Вьетнамские современные художники изучали традиционные материалы, чтобы создать богатую эстетическую форму: золото, серебро, медь, перламутр и т. д.Занимаясь графикой по шелку, художники ищут инновационный стиль,передают больше смысла и красоты в работе.Орнаменты, яркие линии успешно воплощены в графике по шелку, создавая новый эстетический дух.
Ключевые слова:традиционные художественные материалы,обновление, живопись,произведения, Вьетнама
Искусство периода обновления представляет собой процесс всеобъемлющей реформы в художественном творческом мышлении, форме работы, структуре, содержании и т. д. Художники получили доступ ко многим школам современного мирового искусства. Особенно на вьетнамских художников повлияли Густав Климт, Марк Шагал, Пабло Пикассо, Эдвард Мунк, Пауль Клее, Казимир Малевич, Василий Кандинский и др. Однако условное народное искусство и традиционные материалы вновь обращают на себя внимание. Стилизованность, условность, обобщение в сочетании с простым народным языком образуют современное искусство. Пространственность, декоративность выражены в лакокрасочных материалах. Традиционные художественные орнаменты воплощаются в лаковой живописи, графике по шелку. Цвета яркие, контрастные. Кроме того, лаковая живопись привносит новые формы эстетического выражения, являясь важным приемом в творческом процессе периода обновления. Используя рыхлые цвета и глубину в масляной живописи, художники сочетали различные стили и приемы по созданию эмоций, придавая работам современный дух свободы. Появляются формы, обладающие богатой эстетикой, духовным контактом с мировым искусством и вьетнамским традиционным народным творчеством, в результате чего возникают отдельные творческие приемы.
Лак. Это традиционный материал, используя который вьетнамские художники создали множество работ. Что немаловажно, он стал основным материалом. Тенденции символизма тонко выражены в лаковой живописи, согласуясь с состоянием общественности: «Языковой материал лака символичен и условен» [7, с. 12], поскольку к этому времени вьетнамские художники успешно провели множество исследований. В этот период мастера разработали различные методы, на основе которых можно выделить отдельную эстетическую школу. Наиболее интересные художники: Нгуен Ту Нгьем, Тхань Чыонг, Хо Хыу Тху, Нгуен Куок Хюй, Нгуен Нгок Ту, Ле Суан Чиеу, Ли Чык Сон, Нгуен Тхьен Дык и т. д. Каждый художник создает различные эстетические формы, привнося дух новаторства современными материалами.
Художник Нгуен Ту Нгьем[1] (р. 1922) является одним из первых художников, находящихся в поисках инновационного стиля. Его искусство отразило национальный дух и современную ясность. Нгуен Ту Нгьем создал работы, представляющие собой новое духовное искусство: «Легендарные годы творчества были оценены сообществом» [13, с. 19]. Кроме того, он создал богатую палитру лакокрасочных материалов: «Искусство Нгуен Ту Нгьема содержит традиционную этническую красоту в сочетании с современным духом. Отталкиваясь от древнего искусства и культуры деревни, декоративных узоров на бронзовых барабанах Донг Шон, скульптур на общинных домах, он создал собственный художественный язык» [8, с. 113].
Нгуен Ту Нгьем рассматривал различные темы национальной и современной эстетики: девушка Кьеу, древние танцы, святой Зонг, боги, священные животные и т. д. Благодаря его творчеству возникали новые инновационные тенденции в современном вьетнамском искусстве. Структура в работах Нгуен Ту Нгьема ритмична и проста, контрастна и стилизована. Он использовал народные узоры, придавая работе необычную форму. Нгуен Ту Нгьем является одним из первых художников, использующих древнее искусство в современную эпоху. Он настаивал на пересмотре научного, академического подхода: «Живопись не отражает перспективы Возрождения, нет трех китайских перспективных законов и т. д». [13, с. 19]. Нгуен Ту Нгьем изучал традиционное искусство для создания художественного стиля, скрытого в современном творчестве. «Он не находился под влиянием иностранных художественных стилей, он просто искал традиционное национальное искусство, видя в нем важное содержание для современного человечества» [13, с. 19]. Через систему лаковой живописи автор доказывает понимание и философию создания современного искусства.
