие черты присущие для всех стран. Для всех стран характерно применение определенного перечня налогов, содержащих свои элементы, наличие нормативных документов, регулирующих отношения в сфере налогообложения, система классификации налогов. Основными объектами налогообложения являются, прежде всего, доходы физических и юридических лиц и операции с товарами, работами и услугами.
Отличительными особенностями налоговой системы США являются: отсутствие деления налогов на группы по распределению компетенции по налоговому администрированию, полное поступление налогов в определенный уровень бюджета, наличие заменяемого налога на добавленную стоимость на налог с продаж на региональном и местном уровнях. В РФ по сравнению с США и КНР законодательно предусмотрено деление налогов на 3 уровня и применение пропорциональной системы налогообложения, в то время как в КНР деление осуществляется лишь на 2 уровня, и для КНР и США больше характерно использование прогрессивной системы налогообложения. Отличительной особенностью КНР также является то, что налоговое законодательство формируется за счет нормативных документов исполнительных и законодательных органов, отсутствует единый нормативный документ.
Таким образом, структура всех систем налогообложения схожа во всех трех странах, за исключением ряда особенностей, однако механизмы и инструменты ее функционирования отличаются, что и приводит к различным результативным показателям. По этой причине вполне целесообразно использовать методы и инструменты, применяемые в других странах, для решения проблем в РФ, такие как: прогрессивная система налогообложения, механизм государственного контроля за налоговыми поступлениями, и т.д. Использование опыта других стран позволит в короткие сроки при минимальных затратах решить серьезные трудности с наименьшими рисками.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по сост. на 01 февраля 2015 г.). М.: Проспект: Кнорус. 2015. 320 с.
2. Лыкова, Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран: учеб. / Л.Н. Лыкова, И.С. Букина. М.: Юрайт, 2013. 428 с.
3. Митрофанова, И.А. Экономическая оценка налоговых рисков: межстрановые сравнения / И.А. Митрофанова, С.В. Хохлова // Налоги и налогообложение. 2013. № 1. С. 5-14.
4. Налоги в США для юридических и физических лиц [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arttechnologies.ucoz.ru/publ/ssha/o_strane/nalogi_v_ssha_dlja_juridicheskikh_i_fizicheskikh_lic/187-1-0-729 (дата обращения: 08.12.2014).
5. Налоговая система КНР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pavel.bazhanov.pro (дата обращения: 02.12.2014).
6. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая (по сост. на 01 февраля 2015 г.). М.: Омега-Л, 2015. 1056 с.
7. Россия и страны мира. 2014: стат. сб. / Росстат. М., 2014. 382 с.
8. Состав и структура налоговой системы США [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imi-samara.ru/node/1832 (дата обращения: 09.12.2014).
9. Тлисов, А.Б. Зарубежный и отечественный опыт государственного управления процессом инновационного развития / А.Б. Тлисов, И.А. Митрофанова, С.В. Пошелюжный // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 16. С. 19-24.
10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 07.12.2014).
11. Bureau of Economic Analysis [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bea.gov (дата обращения: 07.12.2014).
12. China tax blog [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chinataxblog.com/?cat=10 (дата обращения: 07.12.2014).