Психолого-педагогическая модель физического воспитания студентов в процессе соревнований по настольному теннису | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 10.04.2015

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Демчук, Е. Е. Психолого-педагогическая модель физического воспитания студентов в процессе соревнований по настольному теннису / Е. Е. Демчук, Н. С. Кривопалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17250/ (дата обращения: 16.11.2024).

Настольный теннис является одним из общедоступных и распространенных видов спорта в студенческой среде, направленных на развитие координации движений, ловкости, гибкости, быстроты реакции, внимания, мышления, эмоциональной устойчивости. Участие в спортивных соревнованиях являются составной частью тренировочного процесса, способствующих воспитанию смелости, настойчивости, решительности, инициативности, дисциплинированности, стремлению к преодолению трудностей в борьбе за победу и рост спортивного мастерства.

Подготовку к соревнованиям следует начинать до их начала. Важную роль играет разминка в настольном теннисе, которая означает подготовку организма к постепенному наращиванию интенсивности упражнений к выполнению движений, требующих развития больших усилий или высокой скорости. Разминка содержит общеразвивающие упражнения, способствующие активизации деятельности сердца и легких, расслаблению мышечного аппарата, разработке суставов и специальные упражнения (перемещения, имитация и т. д.). Для этого не позднее, чем за 20–30 минут до встречи надо проделать несколько хорошо знакомых гимнастических упражнений, а затем в течение 10–15 минут провести игровую разминку у стола. Время разминки увеличивается, если незнакомый зал, непривычные столы, низкая температура воздуха и в утренние часы. Движения не должны быть скованными и резкими. Особое внимание следует уделить своим сильным сторонам и тем ударам, которые необходимы в борьбе с противником. Подачи необходимо варьировать. Вопрос о том, какой высоты и длины мяч отсылать сопернику, имеет особое значение в том случае, если противник не только защищается, но и нападает. В конце разминки нужно разыграть с партнером несколько очков. Перед игрой очень важно выбрать хороший мяч. Он должен быть ровным и твердым для атакующего игрока и более мягким для игрока защитного стиля.

Готовясь к встрече, нужно вспомнить сильные и слабые стороны своего соперника, наметить план предстоящей игры. Выходя к столу, необходимо взять с собой ракетку, запасной мяч и полотенце для того, чтобы при смене подачи можно было не торопясь, вытереть пот, успокоится, подумать, как играть дальше, особенно если проигрываешь. В трудный момент поединка это будет концентрировать.

Перед началом встречи нужно подойди к судье, поздороваться с ним, представиться и показать ракетку, поприветствовать соперника рукопожатием, посмотреть его ракетку и показать ему свою. Использовать во время разминки все 2 минуты, отпущенные правилами игры, для того, чтобы почувствовать мяч и свои удары, а так же проверить технические возможности соперника. В конце разрешенного перерыва аккуратно положить полотенце в корзину или повесить его на стойку под столом.

С самого начала поединка надо сосредоточить внимание на мяче и настойчиво осуществлять намеченный тактический план игры, основанный на сведениях о противнике. Особенно внимательно следует отнестись к розыгрышу первых мячей, чтобы добиться перевеса в счете. Учитывая, что соперник будет стараться применить свои сложные подачи в конце партии, следует использовать возможность выбора, если она есть, и выбрать прием подачи, чтобы иметь возможность подавать при розыгрыше заключительных очков.

В тех случаях, когда предстоит играть с незнакомым противником, составить тактический план заранее невозможно. Надо постараться произвести «разведку» во время разминки перед началом встречи. Для разведывательных целей иногда можно пожертвовать и несколькими очками первой партии. Надо определить, какими ударами соперник предпочитает вести атакующие действия, по какому направлению (влево, вправо или в середину стола). После нескольких ударов можно судить о его защите. Необходимо выяснить, какое вращение мяча противник предпочитает, и какое вращение затрудняет его игру. Пару раз, укоротив мяч, можно составить представление о подвижности и быстроте игрока.

Тактика игры есть план, составленный с целью победы, который позволяет максимально использовать свои сильные стороны и не дает возможности сделать то же самое противнику. Не зря говорят: играют ракеткой, а выигрывают головой. Чем лучше технически подготовлен теннисист, тем больше у него возможностей применять тактические варианты. Технические приемы, в зависимости от игровой ситуации, могут применяться с разными тактическими целями. Они могут быть атакующими, контратакующими, подготовительными и защитными. В настольном теннисе тактику игры можно подразделить на тактику подач, тактику приема подач и тактику розыгрыша очка.

