Статья посвящена проблеме оценки готовности детей к обучению в школе с учетом функциональной асимметрии мозга. Установлено, что воспитанники с отставанием в биологическом и интеллектуальном развитии отличаются неопределенностью моторной асимметрии и преобладанием левых признаков в сенсорной асимметрии. Оптимальными показателями биологической зрелости и психологической готовности характеризуются дети с преобладанием правых признаков в моторной асимметрии, в сенсорной — левых или равным количеством левых и правых признаков.
Ключевые слова:воспитанники, школьная готовность, биологическая зрелость, функциональная асимметрия мозга
Проблема диагностики готовности ребенка к школе была и остается актуальной. Почему так важно определять готовность к школе? Потому, что у каждого ребенка своя физиология, свои особенности развития и свои способности к обучению. Потому, что отдать «неготового» ребенка в школу так же вредно, как «передержать» его лишний год в детском саду или дома. Как правило, у неготовых детей труднее и дольше проходит процесс адаптации к школе и гораздо чаще проявляются трудности в обучении. Опыт показывает, что большая часть этих детей тяжелей справляются с учебными нагрузками не только в первом классе, но и на протяжении всех лет обучения в начальной школе; а также у них значительно чаще отмечаются отклонения в состоянии здоровья и ухудшение здоровья в ходе обучения. [5].
Немаловажно оценивать и биологическую зрелость дошкольника. Биологическая зрелость обозначает такой уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, а также нагрузки разного рода не являются чрезмерно обременительными для ребенка. Это понятие включает в себя зрелость в умственном, эмоциональном и социальном отношении, а кроме того, соответствие биологического возраста календарному и достаточные функциональные возможности организма ребенка, позволяющие ему успешно выполнять учебную деятельность. [4].
В настоящее время существует достаточно большой выбор методов диагностики, позволяющих объективно оценить готовность ребенка к школьному обучению. Однако, большинство методик не учитывает индивидуальные особенности детей. Учет особенностей функциональной асимметрии мозга дошкольника при оценке школьной готовности позволит повысить эффективность диагностики и избежать возможных неблагоприятных последствий для психического и физического здоровья будущего первоклассника [2].
Цель исследования — изучение уровня биологической зрелости и определение готовности детей к обучению в школе с учетом типа функциональной асимметрии мозга.
Организация и методы исследования
Для достижения поставленной цели в марте 2015 года было проведено обследование воспитанников подготовительной к школе группы МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. В исследовании участвовали дети в возрасте 6–7 лет. При этом учитывалось количество полных лет, месяцев и дней (к 6-летним относятся дети в возрасте от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 5 месяцев 29 дней, к 7-летним — от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней).
При оценке биологической готовности использовались следующие морфологические критерии [2]:
- темпы роста на основании показателя длины тела (рост стоя);
- пропорции тела (Филиппинский тест);
- зубная зрелость (количество прорезавшихся постоянных зубов). Количество постоянных зубов подсчитывали на верхней и нижней челюсти суммарно. Учитывали зубы всех стадий прорезывания от четкого выступания режущего края зуба над десной, до зуба, полностью сформировавшегося. Выявленные результаты сравнивали с возрастными нормами.
Итоговая оценка биологической зрелости ребенка осуществляется по совокупности трех морфологических критериев: положительная оценка трех показателей свидетельствует о биологической зрелости; отставание по одному или двум критериям указывает на замедление процессов биологического созревания ребенка; несоответствие трех характеристик возрастно-половой норме является следствием биологической незрелости будущего первоклассника.
Для определения школьной зрелости использовался тест Керна — Ирасека, который включает три задания, направленные на определение интеллектуального развития ребенка, развития тонкой моторики руки, координации зрения и движения руки. На основании результатов бальной оценки делалось заключение об интеллектуальной готовности дошкольников: 3–5 баллов — зрелые, 6–9 баллов — средний уровень готовности, 10 и более баллов — незрелые [3].
Определение функциональной асимметрии мозга (ФАМ) проводилось по методике Н. Н. Брагиной, Т. А. Доброхотовой [1] с использованием тестов по:
- моторной (двигательной) асимметрии;
- сенсорной асимметрии.
Результаты исследования и их обсуждение
Определение темпов роста показало, что 48 % детей имели своевременные темпы роста (длина тела соответствует возрастно-половым нормам), 40 % воспитанников характеризовались замедлением процессов роста (длина тела меньше возрастно-половых норм) и 12 % имели ускоренные темпы роста (длина тела больше возрастно-половых норм). Ускоренные или замедленные темпы роста можно расценивать как проявление индивидуальной генетической программы развития или нарушение функций желез внутренней секреции, почек, печени, обмена веществ.
