Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой ценностных ориентаций подростков. Автор рассматривает дискуссию как средство формирования экологического сознания младших подростков.
Ключевые слова: экологическая культура, ценностные ориентации, нравственный выбор.
Интерес к экологической культуре подрастающего поколения обусловлен новой парадигмой образования, переходом на новые образовательные стандарты. Экологическая культура является целостным образованием. Её составляют экологическое сознание, мышление и деятельность, находящиеся в диалектическом единстве.
Представление об экологической культуре как о ценности в развитой форме появилось только в последние годы, когда нарушение равновесия между людьми и природой достигло глобальных масштабов. Экологическая культура как ценность присваивается человеком в процессе экологического воспитания. Экологическое воспитание неразрывно связано с нравственным воспитанием. Нравственное воспитание — это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно значимых нравственных качеств. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации сформулирован национальный воспитательный идеал, это высоконравственный творческий, компетентный гражданин России. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, такие как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [1,с.18].
Ценности это предпочтения или отвержения определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения. Мы рассматриваем нравственные ценности как позитивные и исходим из того, что нравственные ценности мотивируют действия и поступки человека, являются его ориентирами в жизни. Отношение к ценностям находит свое отражение в ценностных ориентациях. Ценностные ориентации это способность нравственного сознания постоянно, в самых различных ситуациях направлять помыслы и действия человека на достижение той или иной нравственной ценности. Ценностные ориентации характеризуют выбор поступков подростков [2,с.10]. Ценности не навязываются, они выбираются индивидуально. Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, для каждого человека существует свой индивидуальный мир ценностей.
Нравственное воспитание — способствует нормативной регуляции действий человека в обществе. И молодое поколение нашей страны, которое сегодня призвано решать будущее Российского государства, должно быть высоконравственным, творческим компетентным.
Главной целью нравственного воспитания является воспитание личности способной к нравственному выбору общечеловеческих ценностей. Выбор нравственного поступка должен лежать в основе поведения подростков. Нравственный выбор это согласно точке зрения И. И. Дереча, результат нравственных исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы нравственных ценностей, становлении нравственной позиции и готовности к нравственному поступку [4,с.36]. Основы нравственного выбора закладываются у подростков тогда, когда их сознание пластично, неустойчиво, уязвимо для отрицательных влияний, так как жизненный опыт недостаточен, представления о нравственных ценностях неустойчивы, имеет место психофизиологический дисбаланс при наличии взрослых потребностей и недостатке адекватных возможностей. Чтобы помочь подросткам обрести смыслы жизни и наполнить их ценностным содержанием, необходимо сориентировать организацию, формы, методы учебной и воспитательной деятельности на свободу выбора, активную позицию субъекта деятельности и общения.
Для диагностика ценностных ориентаций подростков (выборка включала 200 человек) школ города Ишима, Тюменской области мы выдели следующие критерии оценки сформированности ценностных ориентаций у подростков: когнитивный, мотивационный и ценностный. Показателем когнитивного критерия является знание подростками содержания нравственных понятий, показателем мотивационного критерия является готовность поступать в соответствии с нравственными нормами и показателем ценностного критерия является нравственная позиция подростков.
В соответствии с выделенными показателями мы определили уровни сформированности ценностных ориентаций по степени адекватности понимания нравственных понятий, мотивами поведения, сформированности ценностных ориентаций.
Высокий уровень: понимание сути нравственных понятий, осознание необходимости соблюдения нравственных норм и предугадывание последствий своего выбора. Подросток умеет классифицировать и обобщать нравственные ценности, осознает их сущность, место и роль в жизни человека. Выработаны собственные ценностные ориентации, имеет своё суждение и действует на основе осмысленных им критериев. Подросток способен объяснить как свои действия, так и действия сверстников, проявляет желание и умеет активно взаимодействовать со сверстниками и старшими. Он способен мотивировать свои действия и регулировать чувства, желания, состояния.
Средний уровень: частичное понимание нравственных понятий, выбор нравственных поступков обосновывается ориентацией на принципы других людей. Осознание необходимости соблюдения нравственных норм без осознания последствий своего выбора. Подросток осознает практическую значимость нравственных ценностей для человека, проявляет самостоятельность в выполнении задуманного, критичен по отношению к сверстникам, стремится к сопереживанию, к регулированию чувств, поступков, состояний как своих, так и сверстников.
Низкий уровень: непонимание нравственных понятий, не всегда умеет дифференцировать нравственные ценности и дать им объяснение. В ситуации морального выбора ориентация на личные интересы и потребности. Поведение регулируется в основном требованиями старших. Нет осознания необходимости соблюдения нравственных норм и последствий своего выбора. Не умеет ограничивать свои желания и потребности, предвидеть результаты своей деятельности по отношению к другому, часто индифферентен к результатам своей деятельности и других.
Анализ эмпирических данных, полученных при использовании диагностических методик, показал, что 15 % подростков имеют высокий уровень сформированности ценностных ориентаций; средний уровень сформированности ценностных ориентаций у 30 % младших подростков, низкий уровень сформированности ценностных ориентаций у 60 % младших подростков. Данный этап диагностики позволил нам утвердиться во мнении, что иерархия нравственных ценностей осмыслена младшими подростками недостаточно. Требуется серьезная работа, направленная на осмысление нравственных ценностей и мотивов выбора поступков.