В современном настольном теннисе подача является активным средством нападения и борьбы за инициативу. Хорошая подача нередко решает исход поединка. Подача должна отличаться точностью, силой, разнообразием вращений и скоростей полета мяча. Самой надежной считается короткая подача к сетке, которая не дает сопернику выполнить острую атаку. Но если соперник тоже возвращает короткий мяч, то это затрудняет подающему начать свою атаку. Эффективными считаются быстрые длинные подачи со сложным вращением мяча и обманными движениями. При приеме подачи нужно стремиться овладеть инициативой ведения борьбы.

Под тактикой розыгрыша очка в современной игре предполагают скорость ответных действий, т. е. темп, характер вращения мяча, длину полета мяча, степень изогнутости траектории полета мяча, применение технических приемов по восходящему мячу, умение создать сложные и неожиданные ситуации.

Существуют различные варианты розыгрыша очка: смена игрового ритма, длительный розыгрыш очка, перехват инициативы, запутывание игровых действий, нелогичная игра, усыпление внимания, бескомпромиссная игра, постоянное изменение направления полета мяча, зажим, которые следует подбирать в зависимости от того, с кем предстоит играть.

Одна из основных тактических задач — заставить соперника как можно больше двигаться у стола с тем, чтобы, направляя мяч тем или иным техническим приемом в незащищенный угол, добиться того, чтобы соперник допустил ошибку, и выиграть очко.

Если вся партия проходила в упорной борьбе, то, чтобы выиграть последний мяч, нужно усилить внимание и не изменять тактике, даже если хочется закрепить перевес форсированной атакой.

Если, придерживаясь выбранной тактики, спортсмен убеждается, что она не дает ощутимых преимуществ, то ближе к концу партии следует резко поменять тактику игры.

Играя на соревнованиях, надо, очень важно упорно сопротивляться, стремиться выиграть очко, отражая каждый мяч, каким бы безнадежным он не казался. В этом случае можно добиться перелома в ходе борьбы, особенно если соперник преждевременно посчитал партию выигранной. Умейте сдерживать свои чувства и эмоции. В любых ситуациях нужно оставаться спокойным и собранным, ведь чрезмерная радость или огорчение, отрицательно сказывается на игре. Высокие волевые качества достигаются в упорных тренировках и соревнованиях.

После окончания встречи нужно пожать руку сопернику и судье, проводившему встречу. Посмотреть правильность заполнения протокола судьей, поблагодарить тренера соперника и своего тренера за помощь в игре. Узнать расписание игр и начинать готовиться к следующей встрече.

Отдыхать между встречами лучше всего лежа (положив ноги несколько выше головы, придав телу свободное положение, расслабив мышцы). В перерывах следует одеваться теплее, чтобы сохранить тепло.

После окончания игрового дня обязательно сделать заминку, принять душ, обсудить с тренером прошедшие игры и составить план на следующий день. Теннисист должен проанализировать, как он справился с поставленными тактическими задачами, какие недостатки обнаружил в своей технике и тактике, как действовал в наиболее напряженные моменты встречи, так как результат выступления спортсмена на соревнованиях по настольному теннису зависит от целого ряда факторов как объективных, так и субъективных.

Участие в соревнованиях по настольному теннису являются позитивным, физическим, нравственным, воспитательным аспектом для студента в формировании профессиональных жизненных умений и навыков посредством этой популярной игры.

 

Литература:

 

1.         Барчукова Г. В. Теория и методика настольного тенниса. Учебник для студентов высших учебных заведений / Г. В. Барчукова, В. М. Богушас, О.В, Матыцин; под ред. Г. В. Барчуковой — М.:Издатльский центр «Академия», 2006.

2.         Матыцин О. В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе.– М.: изд. «Теория и практика физической культуры», 2001.

3.         Ую Чжунхуэй, Чжуан Узефу и др. Настольный теннис. Физкультура и спорт, М., 1987.

Основные термины (генерируются автоматически): настольный теннис, время разминки, соперник, тактик игры, встреча, игра, конец партии, мяч, начало встречи, прием подачи.


Похожие статьи

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на уроках физической культуры

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Исследование ценностных ориентаций будущих учителей в процессе занятий физической культурой

Психолого-педагогические особенности воспитания студентов педагогического колледжа

Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Похожие статьи

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на уроках физической культуры

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Анализ интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом, в процессе спортивно-организованного физического воспитания

Исследование ценностных ориентаций будущих учителей в процессе занятий физической культурой

Психолого-педагогические особенности воспитания студентов педагогического колледжа

Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Задать вопрос