В статье рассматриваются проблемы коррекции слухового внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Описывается системный анализ коррекции слухового внимания у детей в условиях Бутурлиновской специальной (коррекционной) школы-интерната VIIIвида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Соответственно, комплексная коррекция, принципы которой рассматриваются в данной статье, должна предусматривать, наряду со слуховым вниманием, коррекции, все психические познавательные процессы в системе.
Актуальность. Современные подходы к коррекции слухового внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются, прежде всего, при системном подходе к данной проблеме. Нарушение процесса обработки слуховой информации, связанной со слуховым вниманием, является сложной проблемой, затрагивающей около 7 % детей школьного возраста. [] Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут обрабатывать информацию, которую они слышат, таким же образом, как здоровые дети, потому что их уши и мозг полностью не взаимодействуют. Ученые доказали, что существует ряд причин, воздействующих, создающих проблемы распознания мозгом звуков и их интерпретации. Особенно это касается звуков, составляющих речь человека.
Целью исследования являлось определение предпочтительности использования методов коррекции и развития слухового внимания у детей с ОВЗ.
Материал и методы исследования.
Исследование проводилось в 2014 году в Бутурлиновской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Воронежской области. В исследовании приняли участие учащиеся шестого, седьмого, восьмого класса и дети подготовительной к школе группы, всего 49 человек.
На основе наблюдения за воспитанниками, было установлено, что объем слухового внимания зависит от длительности, частоты и темпа, эмоциональной окраски предъявления звуковых стимулов. Например, ускорение темпа речи во время занятий ведет к уменьшению объема слухового внимания. Учитывая специфику развития детей, для достижения результатов обучения необходимо развивать слуховое внимание. Для этого были подобраны специальные методики, эффективность которых отслеживалась на протяжении четырех месяцев.
Анализируя научные труды Л. С. Выготского, Е. М. Беспаленко, Р. С. Немова, Т. А. Кирдяшкиной, Т. Б Филичевой и др., выявлено, что коррекционная работа по коррекции слухового внимания с детьми, страдающими нарушениями речи, начинается со специальных игр и упражнений, развивающих способность к слуховому вниманию, умение узнавать и различать неречевые звуки.
В психолого-педагогических исследованиях обобщены научные данные изучения роли слухового внимания в познавательном развитии детей с ОВЗ (Е. М. Беспаленко), а с нарушениями интеллектуального развития Г. В. Кузнецова, Н. А. Цыпина.
При планировании и проведении настоящего исследования в качестве основного метода исследования был выбран психолого-педагогический, включающий в себя задания за определение уровня слухового внимания.
Мониторинговый срез слухового внимания был проведен в сентябре 2014 года перед планированием коррекционной деятельности и показал следующие результаты.
Таблица 1
Методика «Набор слов»
Классы |
1 уровень, 10–9 баллов |
2 уровень, 8–7 баллов |
3 уровень, 6–5 баллов |
4 уровень, 4–3 балла |
5 уровень, 2 и менее балла |
6 класс |
- |
1 |
2 |
8 |
1 |
7 класс |
- |
2 |
2 |
7 |
2 |
8 класс |
- |
1 |
7 |
4 |
- |
Подготовительная к школе группа |
- |
1 |
3 |
5 |
3 |
Из таблицы видно, что слуховое внимание у большинства детей имеет низкий уровень. Изучение индивидуальных особенностей слухового внимания необходимо при решении многих практических задач учебной, поэтому были использованы несколько методик для объективности исследования.
Следующая методика включала в себя задания следующего содержания.
Например: «Назовите первую букву первого месяца зимы и последнюю букву своего имени». «Даны три числа: 2; 1; 4. От третьего числа отнимите первое число и к разнице прибавьте второе число. Назовите ответ не записывая пример». «В парке 5 зеленых скамеек и две белых. Сколько синих скамеек в парке?». «У ёжика четыре лапки, у собаки четыре лапы, у курицы две ноги, а сколько глаз у совы?». «Птица летает, рыба плавает, а пчела?». Анализируя ответы детей, был сделан вывод, что слуховое внимание развито не достаточно. Даже для детей с нарушением интеллекта, к которым относятся испытуемые, были получены низкие результаты.
С целью системной коррекции слухового внимания у детей с ОВЗ были использованы следующие методы: графический диктант; развивающие проблемные задачи; психологические упражнения; логопедические упражнения с компьютерным сопровождением. Образовательная и корректирующая деятельность проводилась совместно с педагогом-психологом.