Идеологические темы в работах Нгуен Ту Нгьема обладают различным содержанием. Описывая древние танцы, художник создал группу ярких динамичных образов. На картине «Древние танцы» (1996) автор передает крепкую связь со своим творческим духом: «Он является первопроходцем, объединившим традиции и современность» [8, с. 113]. Визуальные методы народной скульптуры создают естественный ритм и гармонию. Изображая древние танцы, автор создал множество произведений высокой эстетической ценности. Простые цвета, сильные линии, декоративный стиль, контраст красного, зеленого, желтого придают картине яркости и особой притягательности. Золото, серебро и перламутр виртуозно включены в работу. Художник описывает глубокое пространство, вызывая сильные эмоции у зрителя. В искусстве Нгуен Ту Нгьема сочетается неокубизм и восточный эстетический дух.
Другая тема в творчестве Нгуен Ту Нгьема — описание святого Зонга[2] — основана на легендах. В работе «Святой Зонг» (1995) художник показал мифичность святого Зонга, легендарный год его прихода — символизирует истину о том, что необходимо ценить сущее вне времени. Изображение построено лаконично, мощно, ярко стилизовано. Автор энергичными линиями изображает лошадь. Яркие цвета играют важную роль в картине. Очень подробно описан бамбук в руках святого Зонга — оружие для изгнания захватчиков. Автор использовал символические изображения, чтобы передать неукротимый боевой дух вьетнамского народа. Стереоскопические изображения, геометрические узоры, символические цвета вызывают сильные эмоции. Автор создает гармоничную красоту, передающую дух нации.
Рис. 1. Нгуен Ту Нгьем. «Святой Зонг». 1995. Лакоая живопись
В картине «Зонг» (1994) художник использовал античные мотивы искусства Донг Шон. Работа выражает духовную красоту, а также поиск языка искусства и методов работы в лаковой живописи. Свет находится в центре, фон красный. Система этих работ раскрывает новаторский дух Нгуен Ту Нгьема.
Также он написал ряд произведений на тему Кьеу — красивой талантливой девушки, которая терпит несчастья. Кьеу — героиня стихотворения «Девушка Кьеу» поэта Нгуен Зу. Нгуен Ту Нгьем описал мягкие мерцающие золотом и серебром линии. Девушка Кьеу — символ красивой, но несчастной дочери. Следующая тема — двенадцать священных животных, которые в традиционной вьетнамской культуре представляют богов: тигр, собака, кошка, свинья, бык, дракон, змея, курица, коза, лошадь, обезьяна и т. д. Нгуен Ту Нгьем создал несколько иконографических произведений.
Он использовал стилизованную условную каллиграфию, динамичные линии, геометричность фигур, орнаменты. Искусство Нгуен Ту Нгьема обладает современной красотой, скрытыми духовными ценностями национальных традиций. Он создавал гармоничные образы, используя визуальные методы народного искусства для выражения современности. Объемы и массивы сочетаются, образуя духовные и культурные традиции Востока. Прямые и изогнутые линии используются для создания ритма, яркие контрастные цвета — для создания ослепительной красоты. Нгуен Ту Нгьем является новатором, изменившим концепцию творчества, создавшим современную эстетическую форму. Он использовал несколько характерных для лаковой живописи материалов: яичную скорлупу, красный пигмент, золото, серебро. Его работы демонстрируют серьезные изменения в визуальном мышлении. Духовные темы основаны на легендах, а потому обладают простотой эстетического выражения. Таким образом, Нгуен Ту Нгьем является автором особых приемов работы в современном творчестве.
Художник Нгуен Тхань Чыонг[3] (р. 1949) создавал произведения лаковой живописи, сочетая народные элементы и кубизм. Его произведения вызывают в памяти образ деревни. Нгуен Тхань Чыонг искал очарование цветов традиционной одежды на фестивалях и во вьетнамских народных картинах. Художник использовал контрастные, яркие цвета для выражения новаторского духа. Нгуен Тхань Чыонг отказался от традиционной эстетики. Основные темы его работ: детские воспоминания, мирная атмосфера вьетнамской деревни. Он рисует пастухов и быков для создания поэтической образности. Условное изображение мирного сельского пейзажа символизирует красоту. Его искусство передает дух свободы и ощущение свежести в линиях, цвете и т. д., а тонкий визуальный язык и лаконичность — дух невинности. Черный контур играет важную роль в структуре работы. Нгуен Тхань Чыонг использует яркие контрастные цвета. Он представляет новую концепцию в создании искусства на базе традиционного лакового материала.
