В статье представлен сравнительно-исторический анализ концепции «социального рыночного хозяйства» теоретически изложенной немецким политиком и общественным деятелем Л. Эрхардом. Особое внимание уделено рассмотрению практической реализации данной концепции в условияхсоциально-экономического развития Западной Германии в период после Второй мировой войны. Особое внимание авторы уделяют проблеме влияния государства на регулирование процессов ценообразования в пореформенный период.
Ключевые слова: «социальное рыночное хозяйство», Л. Эрхард, экономика, социально-экономические отношения, неолиберализм, инфляция, ценообразование, рынок, государство.
Понятие «социальное рыночное хозяйство» было введено в научный оборот в 1947 г. немецким экономистом и политиком Альфредом Мюллером Армаком. В работе «Регулирование экономики и рыночное хозяйство» (1947 г.), появившейся на русском языке в журнале «Политэконом» только в 1996 г., им были обоснованы основные положения концепции и дана характеристика принципов социально-рыночного хозяйства [2, с. 135].
Впоследствии разработкой данной теории занимались выдающиеся ученые-экономисты файбургской школы: В. Репке, В. Ойкен, А. Рюстов. Л. Эрхард также принадлежал к группе неолибералов, уделяющих особое внимание идеям социального рыночного хозяйства. Суть данной концепции заключалась в осуществлении принципа самостоятельного формирования цен производителями, увеличении проникновения владельцев частной собственности и негосударственных хозяйственных структур в экономику страны. В частности, по мнению В. Репке, утверждение в Германии социального рыночного хозяйства — «прямой путь к выстраиванию «экономического гуманизма» [1, с. 43]. Понятие «экономический гуманизм» для представителей неолибералов представлял введение такого типа хозяйствования, в котором субъектам экономики предоставляется право свободно устанавливать цены на производимые товары и услуги, конкурировать между собой.
К этому также необходимо добавить и ответственность государства за исполнением контроля над предприятиями монополиями, пресечение любых попыток завышения цен. В том числе государственный аппарат должен был нести ответственность и за проведение социальной поддержки населения. Цель данной поддержки, по их мнению, должна заключаться в том, чтобы на базе вновь восстановленной экономики, основанной прежде всего на «здоровой» конкуренции, добиться благосостояния исключительно для всех слоев населения.
Однако, именно Л. Эрхард осуществил на практике основные положения концепции фрайбургской школы, вживив ее в те фактические условия социально-экономического развития Западной Германии в период после 1945 г. После поражения во Второй мировой войне в стране царил социально-экономического кризис. Промышленное производство было почти полностью разрушено. Согласно решениям Потсдамской конференции 1945 г. промышленные предприятия, производство которых с 1935 г по 1945 г. было направлено на нужды войны, подлежали демонтажу. Господствовала инфляция, порождаемая так называемым «черным рынком»: увеличивающаяся денежная масса быстро обесценивалась.
Социальное развитие в Западной Германии было также крайне тяжелым: потери немецкой армии в войне составили примерно 14 млн. человек. Всего же в годы войны Германия потеряла примерно 1⁄10 часть всего населения. Поэтому под руководством Л. Эрхарда специалисты Хозяйственного управления Баварии разработали проект, осуществление положений которого позволило вывести страну из-под черты социально-экономического кризиса и вернуть ей лидирующее положение среди стран-лидеров мировой экономики и политики.
21 июня 1948 г. в Западной Германии была проведена денежная реформа, ставшая одним из этапов восстановления послевоенной экономики страны и построения в ней «социального рыночного хозяйства». В английской и американской оккупационных зонах, директором которых был назначен Л. Эрхард вводилась новая валютная единица — дойчемарка. Старые рейсмарки подлежали обмену в соотношении 1:10 и изымались из обращения. Остальная часть денег, оставалась на специальных счетах в Банке немецких земель и впоследствии также подлежала обмену. Обменный курс для денег, остававшихся в Банке немецких земель, изменялся и составлял 1:20. Остальные деньги населения (например, пенсии и зарплаты) должны были выплачиваться в новой валюте в соотношении 1:1 [4, с. 319].
