Внедрение ФГОС на уроках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 20.04.2015

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Матвеева, Е. В. Внедрение ФГОС на уроках / Е. В. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 985-987. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17167/ (дата обращения: 18.12.2024).

Скажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Вовлеки меня — и я научусь.

Китайская пословица

 

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Главная задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно себя чувствовать в самостоятельной жизни.

Введение ФГОС действительно стало необходимо, так как подсказано самим временем. Изменились требования к обучению, изменились учителя и ученики, другой стала наша жизнь.

Современный урок — это урок, воспитывающий творческую личность, владеющую коммуникативными информационными умениями, которая готова к продолжению образования, действительно хочет учиться и знает, что сможет применить полученные знания в будущем.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Как проходил обычный урок, например, по окружающему миру? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание — параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока — учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия — это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот — необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки строятся по совершенно иной схеме.

Например: групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике — это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках звучат несколько иначе. На уроках окружающего мира, предлагаю не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с научными текстами, рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.

Продуктивные задания — главное средство достижения результата.

Сейчас очень часто на уроках я использую метод проектов. Дети сами выбирают по теме материал. Представляют презентацию. Так, например, исследования по темам: «Беспозвоночные и позвоночные животные», «Моя семья», «Почему мы празднуем Новый год», «Цветы в моём доме» и т. д.

В рамках ФГОС формируется новый подход, который направлен на развитие способностей каждого ребёнка, на формирование личности, готовности к жизни в современном обществе. Учитель выступает в роли режиссера учебного процесса. Он мотивирует школьников к принятию решения, корректирует их действия и ищет способы включить в работу каждого ученика.

По новым стандартам дети применяют свои знания на практике. И в этом им помогает современная техника: компьютеры, интерактивные доски, цифровики. Стилус привлекает детей, все хотят выйти к доске, написать самостоятельно, в результате чего учебный процесс активизируется.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т. п.

Таким образом, наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

-          Нетрадиционное начало урока — эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).

-          Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

-          Презентации учебного материала — использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

-          Использование логических схем.

-          Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов:

-          Элементы — «изюминки»

-          Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников и самостоятельной работы детей.

-          Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказки, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

-          Игры, игровые моменты.

Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Динамично помогают начать урок такой метод, как «Улыбнемся друг другу» Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Для работы над темой урока использую для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» — обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений — методы «Светофор».

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы из собранных вместе материалов — главная цель этого урока.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы — «физминутки» позволят сделать это, не выходя из класса.

Завершить урок можно, применив такой метод, как «Итоговый круг».

Дети задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).Этот метод помогает эффективно и интересно подвести итоги урока. Этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. По новым стандартам главное — не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время.

 

Литература:

 

1.         Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. е.С.Савинов). — М.: Просвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)

2.         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М — во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, окружающий мир, ребенок, учебный процесс, группа, групповая форма работы, домашнее задание, знание, работа, ученик.


Задать вопрос