В работах «Мечта» (1998), «Красивая мечта» (1998), «Вечерняя мечта» (1998) он возвращается к собственным воспоминаниям из детства, показывает атмосферу родной мирной деревни, невинную красоту сельских детей. Дети с буйволами кажутся близкими друзьями. Через простые деревенские объекты художник передает современный эстетический дух. Фактуры изображения находятся под влиянием кубизма. Условные, символические приемы отображаются очень четко. Художник создает геометрическую плоскость, скрытую в рабочем пространстве.
Работы «Моя семья» (1998), «Дети с буйволом» (1999) и др. подтвердили тенденцию поиска творческой личностью эстетического выражения в форме и содержании работы. Он использует красный, зеленый, желтый и оранжевый цвета для создания особой красоты. Его искусство возвращает зрителя к детским воспоминаниям, мирной жизни, хранящейся глубоко в человеческой душе. Нгуен Тхань Чыонг передает язык традиционного народного искусства с современным эстетическим чувством. Его техника открывает новое направление в лаковой живописи.
Хо Хыу Тху (р. 1942) ищет инновационные идеи в лаковой живописи. Он создал особые формы выражения, содержащие современную и традиционную эстетику. В традиционной лаковой живописи слой накладывается тонко, полируется, сочетаются несколько слоев. Хо Хыу Тху отказался от этого и создал грубую красоту. Он накладывает толстый слой краски и сочетает с другими современными материалами, создавая яркие работы высокой эстетической ценности, выражая эмоции в своей работе. Его творчество способствовало техническому развитию лаковой живописи. В работах «Птицы сезона» (1990), «Восточные пространства» (2006), «Лодки» (2000), «Дом» (2005) и т. д. использованы особый метод, техника, иначе применяются лакокрасочные материалы, что создает особую стилистику. Хо Хыу Тху открыл новое направление в поисках художественных форм, отражающих богатое разнообразие и свободу эстетического выражения.
Буй Нгок Ту[4] (р. 1938) развил визуальный язык лаковой живописи, сочетая тенденции традиционного и современного искусства. Он использовал традиционные материалы, формируя современный эстетический смысл. Буй Нгок Ту изображает сцены традиционных праздников вьетнамского народа. Художник развил дух свободы в творчестве, представляя двухмерную структуру. Его искусство содержит простую гармоничную красоту. Он использовал различные материалы: золото, серебро и т. д., передающие мерцание и богатство оттенков. Перламутр использован во многих работах, за счет чего образы приобретали неординарно яркое выражение.
Рис. 2. Буй Нгок Ту. «Старый Ханой». 1987. Лаковая живопись
В произведении «Старый Ханой» (1987) художник описал традиционный праздник ханойского народа. В центре изображена женщина в традиционном праздничном костюме. Озеро Хоанг Кием, Черепашья башня, дорога, девушки, дети, играющие на улице, и т. д. — все изображения Буй Нгок Ту передал весьма ярко. Стилизованность и условность, пластичность фона, мягкость перламутра создают центр притяжения. Все изображение находится в гармонии. Объекты представлены в общности визуального мышления. Автор пренебрегает реализмом, отдавая предпочтение условным приемам. Пространство отходит к традиционности, являясь символом тысячелетней культуры. Работа «Cтарый Ханой» — глубокий, мирный, древний символ космического восприятия.
В произведении «Hародные песни» (1990) автор изучает структуру, ритм, формы и линии искусства периода Донг Шон. Работа симметрична, прослеживается баланс визуального мышления. Стилизованное изображение прекрасной девушки расположено по центру, дети играют в традиционные игры. Простой способ создания света и тени. Работа напоминает о мирном детстве своим пространством с огромным небом и солнечным закатом. Изогнутая геометрия фона, декоративные сочетания, двухмерные структуры периода Донг Шон представляют эстетическую ценность традиций и современности.