Для формирования ценностных ориентаций младших подростков мы решили использовать такой метод как дискуссия, так как дискуссия является одним из методов формирования сознания подростков. Дискуссия — коллективное обсуждение, какой либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе дискуссия выступает одним из методов активного воспитания. Выделяют следующие виды дискуссий: дискуссия-диспут, конференция, прогрессивная дискуссия, дискуссия-соревнование, свободноплавающая дискуссия. Для проведения дискуссии с подростками можно использовать, например, такие методики: «вопрос-ответ», процедура «обсуждение в полголоса», клиники, «лабиринта», эстафеты. Правильно организованная дискуссия происходит в четыре стадии: ориентация, оценка, консолидация, рефлексивный анализ [3,с.76].
С целью формирования экологического сознания подростков мы на педагогической практике провели дискуссию на тему «Есть ли в нашем городе экологические проблемы»? Мы обозначили предполагаемый результат: понимание подростками ответственности за свою собственную жизнь, свои поступки и их последствия. Тема дискуссии была объявлена заранее. Учащимся порекомендовали почитать периодическую печать по проблеме, выносимой на обсуждение. На стадии ориентации педагог объясняет актуальность дискуссионной проблемы и ожидаемый результат. Ведущим, а им может быть педагог или старшеклассник, сообщает правила дискуссии, которые могут быть представлены на слайде или раздаваться каждому участнику. Диспутанты, под руководством ведущего уточняют понятийный аппарат, и не допускают споров в употреблении терминов. Стадия оценки начинается с выступления диспутантов, после 2–3 выступлений задаются вопросы, выставленные нами на обсуждение: «Как определить, существующие экологические проблемы в нашем городе?», «Нужно ли воспитывать экологическое сознание у школьников?», «Какой человек является успешным?» «Какие формы экологического воспитания являются наиболее интересными для подростков?» С помощью данных вопросов мы пытались выяснить не только отношение учащихся к экологическим проблемам нашего города, но и какими нравственными качествами обладают подростки, учащиеся дискуссии, а также какие из нравственных аспектов они видят в данный период жизни основными. Основными нравственными качествами, которым подростки отдали предпочтение: ответственность, справедливость, честность. Образцами для подражания подростки назвали президента Российской Федерации, родителей, актеров кино, эстрадных певцов, спортсменов. Успешным человеком подростки считают тех, кто материально обеспечен, занимает высокий государственный пост, имеет выдающиеся результаты перед государством, например, спортсмены. Мы попытались собрать как можно больше предложений и выслушать всех учащихся, и только после этого сообщили свою точку зрения о поставленной проблеме. При этом мы старались соблюдать деловую, но в тоже время дружескую и творческую атмосферу.
Стадия «Консолидация» привела нас с учащимися к общей точке зрения о поставленной проблеме. Существенный элемент дискуссии — её анализ. Мы провели рефлексивный анализ и попросили подростков продолжить фразу «Наиболее значимым и запоминающимся для меня сегодня было…» На что получили такие ответы: «Настоящим человеком трудно быть в любом возрасте», «Трудно найти время для добрых дел, но радость от дел на пользу себе и другим делает тебя счастливым», Человек учится в течение всей жизни», «Каждый человек сам в ответе за своё будущее», «Нельзя сказать, что у молодого поколения нет идеалов. Очень часто мы берем себе в пример лучшие качества разных людей», «Никто не сможет пройти нашу дорогу за нас».
Мы старались призвать учащихся быть максимально честными в своих деяниях, совершенных в данный период времени. Умение быть честными, справедливыми и гуманными, быть успешными людьми и достойными гражданами нашей страны. Всё это для того, что бы в дальнейшем искать, не просто пример для подражания, а самому в какой-то степени стать таковым, например, в будущем, для своих детей.
Итак, дискуссия оказалась одним из эффективных методов формирования экологического сознания. Её проведение, помогло нам понять, какими этическими нормами пользуются современные подростки. Отношения подростков к природе определяются теми ценностными ориентациями, которые органично встроены в его личность, в систему взаимодействия со всем окружающим.
Литература:
1. Данилюк, А. Я.,Кондаков А. М.,. Тишков В. А. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
2. Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф.. канд. пед. наук.-Тюмень, 2005. -26 с.
3. Дереча И. И. Технологии организации воспитательного процесса. Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова,2012.-196с.
4. Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дисс. канд. пед. наук. — Омск, 2005. -186 с.
5. Дереча И. И., Линник Н. Н. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС. В сборнике XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных статей. Отв. ред. Л. В.Ведерникова. Ишим, 2013. С. 189–191.
6. Захаров А. В., Циллер К. В. Прогностические умения в структуре профессиональной компетентности современного преподавателя системы повышения квалификации // Гуманитарные науки в XXI веке, 2014. № 18. С.1787–181.
7. Козловцева О. С., Широкова К. В. Ведение образовательного сайта ISHIM-EKO как форма внеклассной работы по экологическому образованию / О. С. Козловцева, К. В. Широкова // Экологический мониторинг и биоразнообразие. - 2013. — № 1. — С. 135–136.