Результаты и их обсуждение.
После проведенной системной коррекционной работы слухового внимания у детей с ОВЗ, оказалось, что наиболее эффективной формой являются психологические упражнения и логопедические упражнения с компьютерным сопровождением. Большую активность и заинтересованность исследуемые дети проявили при решении проблемных задач, однако это не дало желаемого результата, та как поисковая деятельность детей с низким интеллектуальным уровнем не развита в достаточной степени. Проблема недоразвитости критического мышления также стала причиной неуспешного использования проблемных задач.
Проведение вторичного исследования слухового внимания методом «Лови слово» в декабре 2014 года после систематизированных занятий, показало следующие результаты.
Таблица 2
Классы |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
6 класс |
- |
11 |
1 |
7 класс |
1 |
12 |
- |
8 класс |
2 |
10 |
- |
Подготовительная к школе группа |
- |
11 |
1 |
Суммарная оценка эффективности сравниваемых методов диагностики свидетельствовала о более высоких результатах развития слухового внимания после целенаправленно проведенных коррекционных и развивающих психолого-педагогических занятий. Однако, если коррекционно-педагогическую деятельность не проводить системно и долгосрочно, то первичный эффект может быть потерян. В связи с этим необходимо разработать комплекс коррекционных мероприятий, способствующих развитию слухового внимания учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Таким образом, развитие слухового внимания у детей с интеллектуальным недоразвитием обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук, как одну из важнейших характеристик предметов и явлений окружающего мира. Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности ребенка. На слуховой основе базируется восприятие речи педагога, которая способствует формированию эмоциональной, нравственной, волевой стороны жизни ребенка. Слуховое внимание обогащает двигательную сферу и активизирует физическую активность, побуждая к действию.
Особую роль слух имеет в восприятии речи. Для детей с особыми образовательными потребностями, тем более важно концентрировать слуховое внимание. Формирование слухового внимания устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. В коррекционной деятельности по развитию слухового внимания способствуют такие игры и упражнения, как «Определи направление звука», «Отгадай, кто кричит», «Дикие животные леса», психологическая игра «Следователь», психолого-педагогический праксис «Перевоплощение» и др. Для развития фонематического слуха ребенку с ОВЗ предлагают упражнения на различение слов на слух. Например, продолжить цепочку слов, начина со слова «море», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.
Выводы:
1. Оценивая полученные данные по использованию корректирующих и развивающих психолого-педагогических упражнений в системной коррекции слухового внимания у детей с интеллектуальным недоразвитием, необходимо учитывать возрастные данные и особенности развития каждого ребенка.
2. При системной коррекции использовать комплексный подход и планировать образовательную деятельность на весь период пребывания детей в школе-интернате.
Литература:
1. Введение в психологию / А. В. Петровский.- М., 1995
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. — М.: Педагогика, 1984. 432с.
3. Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха детей и коррекция их недостатков (Статья 3) О. А. Степанова http://www.school2100.ru/upload/iblock/d7e/d7e4913d657ae12eb311df61de3efc64.pdf
4. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред В. А. Сластенина. 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
5. Беспаленко Е. М., Беспаленко В. Д. Поликультурное образование и воспитание личности. Научно-технический журнал ВЕСТНИК ВГТУ. Серия «Проблемы качества подготовки специалистов», выпуск 6.2. Издательство ВГТУ, Воронеж, 2003 г. 83–84
6. Беспаленко Е. М. Мониторинг качества воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Труды всероссийской конференции «Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах», Воронеж 2007. 333–334с.
7. Беспаленко Е. М. Психологическое сопровождение инновационных процессов в школе. Труды международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях», Воронеж, 2008., ВГУ. 227–230с.
8. Беспаленко Е. М. Значение психологического мониторинга в управлении качеством образования. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Системы оценки качества образования в условиях инновационных процессов», Новосибирск 2009. 140- 141 с.
9. Козлова Т. А., Беспаленко Е. М. Практикум по психологии менеджмента в образовании. Учебное пособие. Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013, — 102с.
10. Немов Р. С. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с.
11. Остапенко Г. С. Формирование познавательной сферы младших подростков с неустойчивым вниманием. Дисс. канд. псих. наук. Воронеж. 2004.