В работе «Народная музыка» (1990) автор передает культурное пространство традиций Северного Вьетнама. Образ девушки в движении предан мягкими изогнутыми контурами, что создает глубокую эмоциональную эстетику. Детально показаны мягкие руки. Свет и тень переданы такими материалами, как яичная скорлупа, золото и серебро. Все обобщенно, создается впечатление теплоты пространства. Буй Нгок Ту передает дух традиционной музыки через отдельные визуальные детали.
В работе «Винг Хуи Баи То» передано уважение людям, добившимся успеха в обучении и вернувшимся в деревню. Ярко отображены товары, традиционные костюмы. Изображение богатое, свободное, динамичное. Буй Нгок Ту описал вьетнамских девушек традиционной красоты. Мягкие формы, летящие линии. В работе «Фестиваль» ярко выражена атмосфера радости. Гармоничные цвета, широкие линии придают структуре ритмичности и силы. Автор виртуозно воплощает выразительность лаковой живописи. Искусство Буй Нгок Ту последовательно, оно характерно для традиционного художественного наследия в период обновления. Эти работы изображают прошедшую жизнь, фестивали Северного Вьетнама, отражая дух традиционного народного искусства. Очень искренне и ярко художник пишет молодых женщин, детей-пастухов, рыбу и т. д. Его картины демонстрируют традиционную культуру и большие возможности лаковой живописи.
Художник Нгуен Куок Хюй[5] (1971) виртуозно изображал человеческую фигуру в технике лаковой живописи. Его искусство очень остро передает символику духовной реальности. Художник разработал свою методику нанесения лака как тему, содержащую буддийскую философию. Используемые им материалы (золото, серебро, перламутр) создают мягкий и натуральный цвет. Его работы содержат современный эстетический дух символического выражения многих духовных философских направлений. Узоры, цвета, расположение изображения говорят о влиянии древних памятников, пагод, храмов и т. д.
Рис. 3. Нгуен Куок Хюй. «Философия жизни». 2003. Лаковая живопись
В работах «Рассказ в 1946 году» (2003), «Философия жизни» (2003) выражен дух реализма, символизма. В произведении «Рассказ в 1946 году» изображение объединено в большую сцену. Цветовая гамма создает особую притягательность. Его работы обладают глубоким содержанием, он говорит о любви между людьми. Каждый образ вызывает впечатление старины. На картинах «Освобождение дороги», «Раскаяние», (1998), «Старые деревья» (1998) декоративная структура сочетает в себе реальность, виртуозное использование лака передает изысканную красоту. В работе «Раскаяние» через природу художник скрыто описал убеждения буддийской философии. Нгуен Куок Хюй развивал направление передачи восточной философии с помощью лаковой живописи.
Художник Ли Тхук Сон (р. 1951) выражал дух творческого мышления, эстетических традиций. В своей работе был приверженцем простоты, обобщений, визуального языка народного искусства. Передавал мирную деревню. Использовал стилизованные, условные, традиционные приемы, находился под влиянием народной живописи, скульптуры общинных домов и т. д. Его произведения просты и невинны.
Художник Ле Суан Чиеу[6] (1955) писал на тему народных легенд, этнических меньшинств, изображал узоры, традиционные фестивали и т. д. Создавал живые образы, отражающие комбинацию традиционного искусства и визуального стиля Климта. Изображения условные, символические, представляют традиционную технику лаковой живописи. Формы изогнутые, силен цветовой контраст. Работы «Тхак Санг 1» (2007), «Девушка кату» (2007) продемонстрировали отдельные приемы, художественное выражение которых содержит значение традиций и современности.
Период 1986–2010 гг. является инновационным процессом в изучении и развитии техники лаковой живописи, происходит поиск инновационных методов выражения современных умонастроений, сочетается современный художественный стиль с условными приемами, что говорит об успехе народного искусства. Художники демонстрируют эстетические народные ценности глубокого идейного содержания, по-разному воплощая их в творчестве. Структура работы разнообразна, богата, дает новое развитие вьетнамскому искусству. Лаковая живопись на инновационной стадии вносит свой вклад в развитие национального искусства. Происходит процесс интеграции с тенденциями мирового искусства.