Косвенным показателем биологической зрелости детей дошкольного возраста является Филиппинский тест, результаты оценки которого свидетельствуют о том, что 72 % обследованных ребенка данный тест выполняют, 28 % — не выполняют, т. е. так называемый «полуростовой скачок», когда дети достигают примерно половины длины тела взрослого человека, произошел не у всех воспитанников подготовительной к школе группы.
Таким образом, большая часть обследованных детей соответствует своему биологическому возрасту.
Анализ результатов теста Керна — Ирасека выявил преобладание детей со средним уровнем готовности к школе — 52 % (3 группа), количество «незрелых» детей составило 40 % (2 группа). Среди воспитанников, имеющих высокий уровень школьной зрелости (1 группа), отсутствуют дети, не выполняющие Филиппинский тест, тогда как во 2 группе отмечается самый высокий процент таких детей (рис.1).
Рис. 1. Процентное распределение воспитанников подготовительной к школе группы по уровню школьной зрелости с учетом результатов выполнения Филиппинского теста
Оценка ФАМ выявила преобладание у воспитанников подготовительной к школе группы моторных правых (58 %) и сенсорных левых признаков (50 %). Среди обследуемых чаще встречаются типы: МпСо — тип формалист, отличается склонностью к стандартному, шаблонному подходу в решении задач (29 %), МпСл — тип познающий, оптимальный тип для обучения в начальной школе, адекватно реагирует на новую сложную информацию и хорошо регулирует свое поведение (26 %). Дети данных типов имели оптимальные показатели биологической зрелости и психологической готовности.
Воспитанники с отставанием в биологическом и интеллектуальном развитии отличаются неопределенностью моторной асимметрии и преобладанием левых признаков в сенсорной асимметрии (12,5 %), характеризуются повышенной тревожностью, эмоциональной нестабильностью, что затрудняет социальную адаптацию (МоСл — тип тревожный).
Среди незрелых детей чаще, чем у других встречаются представители с неопределенными признаками в моторной или в сенсорной асимметрии, и неблагоприятное их сочетание (33,3 %).
Проведенный корреляционный анализ позволил установить зависимость школьной готовности от уровня биологической зрелости и ФАМ. Так, чем лучше результаты выполнения Филиппинского теста, тем ниже балл по тесту Керна — Ирасека, то есть выше уровень школьной зрелости (рис.2).
Рис. 2. Зависимость уровня школьной готовности воспитанников подготовительной к школе группы от показателей биологической зрелости и функциональной асимметрии мозга
Выявлена обратная зависимость показателей школьной зрелости с коэффициентом сенсорной асимметрии (Кса): чем ниже уровень школьной зрелости (больше балл), тем меньше значение Кса, свидетельствующее о преобладании левых признаков в сенсорной асимметрии (рис.2).
Таким образом, функциональная асимметрия мозга выполняет регулирующую функцию в формировании школьной зрелости и познавательной деятельности.
Выводы
В результате проведенного исследования были получены результаты, позволяющие говорить о зависимости уровня готовности детей к школе от особенностей функциональной асимметрии мозга:
а) воспитанники с отставанием в биологическом и интеллектуальном развитии отличаются неопределенностью моторной асимметрии и преобладанием левых признаков в сенсорной асимметрии.
К таким детям, с отставанием биологического развития, требуется дифференцированный подход в обучении, при необходимости направленный на снижение сложности и интенсивности работы, особенно в начале учебного года 1-го класса; наблюдение за работоспособностью, поведением и самочувствием учащихся в течение всего учебного года;
б) оптимальными показателями биологической зрелости и психологической готовности характеризуются дети с преобладанием правых признаков в моторной асимметрии, в сенсорной — левых или равным количеством левых и правых признаков.
Литература:
1. Брагина, Н. Н. Функциональные асимметрии человека: монография / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. — М.: Медицина, 1988. — 240 с.
2. Варич, Л. А. Комплексная оценка показателей развития и здоровья учащихся первых классов: метод. рекомендации / Л. А. Варич, Н. Г. Блинова, А. В. Сапего, Н. Н. Кошко / под ред. Т. М. Чурековой. — Кемерово, 2007. — 50 с.
3. Лысова, Н. Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебное пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. — 398 с.
4. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: знаете ли Вы своего ученика: пособие для студ. пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. — М., 1996. — 240 с.
5. http://s-meridian.com/child/beforeschool/testing.html