Проведенная реформа позволила добиться желаемого результата: обесцененная денежная масса сократилась примерно в 14 раз. Данное обстоятельство способствовало значительному снижению темпов инфляции, тем самым привело в состояние равновесия послевоенную экономику Западной Германии.
Принятый 24 июня 1948 г. закон «О принципах хозяйственной структуры и политике цен» [4, с. 342], ознаменовал проведение реформы цен. В соответствии с данным нормативным правовым актом отмене подлежали все установленные оккупационными властями предписания по контролю над ценообразованием. Так, например, в соответствии с законом отменялось плановое распределение государственных ресурсов. Однако, регулирование заработной платы, цен и прочих выплат первоначально нормировались государством. Проводилась и политика «твердых» цен [1, с. 89]. Прежде всего, она распространялась на продукты потребления. В отношении ряда других товаров (текстиль, обувь) вводилось «свободное ценообразование», регулирующееся государством до середины 1950 г.
В начале 1951 г. политика свободного ценообразования достигла пика своего развития. Это оказалось весьма радикальным решением Хозяйственного управления Баварии и привело к двоякому результату. Во-первых, произошло резкое увеличение цен на некоторые предметы потребления; во-вторых, именно это повышение цен позволило производителям частично восстановить капитал, потерянный в годы войны и политики оккупационных властей.
Кроме того, реформа 1948 г. явилась стимулом для роста промышленного производства и позволила многим гражданам осуществить капиталовложения в развитие некоторых отраслей экономики. В 1953 г. произошла окончательная стабилизация цен в Германии [3]. Данная тенденция явилась результатом введения закона «Против произвольного завышения цен» [1, с. 246]; публикацией в течение нескольких лет каталогов цен, учитывающих покупательную способность потребителя. К числу государственных мер подобного характера может быть отнесена и «Программа широкого потребления» [2, с. 484], согласно которой цены на товары и услуги в Германии были ниже средних цен по уровню 1936 г.
Эти мероприятия позволяли скорректировать уровень цен по отношению к реальной покупательской способности граждан и за счет этого повысить темпы промышленного производства. Положительный эффект от проведенных реформ позволил также значительно уменьшить процентный коэффициент ряда налогов.
Таким образом, Западная Германия к началу 60-х гг. ΧΧ века вновь стала лидером в мировом экономическом пространстве. Проведенные Л. Эрхардом реформы, названные впоследствии современниками «экономическим чудом Германии». Безусловна, успех проведенных реформ был предопределен и частично сохранившейся материальной базой, наличием многочисленной и вследствие этого дешевой рабочей силы, заинтересованностью исключительно всех слоев населения в восстановлении народного хозяйства. Однако, Л. Эрхард смог приспособить разработанную еще в начале 30-х гг. CC века концепцию «социального рыночного хозяйства» под конкретные условия послевоенного развития Западной Германии.
Кроме того Л. Эрхард рассматривал концепцию «социального рыночного хозяйства» как неповторимый между капитализмом (ΧΙΧ ̶ началом ΧΧ вв.) и тоталитарной административной экономикой, ведущей к свободному, экономически эффективному строю в экономике и в обществе. Модель «социального рыночного хозяйства», реализованная на практике Л. Эрхардом, показала динамичность и эффективность предложенной ранее концепции, ее огромный научный потенциал, позволивший стране стать лидером на мировой экономической и политической арене, а также скоординировать взаимодействие рынка и государства.
Литература:
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994. — 384 с.
2. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 735 с.
3. Эрхард Л. Благосостояние для всех. Электронный ресурс — [Режим доступа] — http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/erhapd/erhsod.htm (дата обращения: 24.02.2014 г.).
4. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М., 2011. — 480 с.