Шелк. Исследования художников относительно методов графики по шелку в период обновления показали ограничения фактуры, цвета, эмоций и т. д., поэтому лишь небольшое число художников способны создать действительно достойные произведения искусства в этой технике. Мастера продолжают развивать традиционные методы и сочетать современный художественный язык. Представлен дух новаторства, используются символические и условные приемы, инновационная структура, декоративные цвета. В частности, воплощаются узоры древнего искусства, структура могил нагорья, содержащие дух современной эстетики. Художник Ле Ван использовал древние образы, узоры в традиционной и современной технике. Буй Тьен Туан объединил узоры, инновационную архитектуру, декоративные цвета, стилизованные образы, создавая истинное великолепие. Ву Динь Туан описывает человеческую природу в символическом пространстве, содержание передано условно, а в нем — глубокая философия жизни. Нгуен Дык Хоа создавал работы в народном стиле. Ле Хоанг Бик Фыонг формировал тенденции сюрреализма и символизма. Происходит влияние народного языка и японского искусства. Художники ищут инновационные методы, создают несколько современных эстетических форм графики по шелку.
Художник Ле Ван (р. 1955) передавал дикую красоту гор, орнамент барабанов периода Донг Шон, стилизованную каллиграфию, символы: «Все в творчестве Ле Вана имеет свои истоки в культурном пространстве нагорья. Типичное праздничное пространство, национальные одежды мужчин и женщин, два цвета символизируют Центральное нагорье: красный — небо, черный — землю» [12, с. 41]. В работе «Перелетные птицы» (2003) художник передает образ птицы лак, характерный для периода Донг Шон. Он условно описывает перелетных птиц в их простой красоте. Используя всего три цвета (черный, красный и золотой), мастер создает великолепную работу.
При написании картины «Дом Даи» (1996) автор использовал образы могильных скульптур этнических меньшинств. Несколько слоев цвета, тона создают ощущение глубины. Линии мягкие, изогнутые. Контрастные цвета создают эстетическую новизну. Работа «Слоны победы» (1999) декоративна, контрастна, имеет двухмерную структуру. Искусство Ле Вана, явившееся в результате переживаний, передает невинность, искренность, нетронутость атмосферы деревни. Визуальный метод обладает духовной красотой современности.
Художник-авангардист Буй Тьен Туан[7] (р. 1971) искал новые формы творческого содержания и методы в графике по шелку. Он отражает жизнь в современном городе; отказавшись от традиционной эстетики, описывает человеческую красоту и сексуальность. Мастер изображает городских обеспеченных женщин, которые вкушают жизнь, наслаждаются своей красотой. Он отражает стиль современного вьетнамского общества, тенденции городской жизни. Девушки в современной одежде, украшениях, с красивыми фигурами. Буй Тьен Туан сочетает в своем творчестве изысканность и декоративность. Он детально описывает глаза, руки, лицо, кожу. Яркие цвета, контрастность создают современную красоту. Несмотря на современный стиль творчества, художник сохранил традиционные методы искусства графики по шелку.
В работе «Женщина, маски и тени» (2010) зритель видит абстрактный образ: молодая женщина прячется в тени, красота ее загадочна, акцент сделан на мягкие руки и ноги. Изображение маски придает таинственности. Контраст придает особую красоту. Эта работа отражает проблемы общества.
На картине «Красивая женщина 1» (2010) Буй Тьен Туан выражает психологию городских жителей различными сложными формами. Мы видим роскошное платье на сексуальной фигуре. В работах «Отно» (2010), «Пленительная» (2010), «Девушка в наряде» (2009) автор описывает внешнюю красоту молодых женщин. Визуальный подход сочетает абстрактные базовые и основные инновационные структуры. Декоративная каллиграфия, условные символы, общее пространство проявляют авторскую интуицию. Его система отражает духовные ценности свободы. Буй Тьен Туан передает социальные тенденции, скрытые сообщения эпохи, процесс формирования материалистического общества. Автор разработал отдельные визуальные методы, продемонстрировал поиск современных форм с помощью роскошного эстетического выражения. Он сформировал новые тенденции в традиционном искусстве графики по шелку.
Художник Ву Динь Туан[8] (р. 1973) искал в графике по шелку формулировки, содержащиеся в современном обществе, изображая человеческие фигуры и предметы в символическом стиле. Его работы демонстрируют процесс творческого мышления, инновационного по форме и содержанию. Его картины тонко сочетают символические и условные приемы. «Пространство на картинах Ву Динь Туана наполнено реализмом и сюрреализмом. Через выражение лица, используя синий, красный, черный и желтый цвета, художник передает содержание и форму работы, оставляя большое пространство для фантазии зрителя. Глубокая тень, голубое небо, неоднородная земля, зеленые луга с цветами и т. д. Цветы, лампы, птицы, драконы, человеческие надежды» [11, с. 93] — преодолев структурный реализм, Ву Динь Туан вернулся к знаковым символам со стилизованными приемами. Его искусство четко передает время.
В работах «Сак Хи Хонг 1», «Сак Хи Хонг 2», «Сак Хи Хонг 3» (2009) в центре изображается человеческое лицо. Подробно описываются глаза, осторожный взгляд. Художник гармонично вписывает традиционные узоры, драконов, цветы, птиц. Красота природы сочетается с человеческой жизнью, все существует в близких отношениях. Лампа символизирует свет надежды, древние узоры и дракон — традиционную культуру, цветы и птицы — красоту природы, все привносит дыхание жизни. Яркие цвета, контрастность играют важную роль в его работах, они обладают таинственной красотой. Пространство в картинах Ву Динь Туана мягко светится за счет использования шелка.
Рис. 4. Ву Динь Туан. «Поиск реки». 2010. Материал: шелк
«Поиск реки» (2010) представляет чаяния людей в современном обществе; по иллюзорной реке движутся рыбы, свободно плавающие только в воспоминаниях людей. Эта работа имеет глубокое содержание, ярко изображается лицо человека, рыбы символизирует мирную реку, романтичность, играя главную роль. В работе «Сад любви» (2010) художник изобразил красоту природы, предметов и людей. Яркие и подробно описанные насекомые и цветок — символы красоты весны. В произведении «Прекрасный день» (2010) художник изображает сверкание росы, неяркие цвета обладают чистой красотой. В огромном пространстве мы видим свободный полет стрекозы. Человек, роса создают глубину содержания, выражая человеческие мечты. Роса — символ нашего желания, чистота воздуха.
Картины Ву Динь Туана передают дух времени, отражают реальность. Он показал техническую виртуозность, тонкость, эмоциональность цвета. Его искусство графики по шелку инновационно в области визуального мышления. Он отказался от традиционных эстетических концепций для создания новых форм искусства. Природные и человеческие образы объединены, чтобы создать глубоко символичное единство. Декоративная каллиграфия, реализованная в работах, условна. Он внес эстетические изменения в современное искусство графики по шелку, создавая отдельные визуальные фактуры. «Ву Динь Туан предлагает зрителям богатый эстетический подход» [11, с. 93]. Также и другие художники создали множество произведений в традиционном стиле: Нгуен Тхи Ким Бак, Нгуен Тхи Бик Монг, Нгуен Минь Ханг, Фам Тхи Тхань Ван, Ле Ван Суу, Ле Хоанг Бик Фыонг и др.
Художники сочетали современные художественные языки и традиционные материалы, воплощая их в различных формах. Они создали систему произведений высокой художественной ценности. Формы выражения глубоки по содержанию. Визуальные фактуры современные; при создании работ авторы прибегают к кубизму, символизму. Поиски фактуры, стиля, техники отражены в масляной живописи, лаковой живописи, графике по шелку, демонстрируя прогресс и утверждая новое творческое мышление художников Вьетнама.
Литература:
1. Во Ван Лак, Изображения — символы в произведениях народной графики Донг Хо во Вьетнаме // Перспективы науки, Тамбов, 2013. № 3 (42) 2013. С. 59–55.
2. Во Ван Лак, Изображения-символы в произведениях народной графики Шинг (Хюэ) во Вьетнаме// Молодой ученый (№ 21 (80) / декабрь -2 2014 г. С. 745 -748 (0,5 п.л.) ISSN 2072- 2079.
3. Во Ван Лак, Влияние французского искусства на традиционную живопись Вьетнама в период 1925–1945 гг.//Молодой ученый (№ 1 (81), январь- 1 2015 г.- С 511–515.
4. Во Ван Лак, Типичные работы авторов живопись Вьетнама в период 1925–1945 гг../ Молодой ученый (№ 2 (82), январь — 1 2015 г.- С 573–578.
5. Во Ван Лак, Художественные материалы, используемые во вьетнамской живописи 1955–1985 гг./ Молодой ученый (№ 3 (83), февраль — 1 2015 г.
6. Во Ван Лак, Творческий поиск художников Вьетнама периода обновления (1986–2010)/ Молодой ученый (№ 4 (84), февраль — 2 2015 г.
7. Буи, Н. Х. Некоторые взгляды на произведения лаковой живописи периода обновления // Фотографический художественный журнал. — 2007. — № 1. — С. 12.
8. Нгуен, Л.Т. Б. Современное искусство Вьетнама / Л.Т. Б. Нгуен, Н. Х. Буи, Т. Фам, В. Ч. Нгуен. — Ханой: Изобразительное искусство, 2005.
9. Нгуен, Х. Искусство Вьетнама XX века / Х. Нгуен. — Ханой: Знание, 2011.
10. Нгуен Х. Искусство периода обновления / Х. Нгуен. — Ханой: Изобразительное искусство, 2009.
11. Ле, В. А. Жизнь на выставке графики на шелке // Научно- художественный журнал. — 12/2011. — № 4. — С. 93.
12. Ле, З.Б. «Земля будущего» художник Ле Ван // Художественный журнал. — 10/2010. — № 214. — С. 41–43.
13. Нгуен, Т. Н. Работы художника Нгуен Ту Нгьема в коллекции Нгуен Ху Занга / Т. Н. Нгуен. — Ханой: Изобразительное искусство, 1994. — С. 19.
[1] Он окончил факультет живописи в Колледже изобразительных искусств Индокитая (1941–1945). Художник-авангардист, находящийся в поиске инновационного визуального языка в лаковой живописи. Участвовал во многих выставках в стране и за рубежом в 1945, 1946, 1948, 1951, 1954, 1957, 1958, 1960, 1962, 1976, 1980, 1985, 1990, 1995, 2000 гг. и др.
[2] Святой Зонг (Фу Донг Тхиен Выонг) является главным божеством вьетнамских народных верований.
[3] Он окончил факультет графики в Институте изобразительного искусства Вьетнама. Его работы выставлялись во Вьетнаме и на международных выставках. Он получил множество государственных и международных наград.
[4] Он окончил факультет живописи в Институте изобразительного искусства Вьетнама. Его работы выставлялись во Вьетнаме и на международных выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, Сингапуре, Таиланде и др.
[5] Он окончил факультет живописи в Институте изобразительных искусств Вьетнама. Его работы выставлялись во Вьетнаме и на международных выставках, получая многочисленные награды, в том числе и от Ассоциации изобразительных искусств Вьетнама.
[6] Он окончил факультет живописи в Институте изобразительного искусства Вьетнама. Его работы выставлялись во Вьетнаме и на международном уровне в Сингапуре, Корее, Китае, Камбодже, Лаосе и др. Получил многочисленные награды от Ассоциации изобразительных искусств Вьетнама.
[7] Он окончил факультет графики по шелку в Институте искусств Хошимина (1998). Его работы выставлялись на национальных и международных выставках во Франции, США, Гонконге, Сингапуре и др. Он получил множество государственных наград, обладает серебряной медалью Выставки национального искусства 2005 г.
[8] Он окончил факультет графики в Институте изобразительных искусств Вьетнама (2000). Стажировался в Институте искусств в Нью-Йорке (2007). Участвовал в национальных и международных выставках в Китае, Таиланде, Японии, Америке и др. Получил множество художественных наград: международная серебряная медаль в 2005 г., медаль Вьетнамской художественной ассоциации в 2006 и 2007 гг.